1 люди являются искусно построенными механизмам. Проектор по учебной работе

Учение французских материалистов о внутренней активности мате-рии, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоева-нием философской мысли XVIII в. Однако, на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения Продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам. Наиболее яркий пример механицизма - взгляды французского философа Жюльена де Ламетри (1709 - 1751), изложенные им в сочинении с характерным названием «Человек - машина». В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.

Наиболее обобщенно и систематично механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа - это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира.

Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие закономерности мира - это абсолютизируемые законы механики твердых тел. «Согласно этим законам, - писал Гольбах, - тяжелые тела падают, легкие поднимаются, сходные субстанции притягиваются, все существа стремятся самосохранению, человек любит самого себя и стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал это, и питает отвращение к тому, что может быть ему вредным». Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот - последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Этот взгляд, направленный против теологических представлений о свободном творении Бога и чудесах, базировался на признании всеобщей и непреложной материальной обусловленности. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все происходящее в природе всеобщей необходимости. Необходимость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фатализм. Как вывод, отсюда следует отрицание случайности в природе и свободы и поведении человека. «Мы, - писал Гольбах, - называли случайными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть. Мы приписываем случаю все явления, когда не видим их необходимой связи с соответствующими причинами» (Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 1.- М „ 1963.- С. 428).

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводили к выводу о предопределенности всего существующего, к пассивному подчинению человека всему тому, что совершается в окружающей его действительности.

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познания. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри же писал о «мозговом экране», на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатлевающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взглядам материалистов, чувствует посредством соединяющихся в мозгу периферических нервов. При этом опыт показывает, подчеркивает Гольбах что те части тела, у которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способность чувствовать. Если же происходит какое-либо нарушение в самом мозгу, то человек или чувствует несовершенным образом или совсем перестает чувствовать. Таким образом, ощущение имеют место тогда, когда мозг человека может различать производимые на органы чувств воздействия.

Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может был познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. «Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключения», - писал Гельвеций в своем трактате «Об уме». Все операции человеческого ума Гельвеций сводит к применению способности сравнения. Он считал, что одной этой способности достаточно для по знания природы.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и гносеологический оптимизм материализма XVIII в. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека. Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заявляет Гельвеций. То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным фактом, становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом, разделяют основные установки философии своей эпохи.

Эволюция британского эмпиризма конца XVII- середины XVIII века: Д.Локк, Д. Беркли, Д. Юм

Основы британского эмпиризма были сформулированы Фрэнсисом Бэконом. Его учение об опытном источнике человеческих знаний, а также разработанный им индуктивный метод были рассмотрены ранее, в процессе сопоставления различных методологических подходов рационализма и эмпиризма. Настал момент более обстоятельно изучить развитие взглядов Ф.Бэкона в контексте разработки теории познания, базирующегося на принципах эмпиризма.

1. Рационализм, как умонастроение и методология эпохи Просвещения

2. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения

Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения

XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда и др., во Франции - в ра­ботах Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии - в произведениях Г. Лессинга, И. Гердера, молодого Канта и Г. Фихте.

Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просве­щения являетсярационализм. В прошлой теме мы уже встречались с рационалистическим учением Р. Декарта. В отношении учения Декар та термин рационализм употребляется для характеристики гносеоло гических и логико-методологических установок. Рационализм трак­туется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют t познании вторичное значение. В этом смыслерационализм противс стоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм придает решающее зн& чение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмго ризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в исторш философии имеет место и более широкий подход к понятию рацион. лизм. Тогда он рассматривается как широкое идейно-теоретическо течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настро» ния определенных социальных классов, слое этапе общественного развития. А на основе э" рабатывает определенные методологически ции человека в практической деятельности и поз;

как правило, связываетсяс идейными устремленя..,..... ., ^

прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей с;

своего развития. Для него характерны возвеличивание человечен;

индивида как активного, свободного и равноправного существа, исто­рический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в п знании и преобразовании природы.

В этом смысле противоположным рационализму понятием яв­ляется иррационализм. Он выдвигается на авансцену истории в период кризиса общественных структур. Представителям иррационализма в большей мере присуща пессимистическая оценка познавательных и деятельно-преобразовательных возможностей человека, отрицания исторического и социального прогресса, скептицизма и агностицизм. Об иррационализме речь пойдет при характеристике философии кон­ца XIX - середины XX в. Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось ранее, характерноумонастроение рационализма.

Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в социально-экономических, политических и идеологических процес­сах, происшедших в эпоху Просвещения. Прежде всего, следует отме­тить, что эпоха Просвещения - это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепоще­ния умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиоз­ной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характе­ристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс. «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступили крайне революционно. Никаких внешних ав­торитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, по­нимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстоять перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существую­щего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.- С. 16).

В этот период рационализм, состоящий на различных по фи-лософско-мировоззренческой и политической радикальности уче­ний, отражая взгляды, настроения, потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма, абсолютизма иих опоры - католичес­кой церкви, по ряду важных вопросов выступал с общих позиций. В центре всех философских школ, систем, течений того времени на­ходится, как правило, активно действующий субъект, способный по­знавать и изменять мир в соответствии со своим разумом.Разум рас­сматривается в рационалистических системах в качествеисточника всей субъективной деятельности человека. Человек, согласно этой теории, по своей сущности, по своей «природе» является разумным существом.Разум, как сущностная характеристика субъекта, вы­ступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое про­явление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения Рационализма, призван стать властелином мира, перестроить обще-

ственные отношения на разумных основаниях. На этой основе декла­рировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатывались меры по обеспече­нию гражданских и политических свобод. Эти свободы рассматрива­лись «как неотъемлемое право всякой нации и всякого общества, в виду того, что они существенно необходимы для сохранения и про­цветания общественных союзов» (Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 2- М., 1 963.- С. 533).

Однако, общая позиция представителей разных философских школ, течений и направлений эпохи Просвещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных проблем теории познания. Поэтому при анализе методо­логии рационализма наряду с вычленением общих положений, необ­ходимо акцентировать внимание и на различии учений.

Весь рационализм при построении философской теории исхо­дит из установки о подобии и конечном совпадении разума и резуль­татов человеческой деятельности. На основе этой установки харак­теристики субъективной деятельности человека и, прежде всего, че­ловеческая сознательность (рациональность, целесообразность), были взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропорядка. Мир предстает в рационалистических системах законосообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся.

Но в конкретной интерпретации устройства этого мира пред­ставители различных мировоззренческих ориентации обнаружи­вают различные подходы.Идеалистический рационализм мисти­фицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с ми­ром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективизаций. В этих учениях разум как специфическая, сущно-стная характеристика человека отделяется от его обладателя, за­тем наделяется самостоятельным существованием, то есть объек­тивируется. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам аналогичной деятельности человека, в которой неразрывно связаны цель и средство, результат и дейст­вие, реализация и замысел.

Представители жематериалистического рационализма суб­станциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. «Вселенная, - пишет Гольбах, - это колоссальное соединение всего существующего, по­всюду являет нам материю и движение...», и далее - «природа су­ществует сама по себе, действует в силу своей собственной энергий и никогда не может быть уничтожена (Гольбах П. Избр. философ-произв. В 2-х тт. Т. 1.- М., 1963.- С. 88, 504). Вечное пространст­венно-временное существование материи и ее непрерывное движе­ние являются для французских материалистов XVIII в. несомнен­ным фактом.

Механистический материализм, и сенсуализм в философии эпохи Просвещения

Учение французских материалистов о внутренней активности мате­рии, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоева­нием философской мысли XVIII в. Однако, на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, за­коны тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам. Наиболее яркий пример механициз­ма - взгляды французского философа Жюльена де Ламетри (1709 -1751), изложенные им в сочинении с характерным названием «Человек - машина». В этой работе Ламетри доказывал, что люди яв­ляются искусно построенными механизмами и призывал изучать че­ловека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскры­тию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.

Наиболее обобщенно и систематично механистическое миро­воззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с по­мощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без при­чины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само стано­вится причиной, порождая новые явления. Природа - это необъят­ная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движе­ние целого. Так складывается закономерность мира.

Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие закономерности мира - это абсолютизируемые законы механики твердых тел. «Соглас­но этим законам, - писал Гольбах, - тяжелые тела падают, легкие под­нимаются, сходные субстанции притягиваются, все существа стремятся к самосохранению, человек любит самого себя и стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал это, и питает отвращение к тому, что йомсет быть ему вредным». Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный ^уговорот - последовательное возрастание и убывание, возникнове-^te и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в ми-Р 6 подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Этот взгляд, направленный против теологических представ-^аий о свободном творении Бога и чудесах, базировался на призна­ки всеобщей и непреложной материальной обусловленности. Не-прерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, под, чиняют все происходящее в природе всеобщей необходимости. Необ, ходимость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фатализм. Кац вывод, отсюда следует отрицание случайности в природе и свободы и поведении человека. «Мы, - писал Гольбах, - называли случай­ными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть. Мы при­писываем случаю все явления, когда не видимих необходимой связи с соответствующими причинами» (Гольбах П. Избр. философ, про. изв. В 2-х тт. Т. 1.- М„ 1963- С. 428).

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводи­ли к выводу о предопределенности всего существующего, к пассив­ному подчинению человека всему тому, что совершается в окружаю­щей его действительности.

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи,обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний ма­териалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздейст­вием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познания. Глав­ным органом познаний действительности является человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри же писал о «мозговом эк­ране», на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатле­вающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взглядам материа­листов, чувствует посредством соединяющихся в мозгу перифери­ческих нервов. При этом опыт показывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у которых прерывается сообщение с мозгом, теря­ют способность чувствовать. Если же происходит какое-либо нару­шение в самом мозгу, то человек или чувствует несовершенным об­разом или совсем перестает чувствовать. Таким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг человека может различать производи­мые на органы чувств воздействия.

Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в противо­речии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. «Уму свойственно на­блюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключе­ния», - писал Гельвеций в своем трактате «Об уме». Все операции человеческого ума Гельвеций сводит к применению способности сравнения. Он считал, что одной этой способности достаточно для по­знания природы.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельнос­ти предопределяет и гносеологический оптимизм материализма 3CVIII в. Его представители убеждены в неограниченности познава­тельных возможностей человека. Не существует ничего, чего люди "яе могли бы понять, заявляет Гельвеций. То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным фактом, счановтся лля нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом, .разделяют основные установки философии своей эпохи.

Но в конкретной интерпретации устройства этого мира пред­ставители различных мировоззренческих ориентации обнаружи­вают различные подходы.Идеалистический рационализм мисти­фицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с ми­ром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективизаций. В этих учениях разум как специфическая, сущно-стная характеристика человека отделяется от его обладателя, за­тем наделяется самостоятельным существованием, то есть объек­тивируется. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам аналогичной деятельности человека, в которой неразрывно связаны цель и средство, результат и дейст­вие, реализация и замысел.

Представители жематериалистического рационализма суб­станциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. «Вселенная, - пишет Гольбах, - это колоссальное соединение всего существующего, по­всюду являет нам материю и движение...», и далее - «природа су­ществует сама по себе, действует в силу своей собственной энергий и никогда не может быть уничтожена (Гольбах П. Избр. философ-произв. В 2-х тт. Т. 1.- М., 1963.- С. 88, 504). Вечное пространст­венно-временное существование материи и ее непрерывное движе­ние являются для французских материалистов XVIII в. несомнен­ным фактом.

Механистический материализм, и сенсуализм в философии эпохи Просвещения

Учение французских материалистов о внутренней активности мате­рии, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоева­нием философской мысли XVIII в. Однако, на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, за­коны тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам. Наиболее яркий пример механициз­ма - взгляды французского философа Жюльена де Ламетри (1709 -1751), изложенные им в сочинении с характерным названием «Человек - машина». В этой работе Ламетри доказывал, что люди яв­ляются искусно построенными механизмами и призывал изучать че­ловека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскры­тию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.

Наиболее обобщенно и систематично механистическое миро­воззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с по­мощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без при­чины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само стано­вится причиной, порождая новые явления. Природа - это необъят­ная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движе­ние целого. Так складывается закономерность мира.


Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие закономерности мира - это абсолютизируемые законы механики твердых тел. «Соглас­но этим законам, - писал Гольбах, - тяжелые тела падают, легкие под­нимаются, сходные субстанции притягиваются, все существа стремятся к самосохранению, человек любит самого себя и стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал это, и питает отвращение к тому, что йомсет быть ему вредным». Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный ^уговорот - последовательное возрастание и убывание, возникнове-^te и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в ми-Р 6 подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Этот взгляд, направленный против теологических представ-^аий о свободном творении Бога и чудесах, базировался на призна­ки всеобщей и непреложной материальной обусловленности. Не-прерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, под, чиняют все происходящее в природе всеобщей необходимости. Необ, ходимость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фатализм. Кац вывод, отсюда следует отрицание случайности в природе и свободы и поведении человека. «Мы, - писал Гольбах, - называли случай­ными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть. Мы при­писываем случаю все явления, когда не видимих необходимой связи с соответствующими причинами» (Гольбах П. Избр. философ, про. изв. В 2-х тт. Т. 1.- М„ 1963- С. 428).

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводи­ли к выводу о предопределенности всего существующего, к пассив­ному подчинению человека всему тому, что совершается в окружаю­щей его действительности.

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи,обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний ма­териалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздейст­вием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познания. Глав­ным органом познаний действительности является человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри же писал о «мозговом эк­ране», на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатле­вающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взглядам материа­листов, чувствует посредством соединяющихся в мозгу перифери­ческих нервов. При этом опыт показывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у которых прерывается сообщение с мозгом, теря­ют способность чувствовать. Если же происходит какое-либо нару­шение в самом мозгу, то человек или чувствует несовершенным об­разом или совсем перестает чувствовать. Таким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг человека может различать производи­мые на органы чувств воздействия.

Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в противо­речии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. «Уму свойственно на­блюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключе­ния», - писал Гельвеций в своем трактате «Об уме». Все операции человеческого ума Гельвеций сводит к применению способности сравнения. Он считал, что одной этой способности достаточно для по­знания природы.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельнос­ти предопределяет и гносеологический оптимизм материализма 3CVIII в. Его представители убеждены в неограниченности познава­тельных возможностей человека. Не существует ничего, чего люди "яе могли бы понять, заявляет Гельвеций. То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным фактом, счановтся лля нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом, .разделяют основные установки философии своей эпохи.

Эволюция британского эмпиризма конца XVII- середины XVIII века:

Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм

I. Теория познания Д. Локка

II. 2/ Субъективный идеализм. Д. Беркли

III. З/ Скептицизм Д. Юма

Основы британского эмпиризма были сформулированы Фрэнсисо-" Бэконом. Его учение об опытном источнике человеческих знании а также разработанный им индуктивный метод были рассмотрен;

ранее, в процессе сопоставления различных методологических пол ходов рационализма и эмпиризма. Настал момент более обстоятель но изучить развитие взглядов Ф.Бэкона в контексте разработки тег рии познания, базирующегося на принципах эмпиризма.

Теория познания Д. Локка Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхожде­ния, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности, ДжонЛокк (1632-1704). В своем главном философском произведении "Опыт о человеческом разу­ме" (1690) Д.Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Первый вопрос, который он должен был решить на пути осуществления сво­его замысла, это высказать отношение к имевшей широкое распро­странениетеории "врожденных идей". Д.Локк категорически от­вергает возможность существования такого рода идей.

Сторонники теории "врожденных идей" обычно ссылались на всеобщее согласие людей по тем или иным вопросам. "Однако, - пи­сал Д.Локк, - довод со ссылкой на всеобщее согласие, которым поль­зуются для доказательства существования врожденных принципов, скорее доказывает, что их нет: ибо нет принципов, которые бы поль­зовались признанием всего человечества"(Локк Д. Избр. философ. произв. T.I.-М., 1960.-С. 7 6). Для доказательства этого положения Д.Локк приводит множественные примеры из своей медицинской практики, данных этнографических наблюдений. Те или иные идеи, по мнению английского мыслителя, одобряются людьми не в силу своей врожденности, а вследствие своей полезности. Так, например, идея Бога и богопочитания не является врожденной, поскольку в ми­ре существуют атеисты, отрицающие бытие Бога, а также целые на­роды, у которых нельзя найти понятий ни о Боге, ни о религии. Появ­ление же и распространение этих идей объясняется отнюдь не их врожденностью, а влиянием воспитания, образования, здравого смысла и постоянного интереса к имени Бога.

Поскольку Д.Локк отверг существование врожденных идей, то закономерно встал следующий вопрос: каков же источник этих идей? Отвечая на этот вопрос, английский философ ясно формулирует ис­ходный принцип эмпиризма. "На опыте основывается все наше зна­ние, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направ­ленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставля­ют нашему разуму весь материал мышления" (Тоии. же.- С 128).

Как видно из высказывания Д. Локка, он различает два вида опыта:внешний опыт, состоящий из совокупности определений, ивнутренний опыт, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источником внешнего является объек­тивный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе, утверждает анг­лийский мыслитель, в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное (т.е. объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Внешний опыт илирефлексия - это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Разъ­ясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д. Локк подчеркивает мысль о том, что " этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя", что он "не имеет никого дела с внешни­ми предметами и хотя этот источник не есть чувство..., ...тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутрен­ним чувством"(Там же.- С.129). Эта характеристика внутреннего опыта призвана подчеркнуть большое значение деятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Д. Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чув­ственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вообще, душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.

Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он совершает некоторые собственные действия, при по­мощи которых, из простых идей как материала и основания для остального, строятся другие. Благодаря этой способности, ум имеет больше возможности разнообразить и уменьшить объекты своего мышления бесконечно дольше того, чем ему доставили ощущения или рефлексия. Вместе с тем, Д. Локк четко указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений. Внешний опыт является основанием, базой всего последующего знания.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные.Простые идеи содержат в себе одно­образные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк относит к простым идеям идеи прост­ранства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию про­стые идеи, в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные каче­ства внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для вос­приятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, фор­ма, движение, покой. Эти качества действуют на органы чувств по­средством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протя­женности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существуют в самих телах, то есть идеи этих качеств, совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи, отражающие вторичные каче­ства, которые, по его мнению, не находятся в самих вещах, но представ­ляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими пер­вичными качествами, (т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким образом, прояв­ление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с са­мим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. Д.Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею;

2. Сведение вместе двух идей, все равно - простых или слож­ных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сра­зу, но не соединять в одну;

3. Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности.

В соответствии с характером образования Локк различает три вида сложных идей по их содержанию.

1. Идеи модусов или "эмпирических субстанций". Сюда он включает идеи являющиеся либо зависимыми отсубстанций (пер­вичных оснований), либо их свойствами последних.

2. Идеи отн ошения, состоящие в рассмотрении и сопоставле­нии одной идеи с другой и приведении к идеям отношений "брат, отец" причины и следствия, тождества и различия и т.д.

3. Идея субстанции, то есть некий "субстрат", "носитель", "подпорку" простых идей, не имеющих самостоятельного существ:

вания субстанции делятся на простые ("человек") и собирательно (армия, люди).

Для лучшего понимания последователей учения Локка необ­ходимо более внимательно остановиться на его концепции субстан­ции. Как ранее было сказано, Локк понимал подсубстанцией субст­рат, носитель известного качества или совокупности качеств. Какова ясе природа этого субстрата: материальная или духовная? Он при­знает наличие телесной и мыслящей субстанции. Но не устанавлива­ет между ними однозначного отношения. Они как бы рядоположены, хотя и не соприкасаются друг с другом.

Особый интерес представляет также разработанная Локком концепция абстрагирования или теория образования наиболее об­щих понятий(концептов). Именно характер этой теории позволяет определить учение Локка о сложных идеях какконцептуализм.

Проблема абстрагирования в истории философии рассматри­валась, прежде всего, как проблема соотношения общего и единич­ного в познании, тесно связанная с определением роли языка. В средневековой философии эта проблема решалась с двух диамет­рально противоположных позиций -номинализма и реализма. Но­миналисты утверждали, что общее есть" просто имя -номен (назва­ние). В реальности существуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что общая идея существует реально, а единичное - лишь отражение реального существования идеи этих вещей. Д.Локк стремится найти новый способ решения этой проблемы на основе те­ории познания. Согласно взглядам Локка, общие идеи образуются путем отвлечения от тех простых идей или признаков предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы. Так, например, если из сложных идей конкретных людей Петра, Павла, Ивана и т.д. исключить только то, что есть особенного в каждом из них, и удержать только то, что есть у них общего и затем это общее обозначить словом "человек", то получится отвлеченная идея "че­ловека".

Таким образом, согласно учению Локка,существуюттолько идеальные единичные вещи. Общие идеи - это продукт абстраги­рующей деятельности разума. Слова же, выражающие общее, - лишь знаки общих идей. Концептуализм Локка представляет собой серьезно ослабленный средневековый номинализм за счет усиле­ния материалистических тенденций. Мы уже неоднократно подчер­кивали, что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория абстрагирования показыва­ет, что Локк придавал большое значение и рациональной форме по­знания. Этот рационалистический уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном.

Самый достоверный род познания, по Локку,-интуиция. Ин­туитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответст­вия или несоответствия двух идей через их непосредственное срав­нивание. На втором месте после интуиции, по степени достовернос-ти, у Локка стоитдемонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершает­ся не непосредственно, а опосредованно, через систему посылок и выводов. Третий род познания -чувственное или сенситивное по­знание. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на са­мой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, по­средством демонстративного познания - бытие Бога, посредством сенситивного познания - существование других вещей.

Субъективный идеализм Д. Беркли Наиболее интенсивное развитие и своеобразную интерпретацию идеи Д.Локка получили в работах английского философа, епископа Д.Беркли (1685-1753). Концептуализм Локка строился на предполо­жении, что общее - это не только номен (словесное обозначение, со­зданное нашим умом), а представляет собой мысленное отвлечение общих, повторяющихся признаков вещей. Д. Беркли, по сути дела, вернулся на позиции номинализма. "Все, что существует, единич­но", - утверждает он в трактате "О принципах человеческого зна­ния" (Беркли Д. Сочинения.- М; 1972.- С. 281). Общее существует лишь как обобщенный наглядный образ единичного. С этих позиций Беркли критикует локковскую теорию абстрагирования, объясняю­щую способ образования общих идей.Абстрагирование, отвлечение, по мнению Беркли, невозможно потому, что качества предметов со­единены в предмете неразрывно. Человеческий ум может рассмат­ривать отдельно от других только такие качества, с которыми они со­единены в каком-то предмете, но без которых они могут в действи­тельности существовать. Так, можно представить себе голову без туловища, цвет без движения, фигуру без веса и т.д., но нельзя пред­ставить себе человека вообще, т.е. человека, который был бы ни бле­ден, ни смугл, ни низок, ни высок. Точно также, утверждает Беркли, нельзя представить себе треугольник вообще, то есть треугольник, который не был бы ни большим, ни меньшим, ни равносторонним, ни разносторонним. Иначе говоря, нет и не может быть абстрактной идеи треугольника, а есть лишь представление о треугольнике с оп­ределенными конкретными свойствами. Таким образом, "общие идеи" Локка приобрели у Беркли вид чувственных наглядных пред­ставлений или образов конкретных предметов.

Обоснованию этого положения служит сформулированная Д. Беркликонцепция репрезентативного (представительного) мы­шления. Согласно этой концепции, нет и не может быть абстрактных общих идей, но могут быть и бывают частные идеи, представляющие собой сходные идеи данного рода. Так, какой-либо частный треу­гольник, замещающий или представляющий все прямоугольные треугольники может быть назван общим, но абсолютно невозможен треугольник вообще.

Беркли считал, что ошибочное мнение о наличии в душе абст­рактных общих идей возникает из неверного понимания языка. Че­ловек использует в своей речи общие понятия и вследствие этого ему кажется, что он должен обладать и общими идеями, соответствую­щие этим словам. Но эти общие идеи придуманы людьми для объяс­нения того, что они дают общим вещам одинаковые названия. Если бы не было одинаковых названий, то никому и не пришло в голову го­ворить об абстрактных общих идеях.

Теория репрезентативности Беркли, основана на смешении понятия с представлением, речи с мышлением. Представление о тре­угольнике действительно всегда связано с конкретными треуголь­никами. Но это совсем не исключает возможности выработки поня­тия о треугольнике на основе выделения его общих, повторяющихся, существенных признаков. Следует также признать верной такую посылку, что переход к общим абстрактным идеям связан с речью, со словом. Но будучи формой мышления, слово не тождественно мыш­лению. Слово служит формой объективации человеческой мысли. Поэтому в диалектическом взаимодействии мышления и речи веду­щая роль принадлежит содержательной стороне этого взаимодейст­вия - процессу мышления. Сделав правильный акцент на том, что абстракции как таковые не имеют объективного существования, Беркли попытался тем самым исключить из сферы познания такое мощное познавате.льное средство как процедура абстрагирования.

Пафос берклианской критики теории абстракции становится ясен, когда мы убедимся в том, что его основная направленность со­стояла в том, чтобы освободить философию и науку от обмана слов, очищения сознания "от тонкой и хитросплетенной сети абстрактных идей" (Там же.-С. 168). В качестве "наиболее абстрактной и непо­нятной из всех идей" Беркли рассматривалидею материи или теле­сной субстанции. "Отрицание ее не приносит никакого ущерба ос­тальному роду человеческому, который и никогда не заметит ее от­сутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия" (Там. же.- С. 186). Таким образом, одна из важнейших причин, почему епископ Беркли возвращается на позиции номинализма, состоит в том, что номинализм позволяет утверждать, что такие наиболее общие поня­тия, как. материя,телесная субстанция - это лишьимена вещей, су­ществующие только в уме, а не в реальности. На этом положении ос­новывается здание берклианского идеализма. Но учение Д. Беркли в решении основного мировоззренческого вопроса это не просто иде­ализм, асубъективный идеализм. Беркли утверждает, что главной ошибкой философов до него было то, что они резко противопоставляли друг другу существование самое по себе и существование в виде восприятия. Субъективный идеализм Беркли заключается прежде всего в том, что он стремится доказать, что существование как тако­вое и существование в восприятии тождественны."Существовать ~ значит быть воспринимаемым". Из этого логично следует утверж­дение, что непосредственными объектами нашего познания являют­ся не внешние предметы как таковые, а лишь наши ощущения и представления, и следовательно, мы в процессе познания не спо­собны воспринимать ничего, кроме наших собственных идей. "Оче­видно для всякого, кто окинет взглядом предметы человеческого знания, что они суть отчасти идеи, действительно запечатленные в наших ощущениях, отчасти идеи, воспринятые через наблюдение над состояниями и действиями души, отчасти идеи, образованные при помощи памяти и воображения, наконец, идеи, возникающие че­рез соединение, разделение или... представление того, что было пер­воначально воспринято одним из вышеуказанных способов", - ут­верждает он в "Трактате о принципах человеческого знания".

Нельзя не согласиться с мнением Беркли, что объектами наше­го знания являются определенные состояния нашего сознания, и прежде всего, ощущения и восприятия. Но материалистическая гносеология, признавая, что наши ощущения являются непосредст­венными объектами познания, предполагала при этом, что ощущения при этом дают нам все-таки знание внешнего мира, который и порож­дает эти ощущения своим воздействием на наши органы чувств. Бер­кли же, отстаивая субъективно-идеалистические установки, ут­верждает, будто познающий субъект имеет дело только со своими собственными ощущениями, которые не только не отражают внеш­них предметов, но собственно и составляют эти предметы. "На самом деле, объект и ощущение - одно и тоже и не могут поэтому быть абст­рагируемы одно от другого" (Там же.- С. 173). Таким образом, Берк­ли приходит к двум субъективно-идеалистическим выводам. Во-пер­вых, мы не знаем ничего, кроме наших ощущений. Во-вторых, сово­купность ощущений или "собрание идей" и есть то, что объективно называют вещами. Получается, по Беркли, чтовещи или единичные продукты есть ничто иное какмодификация нашего сознания. Так Беркли превратил в фикцию, в "фантом сознания" не только общие идеи, такие, как материя, но и единичные вещи. Несуществующим вне сознания человека объявлялись все чувственно-воспринимае­мые объекты. Результатом субъективно-идеалистической теории познания Д. Беркли сталсолипсизм - учение, ставящее существова­ние объективного мира в зависимость от восприятия его в сознании индивидуального «Я». Так, с его точки зрения, вишня существует и является реальностью лишь постольку, поскольку данный индиви­дуум видит, осязает, пробует ее. "Я вижу этувишню,- писал Беркли,- я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что ничто нельзя ни ви­деть, ни чувствовать, ни пробовать, следовательно, она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, красоты, терпкости и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощуще­ний, то вишня, я утверждаю, есть ничто иное, как соединение чувст­венных впечатлений или представлений, воспринимаемых разными чувствами; эти представления объединяются в одну вещь (или име­ют одно данное им имя) умом, ибо каждое из них наблюдается в со­провождении другого".

Такая точка зрения, если ее придерживайся до конца, ведет к превращению мира в иллюзию воспринимающего субъекта. Д. Беркли понимал уязвимость такой позиции и пытался преодолеть край­ности субъективизма. С этой целью он вынужден был допустить су­ществование«мыслящих вещей» или «духов», восприятие которых обуславливает непрерывность существования "немыслимых вещей". Например, когда я закрываю глаза, или выхожу из комнаты, то вещи, которые я там видел, могут существовать, но только в восприятии другого человека.«Следовательно, когда говорится, что тела сущест­вуют вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но как всю совокупность духов. Поэтому из вышеиз­ложенных принципов не следует, чтобы тела ежемгновенно уничто­жались и создавались вновь или вообще не существовали в проме­жутке между нашими восприятиями их» (Там же.- С. 192-193).

Но в таком случае закономерно возникает вопрос, а как быть с существованием до того, как возник человек? Ведь даже по учению христианства, приверженцем которого был епископ Беркли, реаль­ный мир возник раньше человека. И Беркли вынужден был отсту­пить от своего субъективизма и, по сути дела, встать на позиции объ­ективного идеализма. Творцом всего окружающего мира и гарантом его существования в сознании субъекта является, по Беркли, Бог. «В трех разговорах между Гиласом и Филонусом» он выстраивает следующую цепь рассуждений. «Чувственные вещи не могут суще­ствовать иначе, как только в уме или в духе. ...И не менее ясно, что эти идеи или воспринимаемые мною вещи... существуют независимо от моей души... Они должны поэтому существовать в каком-либо ином Духе, по чьей воле они являются мне. ...Из всего этого я заключаю, что есть дух, который во всякий момент вызывает во мне те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их беспримерно мудр, могуч и благ» (Там же.- С. 302, 305, 306). Так, английский епископ не про­сто опровергает материализм, но, используя субъективно-идеалис­тическую методологию, строит оригинальную версию доказательст­ва бытия Бога. Традиционное богословие, по Беркли, рассуждает следующим образом: «Бог существует, поэтому он воспринимает ве-Щи». Следует же рассуждать так: «Чувственные вещи реально су­ществуют, а если они существуют реально, они необходимо воспри­нимаются бесконечным духом, поэтому бесконечный дух или Бог су­ществует» (Там же.- С. 305).

Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Механистический характер французского материализма XVIII века.

Учение французских материалистов о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философской мысли XVIII в. Однако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам.Наиболее яркий пример механицизма - взгляды французского философа Жюлъена де Ламетри (1709-1751),изложенные им в сочинении с характерным названием «Человек-машина». В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.

Наиболее обобщенно и систематично механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа - это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира.

Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот - последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводили к выводу о редопределенности всего существующего, к пассивному подчинению человека всему тому, что совершается в окружающей его действительности.

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений,
без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познанию. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри же писал о «мозговом экране», на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатлевающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взглядам материалистов, чувствует посредством соединяющихся в мозгу периферических нервов.

Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и гносеологический оптимизм материализма XVIII в. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека. Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заявляет Гельвеции. То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным фактом, становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом, разделяют основные установки философии своей эпохи.

Французский материализм 18 века - это вершина материалистической мысли до революции 1789 года, которая оказала большое воздействие на общественную жизнь и духовный мир всей Европы. Это учение связано с радикальными социально-политическими взглядами. Французский материализм 18 века - это шаг вперёд материалистических идей. “Кроме движущейся материи ничего не существует”.

Задачи, которые ставили перед собой французские ма­териалисты:

1. Показать, что религиозные догматы находятся в непримиримом противоречии с разумом, опытом и нау­кой. Они были солидарны с Юмом, нельзя ссылаться на Бога как на источник ощущений, так как никакой человеческий опыт не может доказать существование божества.

2. Найти гносеологические корни религии. Человек сотворил Бога по образу и подобию себя. Небесный мир сотворён вооб­ражением по образу земного мира.

3. Антиклерикализм - критика Церкви. Французские философы подвергают Церковь уничтожающей кри­тике. Вольтер: история Церкви - надувательство... Согласно Вольтеру, Бог - первый двигатель Вселенной, высший законодатель, религия не­обходима для умиротворения общества, гарантия типичного порядка. “Если бы Бога не было, то его сле­довало бы изобрести”.

18 столетие в истории Европы известно под названием “века Просвещения”. В первую очередь, это был век Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, французских философов, развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения. В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений, которые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветителей на общество и об­щественное развитие. Важнейшим элементом, основной философии Просвещения было убеждение в том, что всё существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено на основе разума, т.е. рационалистически. Просветители являлись прямыми наследниками “научной революции 17 столетия”, связанной с открытиями Нью­тона, Декарта, Галилея. Деятелям “научной революции 17 в.” было введено понятие научного за­кона как объективной и независимой от желания человека связи между явлениями природы. Просветители распространили это понятие и на общество. По мнению философов Просвещения, не только природа, но и обще­ство должно быть подвергнуто беспристрастному научному анализу, осмыслено рационалистически, с точки зрения действующих в обществе законов. Важнейшим законом развития общества философы - просветители считали то, что оно развивается от менее развитых форм к более развитым, т.е. по пути прогресса. Именно просветителями была введена в философский оборот идея общественно - исторического прогресса.Рационализм в сочетании с идеей общественно - исторического прогресса служил в теориях просветителей обоснованием для критического анализа существующей общественной действительности. Критерием разумности существующих общественных институтов служило прежде всего их соответствие требованиям разума, естественным правам человека (к ним относились независимость личности и признание свободы человека), идее прогресса. Современный обществен­ный порядок порицался просветителями. Они критиковали абсолютную власть монарха, сословный строй, ограничение личных прав и свобод, религиозные суеверия и невежество. Просветители сформулировали стройную кон­цепцию реформ, охватывающих все сферы общественной жизни, направленную на достижение так называемого “общественного блага”, общественного строя, при котором удовлетворяются потребности каждого члена общества. Осуществление этой программы реформ они связывали главным условием: просвещением обще­ства, распространение в различных его слоях научных знаний, норм морали, искоренение суеверий и невеже­ства. Публикация знаменитой “Энциклопедии” под руководством Дени Дидро рассматривалась как первый шаг к просвещению общества. Особые требования предъявляли просветители к верховной власти. Они по-разному трактовали вопрос о происхождении государства, но были одинаково убеждены в необходимости установления власти просвещенных правителей, которые на основе общих философских доктрин разрабатывают программу конкретных политических действий и реформ.

! «Государство и революция»;

! «Государь»;

! «Наука логики»;

! «Диалектика природы».

? Кто первым из представителей эпохи Возрождения пришел к выводу о бесчисленности миров:

Галилей;

Коперник;

Роттердамский.

Он предал огню сочинения Галена и Авиценны, заявив, что отрекается от всех старых авторитетов с их ошибками и заблуждениями:

Парацельс;

? Выдающийся философ и крупнейший математик, основоположник новоевропейского рационализма:

Спиноза;

Лейбниц.

? В 17 в. В.Гарвей ввел в практику научных исследований метод, получивший название:

Вивисекции;

Индукции;

Дедукции;

Анализа.

? Философ, доказывавший, что субстанций множество и все они духовные:

Лейбниц;

Декарт;

Спиноза.

Свой трактат «Об общественном договоре» он начинает словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах»:

Вольтер;

Гольбах.

Французский философ-материалист, врач по профессии, автор труда «Человек – машина», сожженного по требованию духовенства:

Монтень;

Гельвеций;

Ламетри.

? Для эпохи Просвещения характерно умонастроение:

Рационализма;

Иррационализма;

Агностицизма;

Пессимизма.

Представитель эпохи Просвещения, который в своей работе «Человек-машина» доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела:

Дж.Толанд;

Ф.Вольтер;

Ж.Ламетри;

И.Гердер.

? Французский просветитель, который оказал наибольшее влияние на развитие общественного сознания в России:

Монтескье;

Вольтер;

Руссо.
Тема 5. Немецкая классическая философия – 4 ч.


  1. Исторические условия развития философской мысли в Германии в ХVIII и ХIХ веках.

  2. Кант – родоначальник немецкой классической философии:

    1. проблемы натурфилософии;

    2. Кант о познавательных возможностях человека.

  3. Философия Гегеля:

    1. абсолютный идеализм Гегеля;

    2. идея автономии морали;

    3. особенности философии и истории Гегеля;

    4. диалектика и принцип триады.

  4. Философия Фейербаха:

    1. философия о сущности религии;

    2. антропологический материализм;

    3. социологические и этические взгляды.
5. Влияние немецкой классической философии на развитие медицинской науки и практики.
Л и т е р а т у р а:

а) основная

1.

2.

3.

б) дополнительная:



  1. Лунгина Д.А. Учение о культуре у Канта и Гегеля. – Ж. «Вопросы философии» № 1 2010 г.

  2. Терлецкий В.М. Априорность и спонтанность в критической философии И.Канта. - Ж. «Вопросы философии» № 12 за 2013 г.

Контрольные вопросы:


  1. Как называл И.Кант свою философскую систему?

  2. Что означает «вещь в себе» И.Канта? В чём сущность его агностицизма?

  3. Почему И.Кант называл этику строгой теоретической наукой?

  4. Что означает категоричный императив?

  5. Что представляет триада в системе Г.Гегеля?

  6. Какие законы диалектики сформулировал Гегель?

  7. Что представляет «абсолютная идея» Гегеля?

  8. Почему философию Канта, Фихте, Шеленга, Гегеля, Фейербаха называют классической?

  9. Объясните сущность антропологического материализма Фейербаха.

  10. Какую классификацию болезней дал Гегель?

  1. И.Кант о познавательных возможностях человека.

  2. И.Кант об автономии нравственности.

  3. Противоречие между методом и системой Гегеля.

  4. Сущность антропологического материализма Фейербаха.

  5. Концепция религии Л.Фейербаха.

  6. Значение идеалистической диалектики Гегеля для философии и науки.

  7. Фейербах о медицине как «родине материализма».

  8. Вопросы медицины в трудах Гегеля.

Тесты:

? Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму?

Свободный от заблуждений;

Существующий безотносительно к субъекту;

Исследованный вне конкретного опытного содержания;

Абстрагированный от форм восприятия.

? Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?

Следование своей природе;

Следование нравственному долгу;

Адекватное познание;

Исполнение религиозных норм.

? Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

Самосознании человека;

Его волевых актах;

Целостности его тела;

Этических представлениях.

? Первой философской наукой по Гегелю должна быть:

Метафизика;

Риторика;

Биология.

Кто из представителей немецкой классической философии считал, что предмет философии совпадает с предметом религии – это абсолютный бесконечный объект:

Шеллинг;

Фейербах.

? Основные положения т.н. романтической медицины (Х I Х в.) разрабатывались под воздействием:

Кантианства;

Философии Гегеля;

Учения Маркса;

Учения Фейербаха.

? «Сама природа есть тот «внутренний врач», который с рождения присутствует в каждом человеке и поэтому сведущ в болезнях больше, нежели специалист, лишь нащупывающий симптомы извне. – Это положение характерно для:

Античной медицины;

Медицины эпохи Средневековья;

Медицины эпохи Возрождения;

Романтической медицины (ХIХ в.).

? Философ, способствовавший преодолению локалистического толкования патологического процесса:

Фейербах.

Моральный закон;

Закон природы;

Результат опыта;

Элемент веры.

? Понятие, характеризующее философию Гегеля:

Катарсис;

Антиномия;

Абсолютная идея;

? Кто из немецких философов назвал медицину «родиной материализма»:

Шеллинг;

Фейербах.

? Какая из характеристик неприемлема к философии Л.Фейербаха:

Натурализм;

Диалектика;

Материализм;

Антропологизм.

? «Народы вступают в историю тогда, когда организуются в государства, а каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает». Эта мысль принадлежит:

Фейербаху;

? Кто из немецких философов был представителем романтизма:

Шеллинг;

Фейербах;

? Гегель полагал, что психические заболевания имеют:

Духовно-телесную природу;

Телесную природу;

Духовную природу;

Безпричинны.

? По убеждению Фейербаха философией будущего станет:

Естествознание;

Гносеология;

Аксиология;

Антропология.

Кому из немецких философов принадлежит утверждение: «Все действительное разумно, все разумное действительно»:

Энгельс.

? Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?:

Демократия;

Свобода;

Техника;

Анархия.

Тема 6. Марксистская философия – 4 ч.


  1. Формирование философии марксизма. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, мышление.

  2. Антропология марксизма.

  3. Социальная философия марксизма:

    1. понятие общественно-экономической формации; базис и надстройка;

    2. учение о классовой борьбе.

  4. Разработка марксистской теории Г.В.Плехановым и В.И.Лениным.

  5. Марксистская философия и современность. Значение марксистской методологии в познании социокультурных явлений.

Л и т е р а т у р а:

а) основная

1. Алексеев П.В. Философия: учебник. М. «Проспект», 2013

2. Моисеев В.И. Философия: учебник для студентов медицинских специальностей. СПб, 2011.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, 2013. «ГЭОТАР-Медиа», 2013.

б) дополнительная:


  1. Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов. / Ред. – сост. В.Кузнецов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2012.

  2. Асатрян М.В. Ключ к экономическим и социально-политическим ошибкам марксизма. – Ж. «Вопросы философии» № 7 за 2009 г.

  3. Сендеров В.А. Памяти марксизма. – Ж. «Вопросы философии» № 3 за 2011 г.

  4. Шелике В.Ф. Непознанный Маркс и некоторые проблемы современности. (Часть 1). – Ж. «Философские науки» № 3 2013 г.

  5. Шелике В.Ф. Непознанный Маркс и некоторые проблемы современности. (Часть 1). – Ж. «Философские науки» № 4 2013 г.
Контрольные вопросы:

  1. Раскройте сущность материалистического понимания истории.

  2. Каковы предпосылки возникновения марксистской философии?

  3. Как К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали социальную сущность человека?

  4. Какие формы отчуждения выделяет К.Маркс?

  5. Перечислите основные работы К.Маркса и Ф.Энгельса.

  6. Какую характеристику В.И.Ленин даёт империализму?

  7. Что такое неомарксизм?

Темы для докладов и дискуссий


  1. Марксистская философия о диалектике как общей теории развития.

  2. Марксизм и западная философия.

  3. Концепция диалектики в марксистской философии.

  4. Человек как субъект истории.

  5. Ленинский этап в развитии философии марксизма.

  6. Г.В.Плеханов как теоретик марксизма.

  7. Теория и практика марксизма в современном мире.
Тесты:

И.Кант и Г.Гегель;

К.Маркс и Ф.Энгельс;

В.Г.Плеханов и В.И.Ленин;

Все указанные.

? В «Философско-экономических рукописях 1844 года» Маркс поднимает проблему:

Первичного накопления капитала;

Социального неравенства;

Отчуждения труда;

Экспроприации прибавочной стоимости.

? Согласно Марксу идеология является:

Ложным сознанием;

Философией;

Искусством.

? Марксистская концепция человека исходит из:

Идеалистической диалектики Гегеля и абсолютизации умозрительного отношения человека к миру;

Понимая сущности человека как совокупности общественных отношений;

Антропологического материализма Фейербаха с абстрактным, биологическим подходом к человеку;

Религиозного толкования сущности человека.

? Философские взгляды Маркса характеризуются как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Сенсуализм;

Диалектический материализм.

? История в марксистской концепции предстает как:

Случайное нагромождение событий и фактов;

Естественно-исторический процесс;

Воля и действия отдельных личностей;

Божественный промысел.

? Ленинизм является:

Продолжением и развитием марксизма;

Антиподом марксизма;

Предпосылкой марксизма;

Синонимом марксизма.

Энгельс;

Маркс и Энгельс.

? Первым русским теоретиком марксизма был:

Бакунин;

Плеханов;

Бердяев.

? Революционное насилие, согласно марксизму, является:

Фактором прогресса общества;

Тормозом в развитии общества;

Пережитком прежних обществ;

Локомотивом истории.

Тема 7. Философия иррационализма Х I Х в. – 2 ч.


  1. Классическая и современная философия: преемственность и отличия. Поиск новых форм «практической» философии.

  2. Философия жизни и её разновидности:

    1. философия воли А.Шопенгауэра;

    2. Дильтей: обоснование наук о духе. Витализм и психологизм;

    3. Бергсон: творческая эволюция и жизненный порыв.

  3. Особенности философии Ф.Нишце.

Л и т е р а т у р а:

а) основная

1. Алексеев П.В. Философия: учебник. М. «Проспект», 2013

2. Моисеев В.И. Философия: учебник для студентов медицинских специальностей. СПб, 2011.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, 2013. «ГЭОТАР-Медиа», 2013.

б) дополнительная:


  1. Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов. / Ред. – сост. В.Кузнецов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2012.

  2. Марсель Г. Ницше: человек перед лицом смерти Бога. – Ж. «Философские науки» № 1 2012.

  3. Чикин А.А. Артур Шопенгауэр и открытие тела как философской проблемы. – Ж. «Философские науки» № 5 2013.

Контрольные вопросы:


  1. Какие идеи были использованы идеологами фашизма?

  2. Что понимает под волей А.Шопенгауэр?

  3. В чём причины возникновения иррациональной философии?

  4. Перечислите основные направления неклассической философии.

  5. Что такое волюнтаризм?

  6. Почему учение Шопенгауэра характеризуется как пессимизм?

Темы для докладов и дискуссий


  1. Шопенгауэр о свободе личности.

  2. Проблема истины в прагматизме.

  3. Проблема личности в иррационализме.

  4. Идея сверхчеловека Ницше в духовной жизни и соц.практике ХХ в.

  5. Общее и особенное в учениях Шопенгауэра и Ницше.

  6. Переосмысление предмета философии в позитивизме.

Тема 8. Отечественная философия. (Русская философия. Философская мысль в Дагестане) – 6 ч.


  1. Основные этапы развития русской философии:

    1. исторические особенности развития Российской цивилизации;

    2. философские воззрения М.Ломоносова и Радищева. Краткая характеристика.

  2. Философия революционного демократизма.

  3. Русская религиозно-идеалистическая философия (Л.Толстой, Вл.Соловьев, Н.Бердяев).

  4. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей (И.Сеченов, Н.Пирогов, И.Мечников).

  5. Философия русского космизма.

  6. Утверждение ислама, арабо-мусульманской культуры и философии в Дагестане:

    1. философская мысль в ХI-XVIII веках. Научно-философские школы;

    2. философское наследие Казем-Бека;

    3. философские воззрения дагестанских просветителей (Гасана Алкадари, Гасана Гузунова и Али Каяева).

  7. Суфийская философия и её разновидности в Дагестане:

    1. распространение суфизма в Дагестане (Мухаммад б.Муса ад-Дербенди);

    2. тарикатский мюридизм – кавказская разновидность суфизма;

    3. воззрения главных идеологов тарикатского мюридизма в Дагестане (Мухаммад из Яраги, Джамалудин из Казикумуха, Абдурахман-Хаджи из Согратля и др.);

Л и т е р а т у р а:

а) основная

1. Алексеев П.В. Философия: учебник. М. «Проспект», 2013

2. Моисеев В.И. Философия: учебник для студентов медицинских специальностей. СПб, 2011.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, 2013. «ГЭОТАР-Медиа», 2013.

б) дополнительная:


  1. Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов. / Ред. – сост. В.Кузнецов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2012.

  2. Михайлов И.Ф. Наследие советского «критического марксизма» в контексте проблемы мышления. – Ж. «Вопросы философии» № 5 за 2011.

  3. Мелих Ю.Б., Хоружий С.С. Философия Карсавина в Серебряном веке и в наши дни. - Ж. «Вопросы философии» № 4 за 2013.

  4. Самсонова Т.Н. Формирование гражданской культуры в современной России. – Ж. «Философские науки» № 1 за 2013.

  5. Лисеев И.К. Философские идеи В.И.Вернадского и современная научная картина мира (к 150-летию В.И.Вернадского).- Ж. «Вопросы философии» № 11 за 2013.

Контрольные вопросы:


  1. В чем заключается специфика русской философии?

  2. Как рассматривается проблема личности в философии русских писателей?

  3. Перечислите основных представителей русской идеалистической философии.

  4. В чём суть «метафизики единства» в философии В.Соловьева?

  5. Назовите основные проблемы, которые доминировали в творчестве Н.Бердяева.

  6. Перечислите представителей «русского космизма».

  7. В чём проявился рационализм представителей научно-философской школы Мухаммеда из Кудутля?

  8. Расскажите о философском наследии Казем-Бека.

  9. В чём специфика философских воззрений Гасана Алкадари?

  10. Какие разновидности суфизма получили распространение в Дагестане в ХIХ-нач.ХХ вв.?

  11. Что общего между суфизмом и тарикатским мюридизмом?

Темы для докладов и дискуссий


  1. Историческая судьба философии в России.

  2. Интуиция как философская проблема в русской философии.

  3. А.Герцен о взаимосвязи философии и естествознания.

  4. Антропологический принцип философии Н.Г.Чернышевского.

  5. Просветительская философия в России.

  6. Философские идеи в отечественной медицине (Н.И.Пирогов, И.М.Сеченов и др.).

  7. Идейные истоки философской мысли Дагестана.

  8. Научно-философские школы дагестанских мыслителей.

  9. Роль арабо-мусульманской философии в духовном развитии Дагестана.

  10. Ислам и его роль в формировании мировоззрений дагестанских мыслителей.

  11. Распространение суфизма в Дагестане.

  12. Главные идеологи тарикатского мюридизма в Дагестане и их взаимоотношения.

  13. Идеи русского космизма в контексте глобализации.

Тесты:

? Характерные черты самобытной русской философии:

Осмысление объективной реальности;

Критическое осмысление Российской действительности;

Космизм;

Верны все определения.

? В основе философии славянофилов находится идея:

Поклонения всему западному;

Любви к славянской нации;

Самобытности развития России;

Неизбежности развития России по западному пути.

? К западникам относятся:

А.И.Герцен;

П.Я.Чаадаев;

А.С.Хомяков;

К. Аксаков.

? Кто из русских философов мог сказать, что «свобода первичнее бытия»?

Писарев;

Лосский;

Флоренский;

Бакунин;

Бердяев.

? Выдающимся достижением М.В.Ломоносова является:

Доказательство неуничтожимости материи и движения;

Создание клеточной теории;

Открытие электромагнитного поля;

Чаадаев;

Радищев;

Ломоносов;

Белинский;

Чернышевский.

Представитель русских революционных демократов, который определял болезнь как нарушение правильного отношения между частицами, входящими в состав нашего организма:

Добролюбов;

Чернышевский;

Белинский.

? Ф.Достоевский был представителем:

Революционного демократизма;

Западничества;

Религиозного народничества;

Славянофильства.

? Работы «Философия свободы» и «Смысл творчества» стали определяющими в духовном выборе русского философа:

Булгакова;

Шестова;

Бердяева;

Соловьева.

? Центральным в учении Соловьева является идея:

Всеединства;

Государства;

Общества.

? По Бердяеву, Бог всевластен над сотворенным им миром, но не имеет власти над:

Человеком;

Обществом;

Государством;

Свободой;

Человеком и свободой.

? Представители русского космизма:

Радищев;

Белинский;

Циолковский;

Чернышевский;

Чижевский.

?«Учение о Богочеловечестве» принадлежит:

Шестову;

Соловьеву;

Булгакову;

Бердяеву.

? Вернадский является представителем:

Русской революционной демократии;

Славянофильства;

Космизма;

И.Павлов;

И.Сеченов;

С.Боткин;

Н.Пирогов.

Значительную роль в распространении просветительских идей в Дагестане сыграла «Газета Дагестана» («Джаридату Дагестан»), редактором которой был:

Г.Гузунов;

А.Каяев;

Н.Батырмурзаев;

Г.Алкадари.

? Общественный и политический деятель Дагестана, депутат III Государственной Думы (1907-1912 гг.), который отстаивал принцип свободы совести как «право человека распоряжаться своим внутренним, духовным миром»:

Б.Далгат;

Н.Батырмурзаев;

Г.Гузунов;

И.Гайдаров.

? Начало тарикатскому мюридизму в Дагестане было положено:

Дж.Казикумухским;

М.Ярагским;

А.Согратлинским.

? Согласно Н.Бердяеву, назначение человека в:

Творчестве;

Мудрости;

Похожие статьи