Фразеологизмы — это примеры крылатых фраз в русском языке. Как определить и что это такое фразеологизмы в русском языке Составить предложение с фразеологизмом не снимать узды

Закончите предложения фразеологизмами. 1) Близнецы были похожи как... (две капли воды). 2) Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой). 3) От волнения он был бледный, как... (полотно). 4) Этот район я знаю как... (свои пять пальцев). 5) Целый день он занят, кружится как... (белка в колесе). 19.

Слайд 19 из презентации «Фразеологизмы в речи» . Размер архива с презентацией 3848 КБ.

Русский язык 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Тест «Прямая речь»» - Здесь, полагаю, засели казаки, - сказал Чапаев, указывая на реку. В каком предложении верно воспроизведена замена прямой речи косвенной. Прямая речь. Что же ты не едешь. В каком предложении прямая речь оформлена правильно. Расставьте знаки препинания и запишите схемы предложений. В каком из предложений пропущены знаки препинания. Женщина или девушка на велосипеде – это ужасно. Найди предложение с ошибкой.

«Звуки в потоке речи» - Просьба. Укажите буквы. Звуки речи. Инструкция по работе с тренажером. Мечта. Подберите пару согласному. Украсьте дерево гласными звуками. Буква. Метель. Два звука.

«Примеры безударных гласных в корне» - Подберите проверочное слово. Полоскать белье. Слово состоит из семи букв. Место, где возможна ошибка. Орфограмма. Свитер. Стрела. Связать свитер. Дневное освещение. Бал. Морфема. Буква. Я возвращался к себе в деревню.

«Изучение лексики» - Исключите лишнее слово. Умения и навыки. Урок-путешествие. Известие. Подбери антонимы. Антонимы. Остров. Синонимы. Королевство антонимов. Родник среди камней. Добро пожаловать к милым двойняшкам омонимам. Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика». Суслик выскочил из норки. Деревня синонимов. Доскажи пословицу. М. Горький. Подобрать синонимы и антонимы. Подобрать синонимы. Предложения. Лексическое значение слова.

««Прямая речь» 5 класс» - Кавычки Слова автора Прямая речь Косвенная речь. Словарик терминов. Устная синтаксическая пятиминутка. Простое,осложненное. Употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи: Сложносочиненное. Дополнительный вопрос: выделить из последнего предложения глагольные, а затем именные словосочетания. Постановка знаков препинания при прямой речи. . Контрольный словарный диктант. Знать: определение понятия «прямая речь», «слова автора».

«Повторение фонетики» - Майки. Составьте как можно больше слов из букв. Чайки. Ребятки. Старый дедушка. Двери гонятся за мной. Маки выросли на грядке. Звери гонятся за мной. Повторение изученного по фонетике. Тает снег. Лев. Дедушка Пахом. Кто мамлына. Слова. Ударения в словах. Лес. Кто из этих зверей муора. Назовите звуки и буквы. Ответь на вопросы. Орфография. Течет ручей. Классификация звуков.

Русский язык столь мобилен и гибок, что позволяет использовать множество особенных речевых приемов: пословицы, поговорки, метафоры и многое другое. Отдельно хочется поговорить о том, что такое фразеологизм.

Фразеологизмами называют словосочетания, смысл которых способен украсить речь, придать ей особый эмоциональный оттенок. Фразеологический оборот неделим по смыслу, то есть имеет общее значение всех слов, входящих в него. Каждое слово в отдельности не несет подобной информационной нагрузки. Лучше рассматривать примеры с объяснением фразеологизма.

Вконтакте

Конь не валялся

Обычная речь была бы сухой и менее эмоциональной, не будь в ней особенных лексических единиц - фразеологизмов . Например, можно сказать: «Я очень разозлился». А можно произнести таким образом: » Я был злой как собака». У слушающего в уме рождаются абсолютно разные ассоциативные образы. Образ злой собаки мозг воспринимает мгновенно, на уровне рефлекса. Сказывается жизненный опыт, накопленных в подсознании.

Или такой пример фразы: «я еще не начинал выполнять намеченную работу». Гораздо лучше звучит: «У меня еще конь не валялся». Для иностранца это понять — сущая головная боль! Какой конь и почему он не валялся? А русский человек мгновенно ухватывает суть проблемы говорящего.

Фразеологизм «одна нога здесь — другая — там» очень часто употребляется в речи. В буквальном смысле невозможно, чтобы ноги человека одновременно находились в разных местах! Но он означает, что говорящий уже в пути и мчится очень быстро и вот-вот окажется в нужном месте.

Интересное наблюдение. Фразеологические обороты порой снижают остроту восприятия негативного действия и усиливают позитивное.

Чье авторство?

Многие задумываются о происхождении устойчивых выражений . Авторов у фразеологизмов нет. Или так, авторы — народ. В процессе жизни, накопления опыта люди применяют свои знания, трансформируя их в новые формы.

Происхождение ярких оборотов речи связывают также с литературными и историческими фактами. Каждый имеет представление о подвигах Геракла, а в частности, об одном из них — как быстро силач сумел очистить конюшни царя Авгия. Герой проявил находчивость, справился быстро с непомерно сложным делом. Выполнил, казалось бы, невозможное! Вот и повелось в народе говорить: «Пойду разгребать авгиевы конюшни…» Или: «Какой молодец, почистил авгиевы конюшни!»

Помимо «валяющегося коня» интересен оборот о «зарытой собаке» . Пример: «Так вот, где собака зарыта!» Это значит, что наконец-то нашлось решение проблемы или вопроса, которые долго не давали покоя. Тема происхождения крылатых выражений с данным животным весьма популярна. Известны истории собак, могилы которых служили некой памятью для их хозяев (были затеряны, а потом находились).

Всем, кто заслужил наказание, в русской речи «всыпают по первое число». Это пришло из школы, когда учеников пороли розгами. Наказание было действенным и ученик вел себя хорошо до начала следующего месяца учебы (до 1 числа).

Пройдемся по фразеологизмам

Представляем небольшой список оборотов речи для ознакомления . Они наиболее часто употребляются в отношении конкретного человека:

Фразеологизмы в предложениях

Также существует множество других крылатых фраз . Интересно рассмотреть примеры.

  1. Пришло время «умывать руки». Это предложение значит, что настал момент отстраниться от проблемы, обозначить свою непричастность к ней.
  2. В жизни он любил «плыть по течению». Герой пассивен и жил по воле обстоятельств, никак им не сопротивляясь.
  3. Забот у меня — «пруд пруди». Имеется очень много дел.
  4. В гости приезжала родня — «седьмая вода на киселе». Тут степень родства очень размыта, нет возможности разобраться кто — кому и кем приходится.
  5. Женился по принципу «с лица воду не пить». Это печальная история, здесь попытка полюбить внутренний мир человека, подразумевая что с внешностью не все в порядке.
  6. Увидимся «после дождичка в четверг». Это предложение имеет значение: не увидимся никогда, а еще показано пренебрежительное отношение к человеку.
  7. В своих рассказах он любил «нагнетать атмосферу». Тут говорится о человеке, который явно преувеличивает сложности и ужасы событий в своих повествованиях, накаляя обстановку.
  8. Уехали домой «несолоно хлебавши». Значение фразеологизма: пришлось вернуться без заработка, прибыли или иного результата, ранее задуманного.

Приведенные примеры показывают, как ярко, коротко и емко фразеологизмы способны характеризовать некоторые ситуации. Также они добавляют речи оттенки звучания, смысловые акценты. Происхождение может не играть роли. Причем лексическое значение фразеологизмов цельное, воспринимается как короткий сигнал ассоциативного ряда, сохраненного в памяти человека.

О труде

Поговорим о фразеологизмах, в которых упоминается работа или профессия . О труде люди много сочинили поговорок, басен и других лексических форм. Приведем примеры фразеологизмов и их значений.

Фразеологизмы детям

Работа и знакомство с фразеологизмами начинается уже в школе . Детей учат понимать устойчивые выражения и уметь объяснять их. Младшие школьники практикуются на уроках родной речи строить высказывания с использованием фразеологических оборотов. Таким образом обогащают словарный и лексический запас знаний. Ребята учатся объяснять фразеологизмы одним коротким словом или связанным словосочетанием.

Фразеологизмы достаточно просты для понимания и запоминания, согласно возрасту детей младшей школы. Рассмотрим примеры:

  • рот на замок (замолчать);
  • держать язык за зубами (хранить тайну);
  • не верить своим ушам (удивиться услышанному);
  • клевать носом (засыпать);
  • водить за нос (обманывать);
  • лететь сломя голову (быстро бежать) и другие.

Использование фразеологизмов в начальной школе способствует развитию у них «чувства языка» , присущее русскому человеку. Формирует образность мышления, скорость создания мыслеформ. Афоризмы составляются по картинкам или идет работа с текстами.

На уроках русского языка учащиеся выполняют письменные задания, в которых заменяют фразеологизм одним словом (вставляют пропущенное слово).

На уроках литературного чтения учатся сопоставлять образы сказочных героев с фразеологическими оборотами. например, Емеля — «лежит и в ус не дует» .

Изучая математику, разбирают устойчивые словосочетания: «квадратная голова», «от горшка два вершка» и другие.

В различных сферах деятельности, областях знаний, жизненных ситуациях применимы фразеологические обороты. Главное — понимать их значение ! Настоящий ценитель русского языка обязательно использует крылатые выражения в своей речи как для собственного удовольствия (создаст картинку), так и для «красного словца».

Какие можно составить предложения с фразеологизмами, примеры?

    Вам нужно пройти немного, дом всего в двух шагах от дороги.

    По его стопам шли многие.

    Все эти люди работали из-под палки .

    Актер выжал слезу у зрителей.

    Настя нам седьмая вода на киселе .

    Мы встали ни свет ни заря и пошли в лес по грибы.

    Этот человек ни рыба ни мясо .

    Наше ателье работает как часы .

    Это известие было для нас как гром с ясного неба !

    На площади собралось народу, что яблоку негде упасть .

    А ты не хлопай глазами .

    Мальчик знал математику как свои пять пальцев .

    Он работал не покладая рук , но зато и результат есть.

    Альпинист отдал свое сердце горам.

    А наш сосед не лыком шитом , проворный человек!

    Чтобы не попасть в переделку , сиди дома.

    Время шло черепашьим шагом , казалось, никогда не наступит утро.

    Предложу несколько предложений, которые подойдут для соответствующих заданий по лексике на уроках русского языка для разных классов. В зависимости от сложности предложения и от характера фразеологизма, выбирайте их для учащихся того или иного класса:

    1) Готовя маринад, необходимо найти ту золотую середину, которая и самому маринаду придаст неотразимый вкус, и не убьт привкуса естественного продукта.

    2) Ленив ты стал в последнее время, не учишься, а небо коптишь.

    3) Ты уж не ударь, Ваня, в грязь лицом, выступи как следует.

    4) Я тебя, Вика, по головке гладить не собираюсь за такие проделки.

    5) Я готова сквозь землю провалиться, когда ты матом ругаешься.

    6) Не води меня за нос, я тебя вижу насквозь.

    7) На субботнике не работают спустя рукава, хоть это мероприятие и не приносит прибыль.

    8) Битый час я тебе объясняю правило, а тебе вс нипочм.

    Итак, примеры фразеологизмов в предложениях :

    • Видел рекламу в Интернете — вкладываешь деньги в сайт на месяц и дело в шляпе — через 30 дней втрое больше получишь!
    • Нет, для меня инвест-проекты — это запретный плод — ум не позволяет им верить.
    • Я эти хайпы и инвестиции на зубок знаю, уверен, что все будет хорошо!
    • Вот увидишь — мы максимум получим, как кот наплакал.
  • Мой сосед посоветовал мне не выносить сор из избы .

    Курочка стала лить крокодиловы слезы .

    Сотрудники были не прочь сегодня потянуть кота за хвост .

    Доктор пообещал поставить этого пациента на ноги .

    Он опаздывал в школу, поэтому бежал по дороге со всех но г.

    Моя сестра любит делать из мухи слона .

    Придя на работу, папа чувствовал себя не в своей тарелке .

    У меня что, на лбу написано , что я могу сделать дела за всех?

    Маша готова была провалиться под землю от стыда.

    Некоторые предметы я способен схватывать на лету .

    Любочка на эти слова предпочла надуть губы .

    После физкультуры на уроке физики у ребят была каша в голове .

    Предложения составила следующие.

    мы с братом похожи как две капли воды.

    Реветь белугой в некоторых случаях не помогает.

    Потрудившись сейчас, можно потом жить припеваючи.

    Петька сиял, как будто на голове у него был терновый венец.

    каждого человека тянет вернуться к своим пенатам.

    Лодырь всегда будет клевать носом на уроках.

    Наврал с три короба и заблудился в трех соснах лжи.

    Мой брат упрям как осел, хитер как лис и изворотлив как уж.

    Не люблю ходить в магазин, потому что глаза разбегаются от обилия красивых игрушек.

    Первую скрипку в классе играет самая красивая девочка.

    Я ориентируюсь в лесу как рыба в воде.

    До первых петухов сегодня мы не спали в ожидании приезда гостей, однако они так и не явились.

    — Дедушка ворчал, что ему не нужен этот ржавый велосипед, как собаке пятая нога , однако продолжал с велосипедом возиться.

    — Прекращайте бить баклуши , дети, и принимайтесь уже за уроки, — очень строго сказала мама.

    — Голубчик мой, да что же ты нос повесил ? Все проблемы можно решать, если не паниковать! — сказала бабушка внуку.

    — Когда мне советуют прикусить язык , я очень обижаюсь, потому что всегда говорю по существу.

    — Петька, ты мне зубы не заговаривай , а правду говори, иначе плохо тебе будет, — пригрозил Серега красному от вранья Петьке.

    Фразеологизмы действительно изучаются в школе с самых ранних классов. В более раннем периоде обучения — как отдельные выражения, известные поговорки. А затем — как систематическое явление и как совокупность устоявшихся сочетаний.

    Учителем может быть предложена работа с любым фразеологизмом, смысл которого не является слишком взрослым. Составлять с фразеологизмами предложения — довольно увлекательное занятие:

    1. Виталий Никитич, я Вам кричу уже полчаса, а Вы как в рот воды набрали.
    2. Товарищи ораторы, я вас попрошу прикусить язык, когда о вечных ценностях говорят, а у вас одни шуточки на уме.
    3. Да что это Вы, Аристарх Иванович, белены объелись, что ли?
    4. Ребята, хватит баклуши бить, пора идти саженцы поливать!
    5. Хохотать во всю ивановскую — это не слишком культурно.
    6. А у тебя губа-то не дура, Лена, ишь как друзей придирчиво выбираешь…
  • Бессовестные люди хапают без зазрения совести .

    Я презираю тех, кто ходит по головам .

    Моральным подавлением очень вероятно свести в могилу .

    Благодаря чувству долга работники трудятся не покладая рук .

    Жертвы ненавидят своих абьюзеров до глубины души .

    Товарищ покинул этот мир во цвете лет .

    Декан вызвала студентку на пару слов .

    Пока педагога нет в кабинете, можно лясы точить .

    Эти дамы дружат со школьной скамьи .

    Этот чудесный психотерапевт излечил много разбитых сердец .

    Валентина ушла в монастырь и сделалась Христовою невестой .

    Эта крошка не по годам серьзна и умна.

    К сожалению, домашнее насилие часто творится за закрытыми дверями .

    Как же умиляют телячьи нежности !

    Сконфузившись, девушка стала красная как рак .

    Без моральной поддержки бедняжка совсем бы пала духом .

    Неуверенные в себе люди самих себя ни во что не ставят .

    Впечатлительных индивидов можно всерьз и надолго выбить из колеи наглостью и развязностью.

  • Фразеологизмы или крылатые выражения украшают нашу речь, делают ее насыщенной. Ведь некоторые моменты просто невозможно выразить словами, подыскиваешь фразы, и вот в таком случае очень кстати — фразеологизмы.

    Примеры предложений с фразеологизмами:

    1. У моей мамы золотые руки — они могут все — вкусно готовить, создавать уют в доме, шить, вязать, вышивать…
    2. Эта бригада работает засучив рукава — быстро, качественно и с душою .
    3. Он уже без пяти минут врач.
    4. Мы ждем его уже битый час .
    5. Володя все делает спустя рукава .
    6. После этого он и на холодное дует .
    7. Владик в математике, как рыбы в воде .
    8. Малыш вертится под ногами , мешает маме приготовить обед.
    9. Наконец, к сорока годам он встал на ноги .
    10. Да нужна ему эта вещь, как собаке пятая лапа.
    11. Не нужно нам зубы заговаривать .
    12. Такое отношение к близким до добра не доведет .
  • Предложения с фразеологизмами:

    1. Анне Петровне удалось вывести Егора на чистую воду .
    2. Выносить сор из избы маме не хотелось, поэтому соседке она не стала ничего рассказывать.
    3. Чудесное средство помогло и боль как рукой сняло.
    4. Перестань мне морочить голову !
    5. После того как Митя сделал ей предложение, Настя была на седьмом небе от счастья.
    6. У Петра не было ни кола ни двора , но все равно он считался хорошим женихом для нее.
    7. Это не справка, а филькина грамота .
    8. Непрошеным гостям пришлось уйти несолоно хлебавши .
    9. Папа обещал переделать будку собаке после дождичка в четверг .
    10. И как она могла так опростоволоситься перед рабочими?

Абсолютно каждый человек употребляет в общении с другими людьми фразеологизмы. А что такое фразеологизм и с чем его едят? – это устойчивое сочетание слов, то есть с неизменным порядком, которые в свою очередь, по отдельности не означают все то же самое, что вместе.

Откуда же родом фразеологизмы? Кто их придумал? Вероятно, что фразеологизмы, они же идиомы, афоризмы, крылатые выражения начали существовать с тех времен, как появилась человеческая речь.

Вплотную заниматься изучением фразеологизмов начал академик В.В. Виноградов, он же и положил начало фразеологизмам, как лингвистической дисциплине. В настоящее время довольно таки трудно представить нашу жизнь без фразеологизмов. Зачастую мы употребляем их в какой-то конкретной ситуации, бывает даже для связки текста, чтобы эмоционально усилить эффект от сказанного. В некоторых моментах невозможно обойтись без фразеологизмов! Например, «не заговаривай мне зубы» в значении - не говори лишнего, согласитесь более эмоционально и настойчиво звучит фразеологизм, нежели просто просьба не говорить лишнее, ненужное.

Фразеологизмы: примеры и их значения.

История возникновения. Происхождение фразеологизмов.

Например, такой фразеологизм, как «водить за нос» в своем единстве означает обманывать человека, если брать слова по отдельности, то смысл уже теряется. История возникновения данного фразеологизма уходит в Среднюю Азию. Раньше там водят верблюдов и быков за верёвки, которые привязаны к кольцам, продетым через нос верблюда или быка. Таким образом, нрав животного становится более покладистым. Такой фразеологизм, как «дело в шляпе» , означающий, что все хорошо, порученное дело выполнено, «родился» в далеком-далеком прошлом, несколько столетий назад, когда важные письма и бумаги доставлялись гонцом на конной артиллерии. В те времена везти сумку с важными бумагами было крайне опасно, так как в пути могли напасть разбойники и отобрать ее. Для сохранения важных бумаг их зашивали в подклад шляпы гонца, и он доставлял их до указанного места в целости и сохранности.

Или, например, фразеологизм «заруби себе на носу» , означающий запомнить раз и навсегда! Не подумайте, ни с какими телесными издевательствами он не связан. Просто в древности, когда люди еще были неграмотными, они всюду носили с собой маленькую дощечку и если, что-то необходимо было запомнить, они делали на ней засечки. Эта маленькая досочка и называлась нос. Интересно, не права ли?

Предложения с фразеологизмами: примеры.

Несколько примеров использования фразеологизмов в предложениях.

  • Да он не пойдёт сегодня в школу, как пить дать!
  • Твой друг довольно странный, как не от мира сего.
  • У него на лбу написано , кто он такой.
  • Блудный сын домой вернулся!
  • Я всё знаю, можешь меня за нос не водить.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Русский язык не зря считают «великим и могучим».

В нем есть не только слова, с помощью которых можно описать реальность происходящего, но и , смысл которых не соответствует используемым в них словах.

Такие словосочетания (это и есть фразеологизмы) невозможно понять «в лоб» (буквально), ибо используемые в них слова иногда создают совершенно нелепую картину. Например, «делать из мухи слона», «сесть в лужу», «водить за нос», «как с гуся вода» и т.п. Они употребляются только в переносном смысле и этим .

Что это такое (на примерах)

Фразеологизмы - это устойчивые выражения (повседневно используемые именно в таком виде), одна из особенностей которых состоит в том, что их практически невозможно перевести на . А если делать это дословно, то получится настоящая абракадабра.

Например, как вы переведете иностранцу словосочетания:

С гулькин нос
Куда глаза глядят.
Стрелянный воробей.

А в то же время мы, как носители русского языка, сразу поймем, о чем идет речь.

«С гулькин нос» – мало, совсем чуть-чуть.
«Куда глаза глядят» – прямо, без конкретной цели.
«Стрелянный воробей» – опытный в каких-то делах.

Это и есть одни из примеров фразеологизмов. А вот какое определение дают этому понятию в учебниках:

«Фразеологизм – это устоявшееся по структуре и составу выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов».

Признаки фразеологизмов

Фразеологизм достаточно легко распознать. Эти словосочетания имеют свои отличительные черты:

  1. В них насчитывается два и более слов ;
  2. Имеют устойчивый состав;
  3. Имеют переносное значение;
  4. Имеют исторические корни;
  5. Являются единым членом предложения.

А теперь подробнее рассмотрим каждый из этих отличительных критериев фразеологизмов.

Это несколько слов, которые являются одним членом предложения

В одно слово фразеологизмов вообще не бывает. Чаще всего они состоят именно из двух слов, но есть немало примеров и более длинных словосочетаний.

Вот примеры таких фраз с объяснением их значения :

«Собаку съел» — опытный, уже не раз что-то делает.
«Водой не разольешь» — очень дружные.
«Ждать у моря погоды» — ничего не делать и надеяться, что само собой все решится.
«Семь пятниц на неделе» — постоянно менять свои планы или решения.
«Биться как рыба об лед» — что-то делаешь, а результата это не дает.
«Ну ты и кашу заварил» — что-то сделал, что спровоцировало целую цепь событий.

При разборе предложения фразеологизмы не делятся на части. Например, словосочетание «работали до седьмого пота» — это единое сказуемое. Точно также, как «считать ворон» или «умыть руки».

Фразеологизмы - это устойчивые фразы в переносном смысле

Такие словосочетания нельзя искажать , добавляя или убирая из них отдельные слова. И нельзя заменять одни слова на другие. Этим они напоминают «карточный домик», который развалится, если из него вытащить одну карту.

Кстати, «карточный домик» тоже пример фразеологизма, его употребляют, когда хотят сказать, что «нечто очень легко сломалось или вот-вот сломается» .

Например:

«Между небом и землей» — означает находиться в подвешенном состоянии, не знать, что делать.

И нельзя в этом словосочетании заменить «небо», например, на «облака», или «землю» на «поле». В результате получится совсем не красочное выражение, которое другие люди и не поймут .

Еще примеры устойчивых фразеологизмов с пояснением их значения:

«Мутить воду» — означает придумать что-то странное, нехорошо влиять на других.
«Спустя рукава» — делать что-то некачественно.
«Засучив рукава» — работать хорошо и быстро.
«Считать ворон» — отвлекаться, быть невнимательным.
«Остаться с носом» — значит быть обманутым.
«Взяться за ум» — изменить свое поведение или отношение к чему-либо.

Эти фразы всегда имеют переносное значение

Как вы уже могли заметить, все фразеологизмы имеют переносное значение. Именно поэтому их просто невозможно перевести на другой язык.

Например, попробуйте перевести на английский словосочетание «медвежья услуга» . Это будет звучать как «bear service», и любой иностранец дословно поймет, что «какой-то конкретный медведь оказывает какие-то услуги», и скорее решит, что речь идет о дрессированном медведе.

Но мы-то прекрасно понимаем этот фразеологизм, который означает «помочь так, что стало еще хуже» .

То же самое можно сказать и о других выражениях:

«Тертый калач» — умудренный опытом человек, которого не обманешь.
«На злобу дня» — нечто актуальное, что в данный момент привлекает большое внимание.
«Сел в калошу» — сделал что-то несуразное, ошибся.
«Потерять голову» — делать неразумные вещи.
«Перемывать косточки» — обсуждать кого-то за его спиной.

История происхождения фразеологизмов

Некоторые филологи утверждают, что все фразеологизмы имеют какие-то исторические корни. Просто до нас не все сумело сохраниться. Но есть словосочетания, про которые точно известно, откуда они пошли.

Например, выражение «бить баклуши» , которое означает «ничего не делать» . Баклушами в старину называли небольшие деревянные бруски, из которых чаще всего делали ложки. Делать заготовки было очень легко, это доверяли самым неумелым подмастерьям. И все вокруг считали, что они и не работают толком.

Или фразеологизм «как с гуся вода» , означающий, что «человеку все прощается». Это словосочетание породила сама природа. Не только у гуся, но и любой птицы вода действительно быстро сбегает, так как их перья имеют тонкий жировой слой.

А вот выражение «тришкин кафтан» не так широко известно, хотя оно означает «неудачную попытку решить какую-то проблему, которая приводит только к новым проблемам». Словосочетание появилось благодаря басне Крылова :

У Тришки на локтях кафтан продрался.
Что долго думать тут? Он за иглу принялся:
По четверти обрезал рукавов —
И локти заплатил. Кафтан опять готов;
Лишь на четверть голее руки стали.
Да что до этого печали?

А вот фразеологизм «шапка Мономаха» , который означает «слишком большую ответственность», подарил нам Пушкин в своей драме «Борис Годунов».

Примеры фразеологизмов и их значение

И это не единственный пример, когда расхожие выражения появляются в русском языке благодаря литературе. Например, очень много пришло к нам из древних мифов и эпосов, и даже из библии.

  1. «Яблоко раздора» — причина ссоры между людьми. Изначально имелось в виду яблоко, из-за которого поругались древнегреческие богини Афина, Афродита и Гера, так как на нем было написано «прекраснейшей».
  2. «Троянский конь» — скрытая ловушка. Деревянный конь, в котором спрятались греки, чтобы завоевать Трою.
  3. «Гордиев узел» — запутанная, сложная ситуация. В память о реальном узле, который завязал царь Гордий, и который разрубил своим мечом Александр Македонский.
  4. «Авгиевы конюшни» — большой беспорядок. Один из подвигов Геракла, когда ему приказали очистить огромные конюшни царя Авгия.
  5. — нависшая угроза. Еще одна история из Древней Греции, когда придворный Дамокл позавидовал царю Дионисию и захотел занять его место. А тот согласился, но повесил над его головой меч на конском волосе.

  6. «Прокрустово ложе» — желание подогнать что-то под существующие рамки, при этом жертвуя чем-то важным». Разбойник Прокруст заманивал к себе путников и укладывал их на свою кровать. Кому она была мала, он вытягивал ноги. А кому велика, отрезал их.
  7. «Двуликий янус» — и обман. Был в древнеримской мифологии такой Бог с двумя лицами, который заведовал всеми дверями, входами и выходами.
  8. «Ахиллесова пята» — слабое место. В честь древнегреческого воина Ахиллеса, которого в детстве окунули в воду бессмертия. И единственным незащищенным местом у него осталось пятка, так как за нее держали, когда опускали в ванну.
  9. «Манна небесная» — нечто необходимое и спасительное. Корни надо искать в библии, в истории, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у них закончилась вся еда, и Бог послал им «манну небесную».
  10. «Сизифов труд» — бесполезное занятие, которое точно не принесет пользы. Древнегреческий царь Сизиф за свою распутную жизнь был осужден на вечную муку – вкатывать на гору огромный камень, который потом тут же скатывался вниз.
  11. « » — тема или человек, которые постоянно обсуждаются. Одна из кар в Ветхом Завете для вероотступников – «будешь ты притчею, ужасом и посмешищем у всех народов». А «языци» — это «народы» на церковнославянском.
  12. «Аредовы веки» — очень долгий срок. Крайне редкий фразеологизм, который также пришел из библии, в которой упоминается о патриархе Ареде, который прожил на свете 962 года.
  13. «Гомерический смех» — громкий хохот над какой-нибудь глупостью. Так смеялись Боги в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада».
  14. «Курить фимиам» — , непомерно восхвалять. Еще один редкий фразеологизм, появившийся благодаря одноименным благовониям, которые сжигали в Иерусалимских храмах, чтобы умилостивить Бога.
  15. «Пиррова победа» — победа, за которую пришлось заплатить слишком большую цену. Древнегреческий царь Пирр победил римлян, но потерял слишком много воинов. Известна даже его фраза – «Еще одна такая победа, и мы погибнем».
  16. «Кануть в лету» — оказаться забытым. Лета – в древнегреческой река в царстве мертвых, которым правил бог Аид.
  17. «Ящик пандоры» — источник несчастий и бед. В Мифах Древней Греции Зевс послал на землю женщину по имени Пандора. И дал ей ларец, в котором содержались все человеческие несчастья. А она не удержалась и открыла его.
  18. — беспорядок, неорганизованность, переходящая в настоящий хаос. В Ветхом Завете люди решили построить башню, которая достала бы до небес.

    Но Господь прогневался – разрушил башню и смешал языки, чтобы люди не смогли впредь друг друга понимать.

Краткое резюме

В заключение скажу, что фразеологизмы встречаются в любом языке мира. Но такого количества крылатых словосочетаний, как в русском языке, больше нигде нет .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Как правильно пишется «ни пуха ни пера» Что такое лексика - ее разновидности и чем занимается лексикология Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка Обстоятельство - это второстепенный, но важный член предложений Дефиниция - это искусство кратко и понятно давать определения Что такое принцип: определение, виды, отличие принципа от закона и концепции, а также плюсы и минусы принципиальности Литота - это преуменьшение и смягчение для создания образа Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие Что такое эссе и как его написать Что такое миф и мифология

Похожие статьи