Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей. Внешняя политика Киевской Руси X—XII века Политика первых киевских князей ix xii вв

Политика первых князей . Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, способствовали оформлению и завершению процессов, ведших к образованию государства у восточных славян. Скандинавское происхождение Рюрика, Дира и Аскольда, Олега (Хэльг) и Игоря (Ингвар) бесспорно. Однако вскоре княжеская и дружинная верхушка ассимилировалась с местным населением. Черты ославянивания вполне заметны уже в облике Святослава. В конце IX - начале XI вв. Древнерусское государство переживало период становления. После смерти Рюрика в 879 г. во главе Новгородских земель встал князь Олег (879 - 912 гг.). Он, как и последующие правители, совершал несколько завоевательных походов. Олег предпринял поход на юг, завоевав земли кривичей (Смоленск), а также занял Киев. Так объединение словен на севере и земель Поднепровья полян на юге с 884 г. составило территориальную основу большого единого государства, получившего название впоследствии Киевская Русь.

Князь Игорь (912 - 945) успешно воевал с уличами. При княжении жены Игоря - Ольги (945 - 964) проведены первые реформы государственного управления - установление «даней, уроков и погостов». Особо воинственен князь Святослав (964-972), покоривший племя вятичей. Обладая большой внешнеполитической амбицией, он стремился к расширению территории Киевского государства на Юго-запад, в пределы Балкан.

В правление князя Владимира 1 (980 - 1015) были подчинены волыняне и хорваты. Кроме славянских, в состав древнерусского государства вошли финно-угорские племена (чудь, меря, мурома и др.). При Владимире 1 было принято из Византии христианство. Это имело существенное значение как для укрепления власти великого князя (старшего) среди других князей, так и для культуры и этнического самосознания древнерусской народности. Тогда же утвердился порядок «лествичной» системы наследования власти в государстве. В случае смерти старшего сына князя его место должен был занять другой по старшинству, тогда все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни Киевского князя эта система действовала безотказно, но после смерти великого князя («хакана »), как правило, наступал период боле или мене длительной борьбы его сыновей за киевский престол.

Период расцвета Древнерусского государства приходится на правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.) и его сыновей (Ярославичей). К времени этого расцвета относится появление древнейшей части «Русской правды» - первого дошедшего до нас памятника письменного права. Анализ Русской правды позволяет историкам говорить о разных сторонах древнерусского общества. Это обычноправовые нормы жизни сельских и городских общин, положение разных категорий населения страны, это и сложившаяся система государственного управления, в которую входили киевский князь, дружина, наместники и другие категории управленцев, различные виды сельского и городского свободного и зависимого населения.

Ярослав Мудрый вел умелую династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами браков с правящими родами Венгрии, Польши, Германии, Франции и других стран. Это укрепляло положение Руси в системе международных связей.

После смерти Ярослава, с конца XI в., власть киевского князя значительно ослабла и усилились столкновения между князьями разных земель в борьбе за преобладание. Попытки правителей отдельных княжеств договориться между собой (съезды 1097 и 1099 гг.) имели преходящее значение в условиях удельных усобиц. Необходимого взаимодействия в борьбе с новой - половецкой - угрозой достичь не удавалось. Тенденции к политическому раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области.

Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.). При нем снизилась угроза половецких набегов, были предприняты меры некоторого социального регулирования путем совершенствования законодательства («Устав Володимеров» в составе Русской правды). Относительное государственное единство удерживалось после Мономаха сыном его - Мстиславом Великим (1125 - 1132 гг.). После смерти киевского князя Мстислава наступила раздробленность Руси на отдельные княжества и уделы.

История нашей страны очень богата. Киевская Русь – первый этап развития Российского государства с IX по XIII век. В статье проанализируем основные моменты внутренней политики первых киевских князей, отметим наиболее значимые их достижения, а также успехи и неудачи.

Период правления первых Киевских князей очерчен учеными-историками с IX по конец X века. Именно о князьях, рассматриваемых в этих хронологических рамках, и пойдет речь.

Олег

Первым киевским князем был Олег (862-912 г.г.). Вопрос его происхождения дискуссионный: некоторая часть ученых считает его родственником могучего Рюрика, другая – предводителем дружины. Пока Игорь был маленьким, Олег находился у власти. Но как бы то ни было, именно Олег Вещий в 882 году объединяет крупнейшие города Руси – Новгород и Киев. Эта дата в отечественной истории ознаменовывает начало Древнерусского государства. В отличие от своего предшественника Рюрика, который избрал Новгород основным городом (по большей части за торговые и экономические связи), Олег сделал столицей Киев: отсюда и пошло название «Киевская Русь». Внутренняя политика князя отличалась последовательностью: в основном Олег боролся за присоединение других племен восточных славян к молодому государству, причем добился немалых успехов: в состав Руси вошли крупные племена северян, вятичей, кривичей, радимичей и др. В тот период главным противником Руси были печенеги – опасные степные племена. Олегу удалось усилить границы Руси, отразить натиски печенегов. Однако больше князь прославился своей внешней политикой.

Игорь

Игорь – сын Рюрика (хотя и этот факт довольно часто подвергается сомнению). Правил с 912 по 945 год. Сперва выступал в качестве наместника в Киеве, пока у власти находился Олег Вещий. В период правления этого киевского князя особенно ярких заслуг, как отмечают историки, не было. Внутренняя политика Игоря вполне понятна: он решил удержать племена в составе Руси силой и властью. Но заметив, что Игорь уступает своим предшественникам, племена зачастую отказывалась платить дань. Игорь в своем правлении опирался только на силу и стремился покорить племена. Погубил князя древлянский сепаратизм: особенно амбициозное племя поставило себя выше государства. В ответ на это Игорь решил обложить их данью, что в итоге вылилось в его гибель: древляне просто жестоко перебили князя и его дружину, когда последние возвращались, чтобы взять дань во второй раз.

Ольга

Впервые затронула не только военную сферу Ольга Мудрая (945-960 г.г.), жена князя Игоря. Ей принадлежит первая реформа налоговой системы на Руси. Внутренняя политика Ольги привела к появлению мест для сбора дани (погостов) и фиксированного размера дани (уроков). Это позволило стабилизировать еще только зарождающуюся финансовую систему Руси. Немаловажным направлением внутренней политики княгини была месть племени древлян за смерть своего мужа. Одним из важнейших итогов правления Ольги было окончательное усмирение древлян. Этого Ольга добилась жестокими методами, княгиня просто физически уничтожала древлян: на пиру, в бане и, конечно же, широко известный случай с привлечением птиц, которые сожгли сотни древлян. Ольга самостоятельно возглавила оборону от печенегов, не дав степному племени покорить страну. Кроме того, княгиня приняла христианство, что можно считать предпосылками для массового крещения Руси князем Владимиром.

Святослав

Святослав Игоревич (960-972) – выдающийся киевский князь. Однако сказать о его внутренней политике вряд ли получится много: большую часть времени Святослав проводил в военных походах, где добился огромных успехов. Однако были и заслуги внутри страны: так, он продолжил начатую его предшественниками линию по укреплению обороноспособности Руси, сделав границы более безопасными. Также Святослав, мечтая о могуществе Древнерусского государства, стремился превратить Русь в империю. Киевский князь разгромил Хазарский каганат (который, кстати, перестал существовать после этого) и Волжскую Булгарию. Историки полагают, что если бы у него было больше ресурсов, то эти территории вполне могли контролироваться Русью в дальнейшем. Однако Святослав оставил разгромленные земли и решил напасть на Византию. Эта битва оказалась слишком велика для него, и князь потерпел поражение.
Период правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого относится историками уже к периоду расцвета Киевской Руси, поэтому в статье рассматриваться не будет. В целом же можно констатировать, что внутренняя политика первых древнерусских князей заложила фундамент дальнейшего развития Древнерусского государства, что позволило уничтожить племя печенегов и выдвинуть Русь на международную арену.

На рубеже VIII – IX вв. у восточных славян на основе племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования – племенные княжения. Исследователи традиционно выделяют два центра государственности на Руси – Среднее Поднепровье с Киевом и северо-западные земли с Новгородом. Согласно источникам восточного происхождения, накануне образования Древнерусского государства имелось три крупных объединения славянских племен: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань, либо Чернигов).

Предпосылки образования Древнерусского государства

    рост производительных сил

    широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа

    распад родовой общины и превращение ее в соседскую

    рост числа городов, необходимость защиты территории от внешней опасности и регулирования общественных отношений

    углубление социального расслоения среди восточных славян

    необходимость объединить политически территорию на пути «из варяг в греки»

В процессе происхождения Руси, согласно летописям, принято выделять две ключевые даты – 862 год (призвание варягов) и 882 (объединение Киева и Новгорода). Легенда о призвании варяжских братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, содержащаяся в «Повести временных лет», легла в основу сложившейся в исторической науке так называемой норманнской теории. Возникновение последней связано с исследованиями работавших в XVIII веке в России немецких ученых Байера, Миллера и Шлецера. Исходя из содержащихся в летописях рассказах о призвании на Русь варягов в качестве правителей, ученые заключали, что государство восточных славян обязано своим происхождением иноземцам. Отсюда делались выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. С критикой норманнской теории выступали такие известные русские историки, как М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, В.Г. Васильевский. В лагере норманистов были такие не менее известные исследователи, как Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев. Большинство советских ученых выступало с критикой норманнской теории. Надо заметить, что идеи норманизма, утверждения о неславянском происхождении Руси носят многоаспектный характер. Далеко не все приверженцы этой теории акцентировали внимание на якобы неспособности славян создать свое государство.

3. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.

Согласно летописи, в 862 г. было призвано три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти двух последних утвердился Рюрик. О его жизни известно немного. Именно с его именем связано происхождение династии русских князей, правивших в стране до конца XVI века - Рюриковичи. В 879 г. после смерти Рюрика власть перешла к его родственнику, либо воеводе князю Олегу. Правил он в Новгороде. В 882 г. он хитростью захватил Киев, обложив данью подвластные территории. Это событие стало одним из ключевых в процессе образования Древнерусского государства.

Игорь Старый (912–945 гг.) – третий русский князь, сын Рюрика и фактический основатель династии киевских князей Рюриковичей. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Погиб в древлянской земле при попытке повторного сбора дани («на полюдье»).

Ольга (945–964 гг.) – жена князя Игоря, первая женщина-правительница русского государства (регентша при сыне Святославе). В 946 г. установила первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (957 г.) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство.

Святослав (964–972 гг.) – вошел в историю как один из наиболее воинственных князей. Практически весь период своего правления он провел в завоевательных походах. Вместе со своим многочисленным войском он начал присоединять земли вятичей, разбил Хазарский каганат. Совершал походы против Дунайской Болгарии и Византии.

Значительное укрепление могущества Древнерусского государства связано с правлением князя Владимира (980 – 1015 гг.). Он уделял больше внимания вопросам внутренней политики – построил сеть оборонительных крепостей на границе со степью. Владимир ограничил права союзных княжеств и отнял у местной знати бразды правления, ввел единое судопроизводство, наладил налоговую систему.

Главной заслугой Владимира стало крещение Руси. Почти до конца Х века господствующей религией у славян оставалось язычество. С усложнением общественной жизни, социальной структуры язычество устаревало, как религиозная система оно не отражало идеологических перемен, не было способно консолидировать общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные ценности выстраивались в соответствии с родоплеменными отношениями. В первый же год своего правления Владимир попытался провести религиозную реформу. Утверждался культ главного дружинного бога – Перуна. Это должно было символизировать идею главенства князя, идею целостности государства. Однако языческие верования, пусть даже некоторым образом измененные, все же не соответствовали идеологии крепнувшего государства и вскоре князь отказался от реформы.

Основной причиной выбора православия была необходимость тесного союза с Византией.

Общепризнанной датой принятия христианства является 988 год. Однако в источниках сообщается и о других датах – 982, 989, 990 и др. Новая религия утвердилась не сразу. Население ряда городов оказывало сопротивление действиям властей. Многие, приняв христианство, продолжали верить языческим богам, поклоняться идолам и выполнять прежние обряды. Двоеверие еще длительное время оставалось характерной чертой духовной жизни на Руси. Тем не менее, утверждение христианства в качестве государственной религии было событием большого исторического значения.

Последствия принятия христианства:

    Русь упрочила свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и странами Западной Европы.

    Ускорилась консолидация древнерусской народности.

    Углублялась социальная дифференциация древнерусского общества. Укрепилась центральная власть киевского князя.

После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная кровопролитная война между его многочисленными сыновьями. В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (прозванный впоследствии Мудрым). Продолжалось строительство оборонительных укреплений на границе со степью. В 1036 г. русские войска нанесли решительное поражение печенегам под Киевом. Ярослав укреплял династические связи Руси с другими странами. Был сделан важный шаг на пути к независимости церковной организации. Ранее митрополитами на Руси были греки, направляемые из Византии. В 1051 г. впервые митрополитом был избран церковный деятель, русский по происхождению – Иларион. В годы правления Ярослава строились новые города, открывались школы, расширялась грамотность, появились первые библиотеки.

Одной из главных его заслуг стало введение единого свода законов - «Русской Правды». Русская Правда является ценнейшим источником для характеристики социального строя Древней Руси. На примере Правды Ярослава мы видим, как сосуществовали нормы обычного права и правовые установления периода ранней государственности.

В Русской Правде упоминаются различные категории феодально-зависимого населения – люди (свободные общинники), смерды (несвободные или полусвободные княжеские данники), закупы (ушедшие в долговую кабалу, получавшие определённую ссуду («купу»), за которую должны были работать на господина), рядовичи (заключившие договор (ряд), изгои (лишившиеся своего социального статуса). Упоминаются также и рабы – челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Рабы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.

Механизм передачи великокняжеской власти ещё не был достаточно чётким и стройным. Власть передавалась по наследованию от отца к сыну, по старшинству, по завещанию, а также в результате призвания князя жителями того или иного города – центра данного княжества. Иногда княжеская власть захватывалась и удерживалась силой. Это свидетельствовало о неустойчивом, переходном характере всего общества. Тем не менее, государственная власть на Руси XI – XII вв. значительно окрепла. Большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило не только богатства, но и власть. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работавшего на земле, было полюдье, позднее – регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Дань являлась первой на Руси формой зависимости населения от государства. Завоёванные и присоединённые к Киеву земли становились данническими, а жившие на них люди – данниками. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли.

Вопрос о времени возникновения на Руси феодального землевладения является спорным. Некоторые исследователи относят его к IX – X вв., однако большинство авторов считает, что феодальная вотчина (наследственное земельное владение) складывалась примерно с XI века. С этого времени образуются собственные земельные владения, личные большие хозяйства бояр и дружинников. Великие князья давали им право сбора дани, - это был один из путей обогащения древнерусской верхушки.

Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь. Он был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и адресатом дани. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли постоянный совет, «думу» князя. Они именовались боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применяли термины «отроки», «чадь», «гриди». Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. В обществе сформировалось три основных властных элемента: княжеская власть, дружина (боярство), народное вече.

Олег Вещий

Годы правления: 882-912 гг.

1. Внутренняя политика:

1.1. Сделал Киев столицей Древней Руси

1.2. Объединил северный и южный центры восточных славян, путем завоеваний земель уличей, тиверцев, радимичей, северян, древлян, подчинения таких городов, как Смоленск, Любечь, Киев.

2. Внешняя политика:

2.1. Совершил успешный поход на Царьград в 907 году.

2.2. Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией.

Итоги деятельности:

За годы своего правления значительно увеличил территорию Руси, заключил первый торговый договор с Византией (Константинополем)

Игорь

Годы правления: 912-945 гг.

1. Внутренняя политика:

1.1. Продолжал объединение восточнославянских племен

1.2. Был наместником в Киеве во время правления Олега

2. Внешняя политика:

2.1. Русско-византийская война 941-944 гг.

2.2. Война с печенегами

2.3. Война с древлянами

2.4. Военный поход на Византию

Итоги деятельности:

Заключил военно-торговый договор с Византией, завоевал древлян.

Княгиня Ольга

Годы правления: 945-962 гг.

1. Внутренняя политика:

1.1. Укрепление центральной власти путём расправы над племенем древлян

1.2. Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки - фиксированный размер сбора дани и погосты - места сбора дани.

2. Внешняя политика:

2.1. Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство.

2.2. Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей.

Итоги деятельности:

Ольга укрепила внутреннее положение молодого русского государства, наладила отношения с Византией, повысила авторитет Руси, смогла сохранить русский престол для своего сына Святослава.

Святослав Игоревич

Годы правления 945 - 972 гг.

1. Внутренняя политика:

1.1. Вел дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники.

1.2. Попытался создать империю.

2. Внешняя политика:

2.1. Провел военный поход на Булгарию в 967 году.

2.2. Разгромил Хазарский каганат в 965 году.

2.3. Провел военный поход против Византии.

Итоги деятельности:

Завязал дипломатические отношения со многим народами мира, упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата, расширил владения киевского князя, хотел создать империю, однако его планам не суждено было сбыться.

Ярополк

Владимир

В 981-982 годах Владимир обложил даньювятичей.

В 988 году князь Владимир осадил Корсунь в Крыму.

988 – крещение Руси

В 1000 году 6 тыс. русов участвовали в византийском походе в Армению, а сам Владимир - в походе в дунайскую Болгарию.


Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый(король Польши), Болеслав II(король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Специфика формирования единого российского государства.

Борьба русских княжеств с монголо-татарским нашествием и немецко-шведской агрессией.

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII – XV вв.

А) отражение немецко-шведской агрессии.

В начале XIIIв. усиливается натиск немецких, шведских и датских феодалов при активном участии римской католической церкви. Повод – христианизация язычников, настоящая цель – захват новых земель.

В 1201 г. немцы заложили крепостьРига в устье Западной Двины (Даугавы). В 1202 г. был созданОрден меченосцев – духовно-рыцарская организация, созданная немецкими феодалами и Ватиканом специально для «крестового похода» против Прибалтики. В 1237 г. произошло объединение меченосцев сТевтонским орденом, и образовалсяЛивонский орден .

В 1240 г. шведы во главе с ярлом Улафом Фаси вторгаются в новгородские владения. В битве на Неве князь Александр Невский одержал блестящую победу над захватчиками. В том же 1240 г. немцы (Ливонский орден) овладев Изборском и Псковом, подступили к Новгороду.

В начале 1242 г. Александр Ярославич освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. происходит битва на льду Чудского озера, где русские одержали решающую победу («Ледовое побоище»). Ливонский орден заключил договор с Новгородом «по воле новгородской». Победы Александра Невского позволили Новгородским и Псковским землям отстоять свою независимость, немцы и шведы отказались от своих притязаний на русские владения.

Борьба с Литвой.

Под натиском крестоносцев у народов Прибалтики ускоряется процесс образования государства.Великое княжество Литовское становится новой угрозой для западных русских княжеств. ВXIII–XVвв. западные русские земли (Минск, Полоцк, Витебск, Смоленск, Киев и др.) вошли в состав Великого княжества Литовского, увеличив его территорию в десять раз, затем стали частью объединенного польско-литовского государства. Часть русских князей перешли на службу к литовским и польским правителям, чтобы избежать зависимости от монголо-татар.

О том, кем были первые князья на Руси, нам известно из трудов летописцев – Нестора, жившего на рубеже XI-XII веков, его современника Сильвестра и полулегендарного Иоакима, о реальности существования которого историки не могут утверждать со всей уверенностью. Именно с их страниц оживают перед нами «дела давно минувших лет», память о которых хранится лишь в глубине немых степных курганов да в народных преданиях.

Первый князь Древней Руси

Летописец Нестор был причислен к лику святых, следовательно, при жизни не лгал, и потому будем верить всему, что он писал, тем более что и выбора-то у нас, признаться, нет. Так вот, в середине IX века новгородцы, совместно с кривичами, чудью и весью, пригласили к себе на правление трёх варяжских братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. Столь странное желание – добровольно отдать себя под власть чужеземцев – летописец объясняет тем, что наши предки потеряли надежду самостоятельно навести порядок в своих обширных землях, и потому решили обратиться за помощью к варягам.

Кстати, во все времена среди историков находились скептики. По их мнению, воинственные скандинавы просто захватили русские земли и стали в них хозяйничать, а легенда о добровольном призвании сложена лишь в угоду попранному национальному самолюбию. Впрочем, эта версия также не доказана и основывается лишь на досужих рассуждениях и домыслах, а следовательно, и говорить о ней не стоит. В общепринятом представлении первый князь Киевской Руси был здесь званым гостем.

Княжение на берегах Волхова

Первым князем-варягом на Руси был Рюрик. Он осел в Новгороде в 862 году. Тогда же его младшие братья стали править в отведённых им вотчинах – Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Любопытно, что Смоленск и Полоцк иноземцев к себе не пустили – то ли и без них порядок в городах был образцовый, то ли у варягов просто не хватило сил сломить их сопротивление. Через два года Синеус и Трувор одновременно умирают, как сейчас принято говорить, «при невыясненных обстоятельствах», а их земли присоединяются к владениям старшего брата Рюрика. Это и стало основой для создания впоследствии российской монархии.

Упомянутые выше летописцы относят к этому периоду ещё одно важное событие. Двое варяжских князей, Аскольд и Дир, сопровождаемые дружиной, отправились в поход на Царьград, но, прежде чем достигнуть византийской столицы, овладели небольшим приднепровским городом Киевом, ставшим впоследствии столицей Древней Руси. Задуманный ими поход в Византию не принёс славы, но как первые киевские князья Аскольд и Дир навсегда вошли в нашу историю. И хотя первым князем-варягом на Руси был Рюрик, они также сыграли важную роль в становлении государства.

Вероломный захват Киева

Когда в 879 году, после пятнадцати лет единоличного княжения, Рюрик умер, он оставил наследником княжеского престола малолетнего сына Игоря, и до его совершеннолетия назначил правителем своего родственника Олега, того самого, которого потомки станут называть Вещим. Новый правитель с первых дней показал себя человеком властным, воинственным и лишённым излишней морали. Олег завоёвывает Смоленск и Любеч, везде прикрывая свои действия именем малолетнего князя Игоря, в интересах которого он якобы действует. Начав завоевание приднепровских земель, он хитростью захватил Киев и, убив Аскольда и Дира, стал его правителем. Именно ему летописцы приписывают слова о том, Киев – это мать городов русских.

Завоеватель и покоритель земель

В конце IX века российские земли были ещё весьма разрозненны, и между Новгородом и Киевом простирались значительные территории, заселённые иноплеменниками. Олег со своей многочисленной дружиной покорил множество народов, сохранявших до той поры независимость. Это были ильменские славяне, племена чуди, веси, древлян и многие другие жители лесов и степей. Объединив их под своей властью, он собрал земли Новгорода и Киева в единое мощное государство.

Его походами был положен конец господству Хазарского каганата, долгие годы контролировавшего южные территории. Прославился Олег и удачным походом на Византию, во время которого в знак победы прибил к вратам Царьграда свой знаменитый щит, воспетый и Пушкиным, и Высоцким. Домой он вернулся с богатой добычей. Умер князь в глубокой старости, пресыщенный жизнью и славой. Явилась ли причиной смерти укусившая его змея, выползшая из конского черепа, или это только художественный вымысел – неизвестно, но сама жизнь князя была ярче и удивительней любой легенды.

Массовый приток скандинавов на Русь

Как видно из вышеизложенного, первые князья на Руси, выходцы из скандинавских народов, главную свою задачу видели в завоевании новых земель и создании единого государства, способного противостоять тем многочисленным врагам, которые непрерывно покушались на его целостность.

В эти годы, видя успех своих соплеменников на Руси, в новгородские и киевские земли в большом количестве ринулись скандинавы, возжелавшие урвать свой кусок, но, оказавшись среди многочисленного и жизнестойкого народа, они неизбежно в нём ассимилировались и вскоре становились его частью. Деятельность первых князей Руси, безусловно, опиралась на их поддержку, но со временем инородцы уступили место коренным жителям.

Период княжения Игоря

Со смертью Олега на исторической сцене появился его преемник, повзрослевший к тому времени сын Рюрика – молодой князь Игорь. Он всю жизнь пытался добиться той же славы, что досталась Олегу, но судьба не была к нему благосклонна. Предприняв два похода на Византию, Игорь прославился не столько военной удачей, сколько невероятной жестокостью по отношению к мирным жителям стран, через которые двигалось его войско.

Впрочем, домой он возвращался не с пустыми руками, привозя из походов обильную добычу. Удачными были и его действия в отношении степных грабителей-печенегов, которых ему удалось отогнать в Бессарабию. От природы амбициозный и честолюбивый, князь закончил жизнь весьма бесславно. Собирая очередной раз дань с подвластных ему древлян, он своей неуёмной жадностью довёл их до крайности, и те, взбунтовавшись и перебив дружину, предали его лютой смерти. В его действиях выразилась вся политика первых князей Руси – поиски славы и богатства любой ценой. Не обременённые никакими нравственными нормами, они считали допустимыми все пути, ведущие к достижению цели.

Княгиня, причисленная к лику святых

После смерти Игоря власть перешла к его вдове – княгине Ольге, на которой князь женился в 903 году. Начиная своё правление, она жестоко расправилась с древлянами – убийцами мужа, не щадя при этом ни стариков, ни детей. В поход княгиня выступила со своим малолетним сыном Святославом, желая с ранних лет приучить его к бранному делу.

По мнению большинства историков, Ольга - как правительница - заслуживает похвалы, а обусловлено это прежде всего мудрыми решениями и благими делами. Эта женщина сумела достойно представить Русь в мире. Особая же заслуга ее в том, что она была первой, кто принёс на русскую землю свет православия. За это церковь причислила её к лику святых. Ещё будучи язычницей, она в 957 году возглавила посольство, направившееся в Византию. Ольга понимала, что вне христианства невозможно укрепление престижа государства и правящей династии.

Новокрещенная раба Божия Елена

Таинство Крещения было совершено над ней в храме святой Софии лично патриархом, а в качестве крестного отца выступал сам император. Из святой купели княгиня вышла с новым именем Елена. К сожалению, вернувшись в Киев, она не смогла склонить к принятию Христовой веры своего сына Святослава, как и все первые князья на Руси, поклонявшегося Перуну. Оставалась во мраке язычества и вся бескрайняя Русь, просветить которую лучами истинной веры предстояло её внуку, будущему князю Киевскому Владимиру.

Князь-завоеватель Святослав

Умерла княгиня Ольга в 969 году и была погребена по христианскому обычаю. Характерной особенностью её правление было то, что она ограничила свою деятельность лишь заботами государственного правления, предоставив мужчинам-князьям вести войны и мечом утверждать её власть. Даже Святослав, возмужав и получив все княжеские полномочия, занятый походами, смело оставлял государство на попечение матери.

Унаследовав от матери власть, князь Святослав всего себя посвятил военным походам, желая возродить славу Руси, столь ярко воссиявшую во времена князя Олега. Кстати, он едва ли не первый начал следовать законам рыцарской чести. Князь, например, считал недостойным нападать на противника врасплох, и именно ему принадлежит знаменитая фраза «Иду на вы!»

Обладая железной волей, ясным умом и полководческим талантом, Святослав сумел за годы своего княжения присоединить к Руси множество земель, значительно расширив её территории. Как и все первые князья на Руси, он был завоевателем, одним из тех, кто мечом своим отвоёвывал шестую часть земли для будущего государства Российского.

Борьба за власть и победа князя Владимира

Смерть Святослава стала началом борьбы за власть между тремя его сыновьями - Ярополком, Олегом и Владимиром, каждый из которых, имея свой законный удел, стремился коварством и силой захватить территории братьев. После нескольких лет взаимной вражды и интриг победил Владимир, ставший единоличным и полноправным правителем.

Он, как и его отец, проявил незаурядные полководческие способности, смирив бунты подвластных ему народов и покорив новые. Однако главной заслугой, поистине обессмертившей его имя, стало Крещение Руси, свершившееся в 988 году и поставившее молодое государство в один ряд с европейскими странами, задолго до этого воспринявшими свет Христовой веры.

Конец жизни святого князя

Но в конце жизни крестителю Руси суждено было пережить немало горьких минут. Страсть властолюбия изъела душу его сына Ярослава, правившего в Новгороде, и тот поднял бунт против родного отца. Чтобы его усмирить, Владимир был вынужден послать в мятежный город дружину под командованием другого своего сына Бориса. Это нанесло князю тяжёлую психологическую травму, от которой он не смог оправиться и 15 июля 1015 года скончался.

За свои заслуги перед государством и Русской Православной Церковью князь Владимир вошёл в историю нашей родины с добавлением к его имени эпитета Великий или Святой. Особым доказательством всенародной любви к этому выдающемуся человеку является тот след, который он оставил в народном эпосе, упоминавшем его в былинах об Илье Муромце, Добрыне Новгородском и многих других русских богатырях.

Древняя Русь: первые князья

Так происходило становление России, поднявшейся из мрака язычества и ставшей со временем мощной державой, одной из законодательниц европейской политики. Но с тех пор, как Русь в правление первых князей выделилась из числа прочих народов, утвердив над ними своё превосходство, ей предстоял долгий и трудный путь, включивший в себя и процесс эволюции государственной власти. Он продолжался в течение всего периода российского самодержавия.

Весьма условным можно считать понятие «первый русский князь на Руси». Весь род князей Рюриковичей, взявший свое начало от легендарного варяга, пришедшего на берега Волхова в 862 году, и закончившийся со смертью царя Фёдора Иоанновича, несёт в себе скандинавскую кровь, и назвать его членов чисто русскими едва ли справедливо. Многочисленные удельные князья, не состоявшие в прямом родстве с этой династией, также в большинстве своём имеют либо татарские, либо западноевропейские корни.

А вот кто первый князь всея Руси, можно сказать с определённой точностью. Из летописей известно, что впервые титула, в котором подчёркивалось, что его обладатель - не просто Великий князь, а именно правитель «всея Руси», удостоился Михаил Ярославович Тверской, правивший на рубеже XIII и XIV веков. Также достоверно известен и первый московский князь всея Руси. Им был Иван Калита. Этот же титул носили и его последователи, вплоть до первого русского царя Ивана Грозного. Основной линией их внешней политики было расширение границ Российского государства и присоединение к нему новых земель. Внутренняя же политика сводилась к всемерному упрочению централизованной княжеской власти.

Похожие статьи