Как научить ребенка учить буквы в 4. Как доступно и быстро научить ребенка алфавиту — учим буквы в игре

Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Сейчас детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных . Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Родители смогут эффективно обучать своего малыша, если воспользуются приемами знакомства детей с буквами, звуками, словами и будут следовать определенным рекомендациям. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?

Дошкольный возраст - лучший период обучения буквам

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий - учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом - достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не "бэ", м, р, с, но не "эм, эр, эс"). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а - а- а.
  • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а - арбуз, о - осень, у - улитка и т. д.
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

Игры и упражнения для домашних занятий

Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках. Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение. Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.

Строим необычный дом

Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:

  • построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
  • построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
  • покажем правильный кубик - отгадку, например, на загадки с буквой б:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)

Есть в реке работники
Ни столяры, ни плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину (бобры)

  • найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).

Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.

Где спряталась буква

Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу "горячо - холодно". Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов "холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо". На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой. Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.

Кто быстрее соберет буквы

Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать. Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: "К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка". Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений. Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.

Мешочек с буквами

Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту "чудесного мешочка". Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, "р": ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот. Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.

Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О - баранка, колесо, У - веточка с дерева упала, Ж - жучок, П - воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:

Б похожа на трубу,
Что гудит: «Бу-бу, бу-бу»!

Похожа В , сомнений нет,
На крендельки, велосипед.

Буква Д смотрите, вот
К нам корабликом плывет.

Буква Ж совсем как жук
Примостилася на сук.

Развивающие онлайн - игры

Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн - игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное - помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн - игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников - запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах. Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:

Говорящий алфавит для детей

Говорящий алфавит прямо чудеса творит!
Любую букву нажимай и сразу слово получай!
В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.

Cоединить точки

Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн - игр "Лисята", в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка. Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) - раскрашены в красный цвет, согласные - в синий (твердые), в зеленый (мягкие). Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и , палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв - увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек - малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

Как выучить с ребенком буквы

Приветствую вас, друзья! Сегодня расскажу, ! Ведь всем известно, что детки намного легче, быстрее и охотнее запоминают информацию, если ее предоставить в виде игры. Так давайте же этим воспользуемся и научим малышей буквам!

Читайте далее и узнаете, как мы с ребенком (Леней) легко и быстро выучили буквы играя, теперь же этим способом буквам учиться дочка. Не забывайте о том, что во время обучения ребенка буквам необходимо называть звуки (б, в, г), а не название букв (бэ, вэ, гэ).

Как легко выучить с ребенком буквы (игры)

  1. Пишем буквы. Для того, чтобы выучить буквы можно их писать разнообразными способами:
    карандашами, мелками, ручками и фломастерами на листике бумаги
    можно писать буквы обычными красками, гуашью, а также пустить в ход пальчиковые краски
    мелом на улице во время прогулок
    мелом или специальными маркерами на мольберте
    вырисовываем буквы с помощью палочки на песке
    вооружаемся водным пистолетом и пишем мокрые буквы на тротуаре
    рисуем буквы пальцами в манной крупе или на муке, насыпанной на подносе
    пишем на стене во время купания при помощи зубной пасты или папиной пеной для бритья
    Такой метод написания буквы малыш оценит и с удовольствием примет активное участие в написании, ведь это так интересно и весело.

  2. Лепим буквы. Чтобы малыш запомнил буквы их можно лепить – из глины, пластилина, соленого теста. Кстати, игры с лепкой положительно влияют на мелкую моторику рук малыша и речь
  3. Разукрашиваем буквы. Для деток постарше можно распечатать буквы на листе формата А4 и предложить раскрасить. Деткам помладше будет сложно разукрасить буквы, не выходя за линию. Так что для малышей можно вырезать буквы из листа бумаги или картона и предложить их разукрасить в тот цвет, который ему больше нравится. Обучение буквам превращается в увлекательную игру. Так незаметно для себя ребенок быстро и легко выучит все буквы алфавита

  4. Аппликация. Многие детки любят данный вид творчества, мои так всегда пищат от удовольствия, когда предлагаю сделать аппликацию. При изучении букв мы, конечно, аппликацию включили в наши занятия. Для разнообразия можно делать аппликацию не только из цветной бумаги, но и из макаронных изделий, круп, ракушек, камушков песка, выкладывая ими буквы.
  5. Журналы. Если у вас в квартире давно лежит стопка старых журналов и вы не знаете, что с ними делать – вроде бы не нужны, но выкинуть жалко, воспользуйтесь ими при изучении букв. Вместе с ребенком листайте журналы, находите самые красивые буквы, называйте их и вырезайте. Из вырезанных буквы можно попробовать складывать простые слова «папа», «мама», «кот», «киса», имя ребенка. Сколько радости это доставит ребенку – ведь он сам смог составить слово из букв.
  6. Говорящая азбука. В ассортименте магазинов много говорящих азбук, как книжками, так и плакатами. Мы остановили свой выбор на плакате, который повесили на дверь на уровне роста ребенка, чтобы дочка смогла в любой момент понажимать на кнопки. При выборе Говорящей азбуки обязательно обращайте внимание, чтобы она произносила не называние букв (бэ, вэ, гэ), а именно звуки (б, в, г). Иначе потом придется переучивать ребенка, когда придет время учить читать. При обучении буквам ребенка с помощью азбуки можно поиграть в такую игру – мама или папа называют буквы, а ребенок ее ищет на плакате Наша говорящая азбука помимо букв еще имеет две функции: рассказывает скороговорки, что очень нравится Лене и многие скороговорки он уже выучил. Вторая функция — озвучивает названия предметов, которые изображены возле определенной буквы. Эта функция нравится дочке, и некоторые слова, которые произносит азбука, она выучила. К примеру, я всегда, надевая на дочку шапку озвучиваю свои действия, говорю, что надели шапочку. Раньше Настюшка ее называла «кап», послушав Азбуку, стала шапку называть «шляпа» и не переубедишь)))
  7. Компьютер. Если честно я не особо приветствую в столь маленьком возрасте сидение ребенка за компьютером/планшетом/телефоном/телевизором, т.к.от этого портятся глазки, да и обучаться малышу намного полезнее и интереснее с мамой! Так что к этому способу мы прибегаем крайне редко. Для того, чтобы научить ребенка буквам при помощь компьютера можно, конечно, воспользоваться разнообразными обучающими играми. А можно поступить проще – открыть программу Word, которая есть на каждом компьютере. Установить шрифт 60 и какой-нибудь яркий цвет, например, синий или красный. Нажимаем на буквы и произносим ее. Далее малыш может сам нажимать на клавиши, а вы озвучивайте, что это за звук.
  8. Ассоциации. Для деток постарше (4-5 лет) интересно изучать буквы с помощью ассоциаций. Буква Д – похожа на дом, О – круглая, как колечко, С – похожа на полумесяц, а Е – на лесенку, Ё – с шишками на голове и т.д. Подключив фантазию для каждой буквы можно найти ассоциацию.
  9. Контуры букв. Можно предложить малышу обводить пальчиком контуры букв. Для этих целей можно приобрести специальную азбуку, у которой различная поверхность букв. Либо можно попробовать сделать такую азбуку самостоятельно. Если вы решили остановиться на втором методе, то нарисуйте буквы и сделайте различные текстуры: одну шершавую (к примеру, при помощи манки), другую мягкую (используйте мягкую ткань), третью выпуклую, четвертую гладкую, колючую, бархатную, пористую, из пенопласта и т.д. Можно повторять текстуры. Но чем больше разнообразия, тем лучше. После того, как все буквы будут готовы – приклейте их на картон. Когда алфавит будет готов – позовите малыша, возьмите его пальчик, обводите им буквы и называйте их.

Надеюсь, наши игры для обучения ребенка буквам вам понравятся, и вы с удовольствием будете учить буквы с помощью веселых, интересных игр!

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога! Многие мамы хотят, чтобы их ребёнок выучил буквы как можно раньше и начал читать. Но нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Мнение специалистов говорит о том, что готовность к обучению чтению вырабатывается у большинства детей примерно к пяти годам.

А вот учить буквы можно начинать значительно раньше, года в 3, особенно, если малыш проявляет к этому интерес.

Перед началом изучения букв родителям нужно знать:

1. Детям лучше называть звук, а не название буквы. Например, вместо бэ, вэ, эм, говорить б, в, м и так далее. Это нужно для того, чтобы впоследствии ребёнку было легче складывать отдельные звуки в слоги, а слоги в слова.

2. Начинать обучение лучше с гласных букв, а потом уже постепенно вводить согласные.

3.Никогда не занимайтесь с ребёнком насильно, если сам он этого не хочет, потому что можно отбить интерес к буквам и чтению надолго. Лучше сразу прекратить занятия и вернуться к ним спустя некоторое время.

4. Для маленьких деток изучение букв проводите только в форме игры. Не перегружайте ребёнка, информацию выдавайте маленькими порциями.

Как выучить с ребёнком буквы в игровой форме (упражнения и игры)

Существует конечно много игр и упражнений по изучению букв, но я хотела бы предложить только те, которые использовала сама со своим младшим сыном.

Началось у нас знакомство с буквами, когда сынуле подарили яркие мягкие крупные кубики (мякиши), на которых были написаны буквы.

Он сам начал проявлять интерес и во время игры с ними, спрашивал, какая это буква.
Основные гласные буквы он запомнил очень быстро, года в два.

Кубики

♦ Во время игры в такие кубики, можно строить из них дома, называя каждый этаж буквой.

♦ Грузить на машину и перевозить, называя буквы.

♦ Можно поиграть в игру: найди кубик с буквой. Спрятать кубик, а ребёнок должен найти его и назвать букву.

Магнитная азбука

Также интересны игры с буквами из магнитной азбуки:

♦ их можно не только прикреплять на доску или холодильник, называя при этом, но и

♦ собирать в корзинку или ведёрко, предварительно рассыпав. Можно называть сразу букву, поднимая её, а можно потом, вынимая из корзинки.

♦ Загружать на машинку и возить.

♦ Варить из них "кашу" в игрушечной кастрюльке, а потом раскладывать на тарелочки и угощать игрушки и всех членов семьи.

♦ Раскладывать буквы на картинки, если услышали в этом слове соответствующий звук.

♦ Соотносить буквы с предметами или игрушками, которые начинаются с этого звука.

♦ Можно высыпать буквы в непрозрачный мешок, и угадывать их на ощупь.

Составление букв из подручного материала:

♦Буквы можно выкладывать из спичек, счётных палочек, карандашей, конструктора Лего, пуговиц, бусинок и т. д. Одновременно тренируется и мелкая моторика рук.

♦ На улице - из палочек, веточек и камешков.

♦ Ещё очень интересно детям лепить буквы из пластилина или теста

♦ Можно выкладывать буквы из мозаики.

♦Игра "На какую букву похоже?"

♦Игра "На что похожа буква?"

С помощью этих игр развивается ещё и фантазия ребёнка.

Рисование и раскрашивание букв

♦ Рисование буквы пальчиком на муке, манке.

♦ Во время прогулки - на песке, на снегу и т. д.

♦ Можно распечатать отдельные буквы-раскраски из интернета и предложить ребёнку их раскрасить или заштриховать.

♦ Прописывание печатной буквы на доске маркером или мелом.

Работа с книгами, азбукой, раскрасками

В настоящее время очень много есть в продаже . Если ваш ребёнок любит книги, то обязательно нужно их использовать.

Развивающие мультики и игры.

Есть много интересных развивающих видео, мультфильмов и игр для знакомства и запоминания букв.
Только нужно помнить, что ребёнку у компьютера нельзя находится много времени.

Плакат с буквами или звуковой плакат

У нас на стене висел яркий плакат со Сказочным алфавитом, где каждой букве соответствовал рисунок сказочного героя. Этот плакат нам очень помог в запоминании и повторении букв.

А ещё лучше, по-моему, звуковой плакат Говорящая азбука . Когда ребёнок нажимает на картинку с буквой, плакат произносит звук, который обозначает эта буква.

Плюс заключается в том, что ребёнок может сам, без помощи взрослых изучать и запоминать буквы, когда ему захочется.

Но при покупке такого плаката, обратите внимание на то, чтобы звучал звук, обозначающий букву, а не название самой буквы. Об этом я писала в начале статьи.

♦ Можно использовать с пользой время, когда вы с ребёнком гуляете по городу или идёте куда-то по делу. Мы очень любили находить знакомые буквы в различных вывесках, названиях магазинов, организаций, а позже читать эти слова.

♦ А ещё мы покупали печенье в виде букв. Прежде, чем положить его в рот, нужно было назвать букву, а позже-составляли из них слоги и простые слова.

♦ Ещё мы очень любили играть с сыном в игры, в которых на слух нужно в слове услышать знакомый звук, или придумать слово, которое начинается с определённого звука.

В домашних условиях можно придумать ещё много интересных способов и игр, как выучить буквы с ребёнком.

Пробуйте, экспериментируйте и выбирайте то, что нравится вашим деткам. Главное хвалите своего ребёнка за каждое новое достижение.

Когда ребёнок будет знать все буквы, можно будет уже обучать его составлять слоги и читать, лучше тоже в игровой форме.

Но помните, что умение читать отнюдь не показатель развития интеллекта и личности ребенка. Если малыш не хочет учить буквы, не настаивайте, значит не пришло его время. Повторите попытку позже. До поступления , я думаю, вы с этой задачей справитесь.

А какие интересные способы или игры использовали вы, при изучении букв со своими детьми, делитесь в комментариях.

Наверное, не найдется таких родителей, у которых не появлялось бы желание выучить с ребенком азбуку. Другой вопрос, что одни из них начинают заниматься с детьми, другие все-таки оставляют это специалистам — школе или столь популярным развивающим занятия по подготовке.

Итак, что когда начинать, и что делать, если вы все же решили обучить малыша азбуке самостоятельно?

Когда лучше начинать учить детей буквам и чтению?

Педагогами и психологами выработано мнение, что готовность к обучению чтению вырабатывается приблизительно в 5 лет. Как раз перед поступлением в 1 класс обычно детей и начинают учить читать.

А вот учить буквы можно значительно раньше. Уже в 3-4 года дети проявляют интерес к буквам и обучающим занятиям. Именно это время идеально подходит для начала освоения азбуки.

При этом с 5-6 лет можно как раз и приступать к обучению чтению. Буквы выучены крепко-накрепко, всеми возможными способами. Как раз к этому времени подоспело и нужное развитие мозга и способностей к более серьезному обучению.

Важно только не перегружать ребенка. В раннем возрасте информация должна давать дозировано и обязательно в игровой форме.

Стоит ли обучать малышей азбуке до трех лет?

Методика Глена Домана

В принципе существуют методики по обучению детей с самого раннего возраста. К примеру, система Глена Домана. В ней предлагается начинать заниматься еще до того, как малышу исполнится год.

Система подразумевает автоматическое запоминание ребенком написанного слова целиком. Родители должны с определенной периодичностью просто показывать карточки со словами.

Кубики Зайцева

Еще большую популярность приобрела методика с использованием кубиков Зайцева. Она основана на запоминании так называемых складов — одного согласного звука в сочетании с гласным или мягким, твердым знаком.

Кубики имеют разный цвет и даже звучание, соответственно у ребенка задействованы одновременно различные центры восприятия. Занимаясь с такими кубиками, дети довольно быстро осваивают чтение.

Да или нет?

Оправданно ли такое раннее обучение? Это решать только родителям. Взвесьте все плюсы и минусы. И не забудьте, что без регулярного применения, знания будут забыты. Кроме того, в школе обучение будет идти по другой системе и ребенок может запутаться.

Традиционное обучение предлагает начинать с последовательного изучения букв, которые потом будут складываться в слоги. Именно так учат детей в наших школах.

Учим буквы в 3 года: игра и только игра

Научить ребенка буквам в раннем возрасте можно только через игру. Ребенок еще не способен да и просто не хочет учиться «как в школе». Для этого он пока слишком мал.

Разучиваем звуки и буквы

Специалисты по дошкольному обучению рекомендуют учить таких маленьких детей только звукам. Пока малышу еще трудно разделять понятия звука и буквы. Показывая ему букву «М» сообщите, что эта буква «говорит» «ммм». Малыш уже учил как говорит кошечка и собачка, и с другими звуками вполне готов справиться по аналогии.

Яркие карточки с нарисованными буквами и картинками можно показывать каждый день. Только не нужно слишком много информации. Большой путь начинается с первых шагов.

Выучив несколько букв, можно будет переходить к следующим.

Используем нестандартные подходы

Чтобы ребенку было интересно, старайтесь придумывать разные подходы.

Песня про буквы

Например, буквы можно петь. Выучите с ребенком песенку про алфавит.

Игра «Ассоциации»

Придумайте вместе, на что похожа каждая буква. На листе бумаги нарисуйте букву и превратите ее во что-то. Например, из буквы Ж получится отличный жук.

Играем в пазлы

Карточки в буквами можно разрезать на две или больше частей и предложить ребенку собрать все заново. Пазлы могут быть только с буквами, а могут — с буками и картинками.

«Сделай сам»

Буквы в прописях писать еще рано, но из можно сделать. Из подручного материала. Выложить из веревочек, спичек, слепить. Убиваем сразу двух зайцев: учим буквы и развиваем мелкую моторику.

Занимаемся с детьми постарше: азбука в 4-5 лет

Лет с 4-5 можно расширить и усложнить ваши занятия. В этом возрасте дети могут сами писать буквы, смотреть развивающие мультики про буквы и заниматься по различным пособиям. Но все равно основным способом познания остается игровой.

Магнитная азбука

Ее не оставляет без внимания ни один ребенок. Детям нравится прицеплять магниты на любые поверхности, так можно и развлекаться и играть. Называйте буквы, переклеивая их с одного бока холодильника на другой.

Так ребенок будет знать, что уже освоено, а что еще нет. А можно высыпать буковки в непрозрачный мешок и угадывать их на ощупь. Опять же развивается мелкая моторика.

Компьютер во благо

Если быть откровенными, то в этом возрасте дети уже получают доступ к компьютеру. Так пусть хотя бы с пользой — дайте ребенку возможность печатать буквы. Самый крупный шрифт в ворде — и вперед. Десятипальцевый метод печати будет освоен раньше, чем у вас.

Кубики с буквами

Научить ребенка алфавиту можно и с помощью кубиков с буквами. Это первый шаг с построению слогов и обучению чтению. Предложите построить башню только из известных букв. И рядом вторую — из тех букв, которые пока не выучены. Какая выше?

Выкладываем буквы из предметов и пишем на снегу

Еще немного о мелкой моторике — можно писать пальцем на рассыпанной на подносе крупе, можно выкладывать их из бусин или фасоли, можно рисовать палочкой на снегу. Очень много чего можно.

Играем в прятки

Выбираем какую-нибудь букву, например Т. А теперь надо найти в доме — куда могла спрятаться эта буква? Кто найдет больше? В Тапочках, Тумбочке, Телефоне, карТошке (но в середине слова детям искать труднее)…

Разучиваем алфавит в 6 лет

В 6 лет выучить буквы намного проще. Для этого возраста существует масса пособий и азбук для того, чтобы заниматься с детьми. Основные принципы здесь в регулярности занятий и создании положительного настроя.

Не ругайте ребенка, если что-то удается не очень хорошо. Просто предложите сыграть в игру — и настроение повысится, и заучивание произойдет быстрее.

Съедобные буквы

Оказывается, буквы тоже можно есть. Это очень весело и совсем не похоже на уроки. Про вермишель-буквы знают все, но она мелковата для детей. А можно испечь блины в виде букв. Или печенье.

А можно печь вместе с ребенком — пусть он «заказывает» букву и говорит, для какого она подойдет. М — для мамы, Б — для бабушки, О — для сестры Оли.

Учим буквы и играем в куклы

Дети часто просят с ними поиграть. Вот вам и повод! У кукол праздник. Какие подарки им принести? Кукле Кате — Кофточку и Конфеты, а кукле Тане — Туфельки и Торт. А можно отвозить машинки в гаражи с соответствующими буквами.

Семейная трапеза

И снова про еду. Устройте семейный обед или ужин. Пусть ребенок поможет накрывать на стол. Как украсить блюда для каждого? Выложить едой первые буквы их имени. Или может быть поставить карточки с буквами у каждой тарелки?

В домашних условиях можно найти массу способов выучить алфавит, не прибегая к нужному заучиванию. Если у родителей есть немного свободного времени и желание, он может сотворить настоящие чудеса.

Какой способ обучения вы выберете — решение только ваше. Главное не забывайте хвалить своего ребенка за каждое достижение. Детям очень важно, чтобы родители ценили их успехи. И тогда очень быстро перед вами встанет новый вопрос: как научить ребенка читать?

Рано или поздно, каждому малышу придется столкнуться с первыми шагами на пути к образованию. Изучение алфавита в некоторых детских садах начинается довольно рано, однако, как правило, эта обязанность ложится на плечи родителей ребёнка. В столь юном возрасте ваше чадо не сможет изучать буквы со всей серьезностью – к процессу нужно подойти играючи, заинтересовав малыша. Пробуйте разные способы заучивания, чтобы они не успевали наскучить ребёнку. Кроме этого, меняя способы и игры, вы даете малышу посмотреть на процесс с разных сторон: запомнить и написание, и произношение звука. Возможно, он даже заинтересуется прописным написанием некоторых букв, чтобы похвастаться в садике. Выберите несколько понравившихся вам способов из приведенных ниже и попробуйте заучить алфавит с ребенком быстро.

Как выучить с ребенком алфавит играючи

Любой процесс можно обратить в игру, даже такой монотонный, как зубрежка алфавита. Вспомните детские игры вашего детства и подумайте, как это можно использовать.

Ассоциации

Каждая буква похожа на тот или иной предмет из нашей повседневной жизни. Например:

  • Букве “О” можно пририсовать ручки и глаза, либо хвостик и рожки, чтобы получилась Овечка.
  • “Д”, как правило, ассоциируют с Домиком.
  • “Н” может стать лестницей или рельсами.

Для начала стоит привить эти ассоциации ребёнку, только потом начать выстраивать их в порядке алфавита. Вы можете придумывать истории, в которых предметы появляются один за другим. Предположим, буква “А” – это дом, а “Б” – бочонок. Начните историю с постепенного ввода алфавита: “В домике на старом холме стоял деревянный бочонок…”

Магнитные и говорящие азбуки

Эти игрушки можно найти в любом детском магазине. Плюс говорящей азбуки огромен: она наглядно показывает, какая буква за какой идёт и, при воспроизведении, называет правильные звуки. У малыша будет работать и зрительная, и слуховая память.

Магниты можно повесить на холодильнике, либо специальной доске в комнате ребенка. Эта игра хороша для проверки знаний: перемешайте все магниты между собой и скажите ребенку выложить алфавит заново. Для этой же цели можно купить кубики с буквами, но они занимают гораздо больше места и привлекают внимание детей по 3-4 года, нежели в пять лет и старше.

Выбирайте такую азбуку, которая произносит именно звуки – “эн”, “ф”, “в”. Если малыш запомнит буквы – “фэ”, “вэ”, то у него возникнут проблемы в школе.


Как выучить с ребенком алфавит в творчестве

Здесь помогут краски, фломастеры, вышивки – любые предметы, которые заинтересуют ребенка.

Рисуйте буквы

Можете самостоятельно задавать ребенку тему рисунка, например, сделать все буквы зданиями либо, нарисовать их в виде морских обитателей. Вы сами заинтересуетесь творческим порывом малыша и весело проведете время. Как только ребенок закончит рисунки, выкладывайте их в алфавитном порядке. Не выкидывайте рисунки, обратитесь к ним вечером снова и опять выложите в нужном порядке.

Лепите алфавит

Здесь тоже можно разнообразить процесс: меняйте пластилин на полимерную глину, затем на жвачку для рук, затем на новые материалы. В процессе лепки пирогов, вы можете дать ребенку кусочек теста: пусть слепит букву, а вы её запечете.

Интересен вариант с полимерной глиной – этот материал застывает в духовке и становится полноценной твердой игрушкой. Вылепив из неё буквы один раз вы получите набор игрушек разных цветов, сделанных ребенком самостоятельно.

Разукрашивайте

Некоторым малышам больше нравится разукрашивать, чем рисовать. Это тоже не проблема, ведь можно распечатать любые буквы из интернета и дать их ребенку. Меняйте шаблоны, чтобы они не успели надоесть.


Как выучить с ребенком алфавит – песенки и стишки

В сети интернет вы можете найти много стишков, песен, загадок на тему алфавита. Сохраните себе в закладки один из таких сайтов, например, этот . И вы всегда сможете заинтриговать ребенка. Загадайте ему загадку, а за решение предложите маленькую сладость, либо попросите порадовать второго родителя, исполнением песенки с алфавитом. Такой способ по достоинству оценит и воспитатель в садике.

Изучение алфавита – важный этап начала обучения, однако, делать это нужно только тогда, когда ребенок в настроении и готов повторять за вами. В остальных случаях, игры лучше отложить.


Похожие статьи