Руководство по монтажу эксплуатации насоса. Установка циркуляционного насоса – понятная для всех технология

1. НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ

1.1 Насосы и агрегаты центробежные одноступенчатые типа К предназначены для подачи воды, а также чистых неагрессивных жидкостей сходных с водой по вязкости с водородным показателем (рН) от 6 до 8,5, температурой до 105 о С.
1.2 Агрегат состоит из насоса и электродвигателя, соединённых упругой муфтой и установленных на общей фундаментной раме.
1.3 Насосы, входящие в агрегат, изготавливаются по материалу проточной части из серого чугуна.
1.4 Агрегаты изготавливаются в климатическом исполнении УХЛ, категории размещения 4 по ГОСТ 15150.
1.5 По заказу потребителя агрегаты изготавливаются с одним из вариантов уменьшенного по внешнему диаметру рабочего колеса.
1.6 Агрегаты комплектуются электродвигателями АИР и др. в общепромышленном исполнении, исполнения по монтажу IМ1081, IМ1001 по ГОСТ 2479 (возможно применение монтажного исполнения IM2081, IM2001).
Номинальный режим работы двигателей S1 по ГОСТ 183. По заказу потребителей допускается комплектовать агрегат двигателями других режимов работы по ГОСТ 183.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1 Технические характеристики агрегатов указаны в табл.1.
2.2 Агрегаты должны эксплуатироваться в интервале подач рабочей части характеристики указанных в приложении А.
2.3 Габаритные размеры и масса агрегатов указанных на рисунках в приложении Б. Размеры насосных частей указаны в приложении В.
2.4 Эксплуатация агрегата в режимах, отличных от рабочей части характеристики не допускается.
2.5 Смазка подшипников производится маслом заливаемым в кронштейн насоса до появления его в контрольном отверстии, расположенном на боковой стороне кронштена.

3. УСТРОИСТВО НАСОСНОГО АГРЕГАТА

3.1 Горизонтальный одноступенчатый электронасосный агрегат типа К состоит из насоса и двигателя, установленных на общей фундаментной плите. Валы насоса и двигателя соединены между собой упругой муфтой. На рис. 1 дан общий вид насосов К.
3.2 Подшипники насосов смазываются в маслом заливаемым в кронштейн.
3.3 Уплотнение вала обеспечивается сальниковой набивкой или торцовым уплотнением.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1 Электронасосные агрегаты (насосы) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.2.003.
4.2 На видном месте насоса стрелкой, окрашенной в красный цвет, должно быть обозначено направление вращения вала.
4.3 Муфта соединяющая валы насоса и электродвигателя, должна иметь защитное ограждение, окрашенное в красный цвет.
4.4 Запрещается поднимать электронасосный агрегат за рым-болт электродвигателя или за вал насоса. Электронасосный агрегат следует поднимать только согласно схеме строповки, которая указана на габаритном чертеже (приложение А).
4.5 При работе агрегата все вращающиеся части агрегата должны быть ограждены.
4.6 Работа электронасосного агрегата без запорной арматуры на линиях всасывания и нагнетания не допускается.
4.7 При эксплуатации агрегат должен быть заземлён. Заземление - по ГОСТ 12.1.030, ПУЭ (Глава 1.7).
4.8 Пуск агрегата без предварительного заполнения его перекачиваемой жидкостью не допускается.
4.9 Детали агрегата работающие под давлением, должны подвергаться испытаниям на прочность, плотность материала и герметичность соединений. Пробное давление должно быть не менее Р=1,5 Рр (где Рр - рабочее давление).
4.10 Пуск насоса должен осуществляться при закрытой задвижке на нагнетании. Время работы насоса при закрытой задвижке не должно превышать 1,5 минуты.
4.11 Необходимо регулярно контролировать утечку перекачиваемой жидкости через уплотнение. В случае обнаружения утечек, более допустимых, немедленно остановить насосный агрегат и устранить неисправность.
4.12 На рабочих местах в производственных помещениях при эксплуатации электронасосных агрегатов должны быть, при необходимости, предусмотрены меры по снижению шума и вибрации в соответствии с ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 12.4.051.
4.13 К монтажу и эксплуатации электронасосных агрегатов должны допускаться только квалифицированные механики и слесаря, знающие конструкцию агрегатов и обладающие опытом по обслуживанию, ремонту и проверке эксплуатируемых агрегатов, а также сдавшие экзамен на право монтажа и обслуживания данного оборудования.

5. ПОДГОТОВКА ИЗДЕЛИЯ К РАБОТЕ

5.1 После доставки электронасосного агрегата на место монтажа следует убедиться в комплектности агрегата, сохранности гарантийных пломб.
Изделие необходимо тщательно осмотреть, чтобы убедиться в отсутствии повреждений, полученных при транспортировании и хранении.
5.2 Место установки агрегата должно удовлетворять следующим требованиям:

а) необходимо обеспечить свободное простанство к насосу для его обслуживания во время эксплуатации;
б) всасывающий и напорный трубопроводы должны быть закреплены на отдельных опорах. Передача нагрузок от трубопроводов на фланцы насосов не допускается;
в) для обеспечения безкавитационной работы насоса всасывающий трубопровод должен быть, по возможности, коротким и прямым;
г) на напорном трубопроводе должен быть установлен обратный клапан и запорная арматура. Обратный клапан должен быть установлен между запорной арматурой и насосом;
д) на всасывании и нагнетании насоса должны быть установлены приборы, обеспечивающие измерение давления перекачиваемой жидкости;
е) к узлу уплотнения вала должен быть выполнен подвод жидкости. Для отвода утечек из насоса должен быть проложен дренажный трубопровод. На линии подвода затворной жидкости должен быть установлен прибор для измерения давления и вентиль (до прибора, если смотреть в направлении течения жидкости);
ж) на напорном трубопроводе перед запорной арматурой установить вентиль для удаления воздуха.
5.3 Расконсервация проточной части насоса обязательна только в том случае, если недопустимо попадание консервационного состава в перекачиваемую жидкость, и проводится промывкой полости насоса бензином или уайт-спиритом. В остальных случаях расконсервация насоса не обязательна.
5.4 Агрегат следует установить на фундамент, обеспечив горизонтальность установки, и, после застывания раствора, произвести обязательную затяжку фундаментных болтов.
5.5 К агрегату подсоедините всасывающий и напорный трубопроводы. Допускаемая непараллельность фланцев не более 0,15 мм на длине 100 мм. Запрещается устранять перекос фланцев затяжкой болтов или установкой косых прокладок.
5.6 Смонтированные системы испытайте на герметичность и прочность пробным давлением по ГОСТ 356.
5.7 Проверить центровку насосного агрегата (при необходимости отцентровать), несоосность не должна превышать 0,08 мм для частоты вращения вала 750 - 1500 об/мин и 0,06 мм для частоты вращения 1500 - 2900 об/мин. Точность центровки проверить прикладыванием поверочной линейки к наружным диаметрам муфты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
5.8 Подключите систему электропитания и пробным пуском проверьте направление вращения. Направление вращения насоса указано стрелкой на корпусе.
5.9 В цепи питания приводного двигателя должна быть выполнена защита от перегрузок.
5.10 Проверьте действие запорной арматуры трубопроводов и кранов приборов. Исходное положение запорной арматуры и кранов перед пуском - закрытое.
5.12 Пуск насоса, работающего под заливом, производится в следующем порядке:

б) открыть запорную арматуру на всасывании и заполнить насос перекачиваемой жидкостью, удалив из него воздух через вентиль, установленный на напорном трубопроводе;
в) включить двигатель в работу;
г) открыть манометр на напорном трубопроводе;
д) после создания насосом напора постепенно открыть запорную арматуру на напорном трубопроводе и установить заданный режим работы.
ВНИМАНИЕ: РАБОТА ПРИ ЗАКРЫТОЙ АРМАТУРЕ БОЛЕЕ 2-х МИНУТ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.13 Пуск насоса, работающего с разрежением на всасывании:

а) подать затворную жидкость в уплотнение, отрегулировать её подачу и давление;
б) открыть задвижку на всасывании, залить насос и всасывающий трубопровод перекачиваемой жидкостью через штуцер, установленный на трубопроводе непосредственно за насосом.
На всасывающем трубопроводе при этом должен быть установлен обратный клапан. Последующие операции производить в соответствии с пунктами ""в"", ""г"", ""д"" раздела 6.12.
5.14 Остановка насоса:
а) плавно закрыть запорную арматуру на напорном трубопроводе;
б) выключить электродвигатель;
в) закрыть запорную арматуру на всасывании;
г) при длительной остановке слить перекачиваемую жидкость из корпуса насоса;
д) при длительной остановке прекратить подачу затворной жидкости.

6. ПОРЯДОК РАБОТЫ

6.1 Осуществите пуск насоса согласно п.п. 6.13 и 6.14 и, задвижкой на напорном трубопроводе, установите рабочий режим.
6.2 Во время работы необходимо следить за показаниями приборов, за подачей затворной жидкости, а также за нагревом подшипников и за уровнем смазки. Резкие колебания стрелок приборов, а также шум и вибрация характеризуют ненормальную работу насосов. В этом случае остановите насос и устраните неисправности.
6.3 По окончании работы остановите насос согласно п.6.14. При кратковременных перерывах не прекращайте подачу затворной жидкости в уплотнение насоса.

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

7.1 Предусматриваются следующие виды технического обслуживания:
- повседневное, периодическое (не реже 1 раза в 3 месяца).
7.2 В процессе эксплуатации по мере необходимости следует производить замену быстроизнашивающиеся деталей.
7.3 После выработки установленного ресурса произвести капитальный ремонт насоса.

Характерные неисправности и методы их устранения.

Наименование неисправности, проявление, признаки

Возможная причина

Способ устранения

Консольный насос при пуске не развивает напора. Стрелки манометра и вакууметра сильно колеблются. - насос недостаточно залит перекачиваемой жидкостью; - понизился ниже допустимого уровень жидкости на всасывании, на всасывающем трубопроводе имеется подсос воздуха; - увеличилось сопротивление всасывающей линии вследствии засорения. - полностью залить насос. - проверить уровень жидкости в емкости, проверить герметичность всасывающей линии и произвести подтяжку соединений; - проверить и очистить всасывающую линию.

Консольный насос не обеспечивает нормальный расход в рабочей части характеристики.

- обратное направление вращения ротора; - большое сопротивление в напорном трубопроводе; - износилось рабочее колесо или засорилась проточная часть насоса. - проверить направление вращения электродвигателя; - увеличить открытие задвижки на линии нагнетания; - заменить рабочее колесо или очистить проточную часть насоса.

Насосный агрегат не обеспечивает требуемый напор.

- засорение каналов проточной части насоса; - увеличены или неодинаковые зазоры между корпусом и рабочим колесом; - подача больше допустимой; - снижение скорости вращения. - очистить проточную часть насоса; - разобрать насос проверить зазоры; - увеличить сопротивление напорной линии; - проверить электродвигатель.

Повышенная утечка через сальниковое или торцовое уплотнение.

- повышенное давление затворной жидкости; - износ трущейся пары уплотнения, износ уплотнительных колец сальниковой набивки; - давление на входе в насос выше допустимого. - проверить и отрегулировать подачу затворной жидкости; - разобрать уплотнение заменить детали; - отрегулировать давление на входе в насос.

Перегрузка электродвигателя насосного агрегата.

- подача выше расчетной и напор ниже расчетного; - механические трения или повреждения в насосе. - прикрыть напорную задвижку; - проверить насос.
Перегрев подшипников. - нарушение центровки вала насоса с валом электродвигателя; - подшипники недостаточно или чрезмерно смазаны. - проверить и исправить центровку валов; - проверить смазку подшипников.

Повышенный шум и вибрация насоса.

- насос работает в кавитационном режиме; - недостаточная жесткость крепления насоса, электродвигателя; - механические повреждения в насосе, задевания вращающихся деталей о неподвижные, износ подшипников; - нарушение центровки валов насоса и электродвигателя. - прикрыть задвижку на нагнетании, повысить давление на входе в насос. - произвести подтяжку крепления насоса, электродвигателя, трубопроводов. - устранить механические повреждения, заменить подшипники; - проверить и отцентрировать валы.

Установка циркуляционного насоса в жилищах с индивидуальной системой обогрева обеспечивает равномерное и качественное распределение тепла по всем помещениям дома.

В замкнутых отопительных системах требуется принудительная циркуляция горячей воды. Эту функцию выполняют циркуляционные насосы, которые состоят из металлического мотора либо ротора, присоединенного к корпусу, изготавливаемого чаще всего из нержавеющей стали. Выброс теплоносителя обеспечивается крыльчаткой. Она располагается на валу ротора. Вся эта система приводится в действие электрическим двигателем.

Циркуляционный насос

Также в конструкции описываемых установок имеются следующие элементы:

  • запорный и обратный клапаны;
  • проточная часть (обычно ее делают из бронзового сплава);
  • термостат (он предохраняет насос от перегрева и обеспечивает экономичное функционирование устройства);
  • таймер работы;
  • разъем (штекерный).

Насос при монтаже в систему отопления производит втягивание воды, а затем ее подачу за счет центробежной силы в трубопровод. Указанная сила образуется тогда, когда крыльчатка производит вращательные движения. Циркуляционный насос будет работать эффективно только при условии, что создаваемый им напор без затруднений справляется с сопротивлением (гидравлическим) различных компонентов системы обогрева (радиатора, непосредственно трубопровода).

В систему отопления частного дома можно смонтировать различные циркуляционные агрегаты. Их делят на две большие группы. Циркуляционный насос может быть «сухим» либо «мокрым». При монтаже аппаратов первого типа своими руками следует учитывать, что их мотор отделен от рабочей части кольцами-уплотнителями. Делаются они из нержавейки. Во время запуска установки начинается процесс движения этих колец, что приводит к герметизации соединения водяной (очень тонкой) пленкой. Последняя находится между уплотнителями.

Циркуляционная насосная установка

Качественная герметизация в данном случае обеспечивается благодаря тому, что давление во внешней атмосфере и в самой системе отопления характеризуется разными показателями. «Сухой» насос при работе издает достаточно громкие звуки. В связи с этим его установка всегда производится в специально звукоизолированном отдельном помещении частного дома. Показатель полезного действия такого циркуляционного агрегата находится на уровне 80 %.

Существует три типа «сухих» аппаратов для подключения к системе отопления: горизонтальные, вертикальные, блочные. Электрический мотор в агрегатах первого типа размещается по горизонтали. Нагнетательный патрубок крепится в них на корпусе аппарата, а всасывающий – на валу (на лицевой его стороне). В вертикальных установках патрубки находятся на одной оси. А двигатель в этом случае располагается вертикально. В блочных циркуляционных агрегатах нагретая вода выходит радиально, а поступает в систему по осевому направлению.

Уход за «сухим» агрегатом объективно сложный. Его элементы требуется регулярно смазывать специальным составом. Если этого не делать, торцевые уплотнители быстро выйдут из строя, что приведет к остановке насоса. Кроме того, в частном доме «сухие» аппараты следует размещать в комнатах, где нет пыли. Ее завихрения при работе оборудования нередко становятся причиной разгерметизации насоса.

В «мокрых» агрегатах функцию смазки выполняет сам теплоноситель. Крыльчатка и ротор таких установок погружены в воду. «Мокрые» аппараты намного менее шумные, их проще смонтировать своими руками. Да и их техническое обслуживание более простое по сравнению с «сухими» насосами.

Корпус «мокрой» установки, как правило, делают из латуни либо бронзы. Между статором и ротором обязательно имеется особый разделитель из нержавейки. Его называют стаканом. Он необходим для придания требуемой герметичности двигателю (точнее его элементам, находящимся под электрическим напряжением). Именно «мокрые» агрегаты чаще всего монтируют в частном доме в систему отопления.

Они неплохо справляются с задачей по обогреву относительно небольших площадей. Для крупных объектов такие аппараты не годятся, так как их производительность обычно не превышает 50 %. Малый КПД «мокрых» установок обусловлен невозможностью качественной герметизации стакана, размещенного между статором и ротором.

Ключевым показателем, определяющим эффективность работы циркуляционного насоса, является его мощность. Для бытовой системы отопления не нужно пытаться приобрести самую высокомощную установку. Она будет лишь сильно гудеть и впустую расходовать электричество.

Монтированный циркуляционный насос

  • показатель напора горячей воды;
  • сечение труб;
  • производительность и пропускная способность нагревательного котла;
  • температура теплоносителя.

Расход горячей воды определяется просто. Он равняется показателю мощности отопительного агрегата. Если у вас, например, стоит на 20 кВт, воды за час будет расходоваться не более 20 л. Напор циркуляционного агрегата для системы отопления на каждые 10 м труб составляет около 50 см. Чем длиннее трубопровод, тем более мощный насос нужно приобретать. Здесь сразу стоит обращать внимание и на толщину трубных изделий. Сопротивление перемещению воды в системе будет более сильным, если вы монтируете малые по сечению трубы.

В трубопроводах диаметром полдюйма расход теплоносителя составляет 5,7 л за минуту при общепринятой (1,5 м/с) скорости перемещения воды, диаметром 1 дюйм – 30 л. А вот для труб сечением 2 дюйма расход будет уже на уровне 170 л. Всегда подбирайте диаметр труб таким образом, чтобы вам не пришлось переплачивать лишних денег за энергоресурсы.

Расход непосредственно насоса определяется следующим соотношением: N/t2-t1. Под t1 в этой формуле понимают температуру воды в оборотных трубах (обычно она равняется 65–70 °С), под t2 – температуру, которую обеспечивает агрегат отопления (не менее 90°). А литерой N обозначается мощность котла (это значение имеется в паспорте оборудования). Напор насоса устанавливается по принятым в нашей стране и Европе стандартам. Считается, что 1 кВт мощности циркуляционного агрегата вполне достаточно для качественного обогрева 1 квадрата площади частного жилища.

Установка циркуляционных насосов производится двумя способами. Первая схема подключения агрегата – двухтрубная. Такой способ подключения описывается высоким перепадом температур в системе и переменным расходом теплоносителя. Вторая схема – однотрубная. В этом случае перепад температур в будет незначительным, а расход носителя постоянным.

Установленный циркуляционный насос

Подключение насоса своими руками выполняют по инструкции, которая прилагается к агрегату. В ней указывается и порядок монтажа функциональной арматурной цепочки. Перед установкой насоса не забудьте слить из системы всю воду. Нередко возникает необходимость и в ее очистке. В период эксплуатации отопительного котла на внутренних поверхностях труб собирается немало мусора, который ухудшает технические показатели системы.

Специалисты советуют размещать циркуляционную установку перед котлом – на обратке. Делается это для того, чтобы исключить риск закипания отопительной системы открытого типа из-за вакуума, который создается при монтаже насоса на подаче. Кроме того, если вы установите циркуляционный агрегат на обратке, безаварийная его эксплуатация будет существенно увеличена благодаря тому, что он станет функционировать при пониженных температурах.

Сама процедура установки насоса выглядит так:

  1. Делаете обвод (на профессиональном сленге – байпас) на участке, где будет размещаться насос. Диаметр байпаса всегда берется немного меньшим по сравнению с сечением основной трубы.
  2. Монтируете (строго по горизонтали) вал насосного устройства, сверху размещаете клеммную коробку.
  3. Ставите краны (шаровые) с обеих сторон насоса.
  4. Устанавливаете фильтр. Без этого приспособления эксплуатировать оборудование не рекомендуется.
  5. Размещаете автоматический (как вариант – ручной) выпускной клапан над обводной линией. Это устройство позволит вам осуществлять прочистку воздушных пробок, регулярно образующихся в системе.

Далее на участке входа-выхода циркуляционного агрегата ставится арматура (запорная). Для открытой системы отопления дополнительно необходим расширительный бачок (в закрытых комплексах не ставится). Финальный этап монтажных работ – обработка хорошим герметиком всех без исключения узлов соединения различных элементов системы.

Инструкция по обслуживанию центробежных насосов


1. Общая часть.

1.1. Ответственным за эксплуатацию центробежных насосов является механик (мастер) цеха.

1.2. Ответственным за своевременный и качественный ремонт, согласно графика планово-предупредительного ремонта и заполнение журнала наработки часов является механик цеха.

1.3. Ответственным за эксплуатацию центробежных насосов в сменах является оператор.

1.4. На все центробежные насосы должны быть заведены по установленной форме паспорта, журналы ремонта, эксплуатации и наработки часов, график ППР и план помещения с нанесением на нем насосов и трубопроводов.

1.5. Всем центробежным насосам должен быть присвоен порядковый номер. Номер наносится яркой, несмываемой краской на корпус насоса и эл.двигатель, а также у пускового устройства насоса.

1.6. К обслуживанию насосов допускаются лица прошедшие курс обучения и сдавшие экзамен.

2. Подготовка к пуску.

2.1. Насосы содержат в чистоте и исправности. Перед пуском убедиться в отсутствии посторонних предметов на насосе и эл.двигателе. Проверить наличие заземления эл.двигателя, исправность манометров.

2.2. Проверить, нет ли «заеданий» в насосе (проверяется проворачиванием вала за муфту).

2.3. Проверить, хорошо ли набит сальник.

2.4. Проверить наличие и крепление ограждений муфты и вентилятора эл.двигателя.

3. Пуск насоса.

3.1. Закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе.

3.2. Открыть задвижку на приемном трубопроводе.

3.3. Включить эл.двигатель и убедиться в правильном направлении вращения вала.

3.4. После того как на манометре от нагнетательной линии насоса поднимается давление,

медленно открыть задвижку на нагнетательном трубопроводе.

Примечание: Во избежание перегрева насоса нельзя долго (более пяти минут) работать при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе.

4. Работа насоса.

4.1. Во время работы насоса следить за температурой подшипников и за температурой эл.двигателя.

4.2. Следить за состоянием сальника (сальник в нормальном режиме не должен пропускать более 10-15 капель в минуту).

4.3. Следить за показаниями манометров.

4.4. Насос остановить, если:

а) температура эл.двигателя превышает 80 С;

б) наблюдается значительное превышение температуры корпуса насоса по сравнению с температурой перекачиваемой жидкости;

в) температура подшипников превышает 70 С;

г) значительная утечка жидкости через сальник;

д) появление дыма из сальника или эл.двигателя;

е) повышение шума и вибрации в насосе, муфте сцепления и эл.двигателе;

ж) значительное падение давления при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе.

5. Остановка насоса.

5.1. Закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе насоса.

5.2. Выключить эл.двигатель.

5.3. В неотапливаемом помещении в холодное время года слить воду из корпуса насоса и трубопроводов.

6.1. Работа насоса при отсутствии ограждения соединительной муфты и вентилятора эл.двигателя.

6.2. При отсутствии заземления эл.двигателя.

6.3. При неисправном сальнике насоса.

6.4. При неисправных манометрах.

6.5. Производить уборку и подтягивать сальник на работающем насосе.

О всех неисправностях насоса ставить в известность механика и записывать в журнале

«Прием и сдача смены».

Разработал

Аксиальное усилие осуществляется двумя радиально-упорными шарикоподшипниками, а радиальная нагрузка - подшипником скольжения.

Смазка подшипников осуществляется в масляной бане или при помощи маслосъемного кольца. Уплотнение вала выполняется в виде механического уплотнения.

Раздел 1. Общие сведения

1-1 Введение

Центробежные насосы разработаны профессионалами для того, чтобы предоставить в ваше распоряжение оборудование с оптимальными рабочими характеристикам для обеспечения продолжительной эксплуатации в самых тяжелых условиях в нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, на установках для получения газового бензина и сжиженных нефтяных газов и в других промышленных отраслях. При разработке концепции данного оборудования были обеспечены такие механические и гидравлические характеристики, которые гарантируют вам надежную, экономичную и многолетнюю безотказную работу.

Целью данной инструкции является помочь вам в достижении именно такой работы данного оборудования. Для достижения этой цели необходимо ознакомить с данной инструкцией тот персонал, который непосредственно отвечает за установку, эксплуатацию и техническое обслуживание насосов.

1-2 Проверка оборудования

Сразу же после получения данного оборудования необходимо проверить его соответствие транспортным документам. В случае обнаружения повреждений или недостачи необходимо незамедлительно сообщить об этом местному агенту транспортной компании. В случае задержки уведомления могут возникнуть сложности с удовлетворением рекламации по оборудованию.

1-3 Защита во время транспортировки и хранения

Насосы и приводы должны быть защищены от повреждения грязью, песком и влажностью, как во время транспортировки, так и во время хранения. После заводского испытания и до начала транспортировки насос тщательно прочищается, высушивается и покрывается антикоррозионными средствами по всей внутренней и по всей наружной поверхности, которая может быть повреждена в результате воздействия влажности. Для того, чтобы посторонние материалы не попали внутрь насоса, все отверстия на всасе, на выходе, все отверстия трубопроводов закрываются металлическими заглушками, которые надежно привинчиваются болтами к фланцам. Защиту трубных отверстий и труб, подсоединяемых к насосу, необходимо оставлять до тех пор, пока насосный агрегат не будет готов к пуску.

При установке насоса и привода на хранение необходимо проверить и закрепить заглушки для всех отверстий трубопровода или заменить их в случае необходимости новыми. Валы, шарикоподшипники и прочие жизненно важные детали, которые могут быть подвержены воздействию влаги, необходимо периодически проверять и, при необходимости, обновлять их защитное покрытие.

1. Если насосы хранятся на площадке в смонтированном состоянии, то необходимо соблюдать следующие процедуры хранения.

См. «Процедуры защиты от коррозии», которые предоставляются отдельно.

2. Если насосы хранятся на площадке в упаковке, они должны храниться следующим образом.

  1. Упаковка не должна подвергаться воздействию дождевой воды и т.д.
  2. Необходимо закрыть упаковку виниловым листом и защитить от воздействия дождя и т.д.
  3. Если срок хранения превышает 6 месяцев, необходимо проверять состояние оборудования на предмет коррозии и в случае необходимости распылите или наполните оборудование антикоррозионным маслом

Раздел 2. Установка

2-1. Прочистка перед установкой

1. Поверхность нижней части плиты основания необходимо освободить от пыли, грязи, масел, жира и т.д. для того, чтобы добиться надлежащего сцепления между цементным раствором и плитой основания.

2-2 Место расположения насоса.

1. Ненадлежащее место установки и не отвечающая требованиям стандарта подготовка фундамента отрицательно сказываются на сроке службы насоса. Хорошие фундаменты имеют первостепенную важность, так они являются первым фактором предотвращения возникновения вибрации, которая в большинстве случаев ведет к быстрому износу и выходу насоса из строя.

2-3 Фундаменты

1. Фундаменты могут быть выполнены из любого достаточно прочного материала, способного обеспечить жесткую опору по всей поверхности плиты основания и абсорбировать все нормальные нагрузки и удары, которые могут возникать во время работы.

Бетонный фундамент должен заливаться заблаговременно, чтобы обеспечить надлежащее время отверждения до начала воздействий нагрузок насоса.

3. Установить плиту основания в нужное положение, поддерживая ее прокладками или установочными винтами и закрепляя ее анкерными болтами. Между верхней частью бетона с выполненными насечками и плитой основания должен остаться зазор для заливки цементного раствора размером примерно 50 мм.

4. Фундаментные болты должны подходить к отверстиям и тем местам на плите основания, которые определены в соответствии с расчетным габаритно-установочным чертежом.

5. Каждый болт должен быть окружен закладной втулкой, диаметр которой должен быть в 3 раза больше диаметра фундаментных болтов.

После заливки бетона закладные втулки должны прочно удерживаться на месте, а болты должны соответствовать отверстиям в плите основания.

2-4. Выравнивание плиты основания.

1. Кроме ручного инструмента, задача выравнивания и установки по уровню плиты основания решается с применением следующих инструментов и оборудования:

  1. Точная поверочная линейка
  2. Фундаментные (или анкерные) болты
  3. Прокладки и клиновидные прокладки
    Примечание: В случае с тяжелыми насосами могут применяться небольшие металлические нивелировочные блоки (пластины толщиной примерно 25 мм с приваренными точечной сваркой тремя M12 шестигранными гайками). Эти блоки используются для установки на каждое болтовое отверстие в плите основания. См. Рис. 2-a.
  4. Точный слесарный уровень или оснастка оборудования.
  5. По желанию может быть использовано оборудование для проверки соосности, такое как юстировочный лазер или зажимное устройство, способное замерять с точностью до 0,02 мм.
Рисунок 2-а

2. До отправки плита основания выровнена с приводом на горизонтальной поверхности.

Опорную плиту необходимо просто установить на выровненные по горизонтали фундаменты.

Таким образом, выравнивать необходимо будет только установочную поверхность опорной плиты.

Примечание: нужно убедиться в том, что фундаменты имели достаточно времени для отверждения бетона. В противном случае фундаменты могут не выдержать веса насоса.

3. Выровнять блоки в соответствии со следующими методами, приведенными на рис. 2-b.

  1. Выставить каждый блок на фундаменте, применяя аппаратуру оптической центровки и уровень.
  2. Выставить блоки в четырех углах. Затем приступить к поперечному выравниванию блоков путем настройки регулировочных болтов.
    Выровнять один конец блоков в направлении A-B, используя для этого регулировочные болты на анкерных болтах (1) и (7)
    Затем шаг за шагом выполнять следующие действия:
    • Выставить по горизонтали в направлении A-D на анкерных болтах (1) и (6).
    • Выставить по горизонтали в направлении B-C на анкерных болтах (7) и (12).
    • Выставить по горизонтали в направлении C-D на анкерных болтах (6) и (12).
  3. Установить блоки с обеих сторон анкерных болтов в продольном направлении от (2) через (5) и (8) через (11)
    • Выровнять по уровню блоки с обеих сторон в продольном направлении A-D и B-C на каждом анкерном болте.
    • Выровнять по уровню блоки на каждом конце анкерного блока (2)-(8), (3)-(9), (4)-(10), (5)-(11)
    Для горизонтальных насосов номинальное отклонение от уровня составляет 0,1 мм/м.

4. При применении прокладок или клиновидных прокладок используется точечная сварка, а затем строительный раствор. См. Рис. 2-d.

При применении регулировочных блоков вокруг блоков залить строительный раствор. См. Рис. 2-c. После затвердевания необходимо еще раз проверить номинальное отклонение.

5. Установить плиту основания с насосом и приводом и затянуть анкерные гайки. Если для подтверждения замеряется уровень плиты основания, то допуск по уровню для горизонтальных насосов составляет 0,3 мм/м.

Примечание: Местом замера должна быть обработанная на стане поверхность на опорной плите.

2-5. Заливка цементным раствором

  1. Рекомендуемая смесь для раствора состоит из одной части цемента и одной части чистого речного песка по весу. Обычно от 6.6 до 7.6 литров чистой воды на каждые 45 кг смеси достаточно для приготовления нормального раствора.
  2. Выполнить соответствующую деревянную опалубку для удержания раствора. См. Рис. 2-e.
  3. Удалить воду и загрязнения, которые могут скопиться в отверстиях фундаментных болтов.
  4. Залить раствор через отверстия для нагнетания раствора в плите основания и направить его между фундаментом и плитой основания.
  5. Заливать раствор до тех пор, пока все пространство между верхней частью фундаментов и верхней частью отверстий для заливки грунта не будет полностью заполнено без воздушных карманов.
  6. Убедиться в том, что плита основания прочно скреплена раствором путем простукивания поддона стальным стержнем и прослушиванием резонанса. Глухой звук означает прочную заливку, а барабанный звук говорит о пустотах, которые должны быть заполнены эпоксидным раствором.

Необходимо предпринять следующие действия:

  1. Просверлить и увеличить отверстие (6.4 мм), которое должно подходить для фитинга типа масленки.
  2. Установить фитинг и заполнить эпоксидным раствором при помощи ручного пистолета, совместимого с фитингом.
  3. Еще раз простучать плиту и послушать звук.
  4. Удалить фитинги, закрыть отверстия эпоксидным раствором и выровнять эпоксидный раствор.
Рисунок 2-e

2-6. Установка привода на опорной плите (если он снят)

  1. Установить привод на ножки привода таким образом, чтобы расстояние между концами вала насоса и вала привода соответствовало бы данным, приведенным на габаритно-установочном чертеже.
  2. Установить валы насоса и привода в положение, приведенное на габаритно-установочном чертеже. До регулировки привод должен быть примерно на 3 мм ниже.

2-7. Выравнивание соосности насоса и привода. (см. Рис. 2-f)

1. Установить циферблатный индикатор на полумуфту привода.

Скоба циферблатного индикатора должна быть жесткой, для того, чтобы обеспечить точность показаний циферблатного индикатора.

2. Установить кнопку-индикатор на наружный диаметр ступицы муфты насоса и отрегулировать ступицы с точностью 0,05 мм общего показания циферблатного индикатора.

3. Установить кнопку-индикатор на торец ступицы муфты насоса и отрегулировать параллельность торцов во всех точках с точностью до 0,05 мм общего показания циферблатного индикатора.

4. Для проверки соосности установить циферблатный индикатор на полумуфту насоса и снять показания на наружном диаметре и на торце ступицы муфты привода. Показания должны быть с точностью 0,05 мм общего показания циферблатного индикатора.

Примечание: В том случае, если используется паровая турбина и выравнивание выполнено с холодной турбиной, турбину необходимо выставить ниже центра вала насоса на 0,5 мм или с точностью 0,1 мм общего показания циферблатного индикатора. Выравнивание необходимо выполнить с горячей турбиной.

Рисунок 2-f

2-8. Всасывающий и отводящий трубопровод.

Трубопровод должен иметь соответствующие опоры рядом с насосом для того, чтобы предотвратить передачу на насос непредвиденных нагрузок после затяжки болтов фланцев и достижения предусмотренной температуры.

1. Всасывающий трубопровод

  1. Трубопровод на всасывающем конце должен быть коротким, прямым, и диаметр его ни в коем случае не может быть меньше всасывающего отверстия насоса. В том случае если невозможно избежать применения длинных трубопроводов, диаметр трубопровода должен таким же или, лучше, в два раза больше входного отверстия насоса. Всасывающие линии должны быть свободны от любых резких сужений размера, что может стать причиной турбулентности, образования газов или паров, а также необходимо избегать карманов или выступов, в которых могут собираться газы или пары.
    Правильно спроектированная всасывающая линия должна быть следующей:
    I. Иметь небольшой наклон от насоса к источнику подаваемой жидкости. См. Рис. 2-g и 2-h.
    II. Предусмотреть колена с большим радиусом или отводы с большим радиусом. См. рис. 2-i.
    III. Предусмотреть эксцентрические переходники для смены размера горизонтальных линий. См. Рис. 2-i, 2-j и 2-k. Длина L переходников должна быть равна не менее двух диаметров самой широкой трубы.
  2. На всасывающей линии рекомендуется устанавливать временные фильтры для сбора окалины или иных посторонних материалов. См. Рис. 2-1.

2. Отводящий трубопровод

Отводящий трубопровод должен быть соответствующего размера с минимальным количеством фитингов и отводов. Для определения диаметра отводящего трубопровода не существует фиксированных твердых правил, так как диаметр зависит от длины линии и от применяемого давления.

Раздел 3. Эксплуатация

3-1. Подготовка к работе.

  1. Заполнить маслом корпус подшипника до указанного уровня. См. Раздел. 4.
  2. Отсоединить насос и привод и проверить направление вращения привода.
  3. Открыть все клапаны, если предусмотрено охлаждение, промывка (герметизация) и закалка трубопровода.
  4. Полностью открыть клапан на всасывающем конце.
    Если температура перекачиваемой жидкости превышает 177°C, насос необходимо тщательно нагреть до данной температуры.
    Примечание: До пуска насоса рекомендуется сделать таким образом, чтобы все точки корпуса насоса были бы нагреты до температуры, которая была бы на 30-40°C ниже температуры перекачиваемой жидкости. Если насос запускается при комнатной температуры, то температуру жидкости необходимо постепенно поднимать в течение 3-4 часов. Если это сделать невозможно, горячая жидкость должна циркулировать в насосе в течение 3-4 часов для того, чтобы обеспечить нагрев насоса до его пуска.
    Необходимо избегать чрезмерных тепловых ударов.
  5. После нагрева насоса необходимо попробовать прокрутить рукой ротор насоса и еще раз проверить выравнивание соосности насоса и привода.
  6. После проверки соединить насос и привод.
  7. Открыть выпускной клапан, установленный на насосе, чтобы в любом случае не допустить работы на сухую. Корпус насоса и всасывающий трубопровод должны быть заполнены жидкостью.
    Проверить открытие или закрытие клапанов, установленных на вспомогательном трубопроводе.

3-2. Пуск

  1. Убедиться в том, что клапаны на всасывающей линии полностью открыты, а клапан на линии нагнетания полностью закрыт.
    Если насос находится выше уровня жидкости, необходимо закрыть клапан на линии нагнетания. Если насос ниже уровня жидкости, необходимо открыть клапан на линии нагнетания на 1 ½ -2 оборота.
  2. Если установлена линия минимального потока, необходимо открыть ее клапан.
  3. Открыть выпускной клапан еще раз (если поставлен). После проверки выпуска газов или воздуха выпускной клапан необходимо закрыть.
  4. Запустить привод в соответствии с инструкцией по приводу и быстро довести скорость насоса до необходимого значения.
  5. Как только насос достигнет необходимой скорости необходимо медленно открыть клапан на линии нагнетания. Нельзя допускать, чтобы насос работал с закрытым клапаном на линии нагнетания. Нельзя допускать работы насоса с расходом ниже минимально установленного значения.
  6. Временный фильтр на всасывающей линии необходимо периодически проверять для того, чтобы убедиться, что он не забит, с тем чтобы не вызвать образование пустот в насосе. Он должен оставаться на линии по крайней мере 24 часа поле запуска насоса.
  7. Необходимо периодически проверять и регистрировать во время работы следующие позиции:
Позиции, которые необходимо контролировать и регистрировать Нормально
Давление на всасывании и на выпуске 1. Показывает нормальное давление.
2. Отклонения прибора небольшие.
Смазочное масло 1. Уровень масла выше половины уровня масленки.
2. Масло чистое.
Механическое уплотнение 1. Утечки с механического уплотнения небольшие
Температура корпуса подшипника 1. Максимально допустимая температура составляет 90°C (максимально допустимая температура масла составляет 82°C)
Вибрация 1. См. Рис. 3-а
Шум 1. Нет никакого аномального изменения звука.
Внешняя промывочная линия 1. Датчик давления не показывает никаких аномальных значений.
Поверхностная температура внешнего промывочного трубопровода приблизительно равна температуре наружной жидкости.
Линия закалки (вода или пар) Охлаждающая жидкость не брызгает из крышки сальника механического уплотнения
Линия воды охлаждения Циркуляция воды охлаждения подтверждается указателем расхода жидкости.

Примечание: При нестабильной работе насоса его необходимо остановить. Выяснить причины нестабильной работы.

3-3. Остановка

  1. Постепенно закрыть клапан на линии нагнетания.
  2. Сразу же остановить привод.
  3. Если предусмотрена линия минимальной подачи потока, закрыть полностью клапан на линии нагнетания, открыть полностью клапан на линии минимального расхода, затем сразу же остановить привод.
  4. После полной остановки насоса необходимо полностью закрыть клапан на в линии нагнетания и на линии минимального расхода.
  5. Один раз закрыть все клапаны на вспомогательных трубопроводах, на таких как линиях охлаждения, промывки (герметизация) и закалки.
  6. Полностью закрыть клапан на всасывании.

Примечание:

  1. Если есть вероятность заморозков необходимо полностью слить воду из трубопровода охлаждения и уплотнений.
  2. При перекачивании жидкости, которая при остановке может уплотняться и становиться твердой, необходимо после остановки насоса хорошо прочистить его внутреннюю часть.

3-4. Резервный насос.

Для того чтобы иметь возможность сразу же запустить резервный насос необходимо выполнить следующие операции:

  1. Выполнить те же работы, что предусмотрены для главного насоса. См. пункты 3-1.
  2. В случае если насос запускается автоматически, необходимо открыть клапан на линии нагнетания и клапан линии минимального расхода, если она имеется.
  3. Еженедельно проверяйте, что вы можете свободно рукой повернуть ротор насоса.
  4. Рекомендуется не реже одного раза в месяц запускать насос, чтобы убедиться в его нормальной работе.

Раздел 4: Смазка насоса

4-1. Тип смазочных масел

Необходимо применять высококачественное турбинное масло.

4-2. Замена масла

  1. Слить масло с корпуса подшипника и промыть легким маслом.
  2. Отвинтить пробку сливного отверстия и установить горизонтально масленку постоянной смазки.
  3. Залить масло через вентиляционное отверстие на корпусе подшипника таким образом, чтобы уровень масла достиг центра соединительной точки масленки. См. рис. 4-a.
  4. Заполнить крышку масленки маслом и затем быстро вставить ее в нижний корпус.

Повторять операции до тех пор, пока масло не достигнет необходимого уровня. См. Рис. 4-b.

Примечание:

  1. Убедиться в том, что масло из масленки поступает вниз, когда масло подается колпачком масленки. Если масло в масленке не опускается, уровень масла достаточный.
  2. Когда уровень масла идет вниз до половины уровня масленки, необходимо подлить масла колпачком масленки.

4-3. Периодичность замены масла.

Обычно масло необходимо заменять каждые 8500 часов работы или ежегодно.

После того как после начала эксплуатации пройдет один месяц масло необходимо менять. См. Перечень масел.

4-4. Метод установки масленки

  1. Если масленка поставляется с проволочным датчиком, необходимо установить регулировщик уровня так, как это показано на Рис. 4-c.
  2. Если масленка поставляется без проволочного датчика, регулировать масленку не требуется.

Раздел 5. Техническое обслуживание

В отношении механического уплотнения и привода необходимо ознакомиться с соответствующими инструкциями.

5-1. Разборка.

  1. Отсоединить вспомогательный трубопровод и снять распорную втулку муфты.
    При демонтаже насоса не обязательно отсоединять всасывающий и отводящий трубопровод.
  2. Снять полумуфту, используя выталкивающее устройство муфты.
  3. Повернуть установочную пластину, прикрепленную к уплотняющей крышке механического уплотнения в паз на втулке вала и закрепить в этой позиции. Ослабить приводной хомут втулки вала.
  4. Ослабить установочные винты, удерживающие отражающее кольцо.
  5. Демонтировать корпус подшипника следующим образом:

    Примечание:

    Шарикоподшипник необходимо снять при помощи выталкивателя. Выталкиватель должен крепиться крючком на внутренней обойме шарикоподшипника.

    (1-1) Если насос укомплектован упорным шарикоподшипником, то разбирается в соответствии со следующей последовательностью:

    1. После того как будет сдвинута крышка корпуса подшипника необходимо снять крышку корпуса подшипника, корпус подшипника.
    2. Затем стопорную гайку подшипника и шайбу, упорное кольцо подшипника, упорный шарикоподшипник и распорное кольцо подшипника.
    3. Крышку корпуса подшипника и отражательное кольцо.

    (1-2) Если насос укомплектован подшипником скольжения и упорным шарикоподшипником, разбираются в соответствии со следующей последовательностью:

    1. Крышка корпуса подшипника, верхняя половина корпуса подшипника, верхняя половина подшипника скольжения и смазочное кольцо.
    2. Стопорная гайка подшипника и шайба, упорное кольцо подшипника, обойма подшипника, упорный шарикоподшипник и распорное кольцо подшипника.
    3. Нижняя половина подшипника скольжения, смазочное кольцо и нижняя половина корпуса подшипника.

    (2-2) Если насос укомплектован радиальным подшипником скольжения, разбираются в соответствии со следующей последовательностью:

    1. Верхняя часть корпуса подшипника и верхняя часть втулки
    2. Нижняя часть подшипника скольжения, смазочное кольцо и нижняя часть корпуса подшипника.
    3. Отражательное кольцо.
  6. Снять гайку, удерживающую крышку сальника и сдвинуть крышку сальника, включая узел механического уплотнения, втулку вала и удаленный вал.

    Примечание:

    Уплотняемая поверхность механического уплотнения отполирована до зеркального блеска и оптически плоская. Эти поверхности необходимо чистить с максимальной тщательностью.

  7. Удалить гайку корпуса и сдвинуть верхнюю половину корпуса.
  8. Снять вращающийся элемент и разобрать в соответствии со следующей последовательностью.
  9. Стопорная гайка рабочего колеса, рабочее колесо, шпонка рабочего колеса и компенсационные кольца корпуса.

Примечание:

  1. Соблюдать направление изгиба лопастей рабочего колеса по отношению к валу, чтобы установить рабочее колесо надлежащим образом на узел.
  2. Без необходимости замены не следует снимать следующие детали:
    1. Компенсационное кольцо рабочего колеса
    2. Втулка набивочного сальника
    3. Стационарный маслоотражатель - исключая подшипник скольжения, если он используется

5-2. Очистка

После демонтажа выполнить очистку всех деталей в соответствии со следующей последовательностью:

  1. Удалить окалину или подобные отложения очищающим растворителем.
  2. Промыть и продуть воздухом внутреннюю часть корпуса (2 и 3).
  3. Промыть подшипники и внутреннюю часть корпуса подшипников в растворителе. Для чистки использовать чистую ветошь.

5-3. Проверка

Тщательно проверить все детали в соответствии со следующей последовательностью.

  1. Проверить все детали на предмет грязи, износа или повреждения. Примыкающие поверхности каждой детали должны быть чистыми и без повреждений.
  2. Проверить вал на прямолинейность. Вал должен быть прямым с точностью до 0.025 мм общего показания индикатора.
  3. Заменить те детали, которые невозможно отремонтировать. Если диаметральный зазор вращающихся деталей достиг предельного значения, необходимо выполнить их замену.

5-4. Ремонт

1. Компенсационные кольца рабочего колеса.

  1. Снять изношенные компенсационные кольца при помощи соответствующих приспособлений.
  2. Установить новые кольца и затянуть установочные винты.
  3. Проверить диаметральный зазор новых компенсационных колец.

2. Стационарный маслоотражатель.

  1. Снять изношенные детали, подталкивая пластину и постукивая молотком.
  2. Установить новую деталь при помощи молотка.
  3. Стационарный маслоотражатель должен быть установлен таким образом, чтобы его сливное отверстие размещалось внизу.

3. Подшипник скольжения

  1. Отремонтируйте, если возможно, изношенные подшипники скольжения, удалив скребком поверхностные дефекты на лицевой залитой баббитом стороне колодок.
  2. Если невозможно отремонтировать изношенные подшипники скольжения, то их необходимо заменить.

5-5. Повторная сборка

1. Смонтируйте вращающиеся элементы и проверьте концентричность, соблюдая следующую последовательность.

  1. Вставить шпонку рабочего колеса на вал и задвинуть рабочее колесо.
    Примечание: направление изгиба лопастей рабочего колеса по отношению к валу должно быть таким же, как при разборке.
  2. Установить стопорную гайку рабочего колеса и отрегулировать стопорную гайку таким образом, чтобы совместить рабочее колесо и шпонку рабочего колеса.
  3. Проверить концентричность вращающегося элемента, установив на центрах и проведя измерения циферблатным индикатором. Медленно рукой повернуть вал и снять показания на компенсационных кольцах рабочего колеса и на валу. Если общее показание индикатора не превышает 0.05 мм, значит, сборка проведена точно.
  4. Внешний корпус компенсационных колец.

2. Установите внутренний узел на нижнюю половину корпуса.

Установите компенсационные кольца корпуса.

  • Проверить концентричность и прямоугольность ротора, соблюдая следующую последовательность:
    (1) Установите верхнюю половину корпуса (2) с прокладкой корпуса и крепко завинтить гайку корпуса (926) для предотвращения протечки на поверхностях разъема.
    1. Соберите упорный подшипник и корпус, как указано, в разделе сборки упорных подшипников.
    2. Соберите радиальный подшипник и корпус, как указано, в разделе сборки радиальных подшипников.
    3. Жестко установить циферблатный индикатор на вал насоса. Проверить концентричность отверстия коробки сальника и прямоугольность торцевых концов коробки сальника и корпуса подшипника.
    4. Разобрать оба корпуса подшипника.
  • Вставить установочную пластину забивной муфты механического уплотнения с пазом на втулку вала и закрепить в этом положении. Сдвинуть втулку вала с механическим уплотнением в сборе и отражательное кольцо на вал.
  • Собрать корпус подшипника в соответствии со следующей последовательностью:
    Примечание: При сборке смазать все поверхности подшипника. Шарикоподшипники необходимо подогреть в масляной бане до температуры 120°-150° и быстро установить на вал.
    1. Упорные подшипники
      1. Если насос оснащен упорными шарикоподшипниками, сборка выполняется в соответствии со следующей последовательностью:
        1. Установить крышку корпуса подшипника с прокладкой. Отверстие слива масла должно располагаться на нижней стороне.
        2. Распорное кольцо подшипника, упорный шарикоподшипник, упорное кольцо подшипника и стопорная гайка подшипника с шайбой.
        3. Корпус подшипника и крышка корпуса подшипника с прокладкой. Одинаково затянуть гайки, удерживающие корпус подшипника на корпусе.
      2. Если насос укомплектован подшипником скольжения и упорным шарикоподшипником, сборка осуществляется в следующей последовательности:
        1. Нижняя половина корпуса подшипника, нижняя половина подшипника скольжения, смазочное кольцо и нижняя половина стационарного маслоотражателя с отверстием слива масла.
          Одинаково затянуть гайки, удерживающие корпус подшипника на корпусе.
        2. Распорное кольцо подшипника, упорный шарикоподшипник, обойма подшипника, упорное кольцо подшипника, стопорная гайка и шайба подшипника и смазочное кольцо.
        3. Верхняя половина подшипника скольжения, верхняя половина корпуса подшипника с верхней частью стационарного маслоотражателя и прокладка, и крышка корпуса подшипника с прокладкой.
        4. Проверить люфт в осевом направлении. Осевой люфт должен быть в пределах 0,05-0,15 мм.
    2. Радиальные подшипники
      1. Если насос укомплектован радиальными шарикоподшипниками, сборка осуществляется в следующей последовательности:
        1. Установить крышку корпуса подшипника с прокладкой. Отверстие слива масла должно находиться на нижней стороне.
        2. Распорное кольцо подшипника, радиальный шарикоподшипник и держатель подшипника.
        3. Корпус подшипника, крышка корпуса наружного подшипника с прокладкой. Отверстие слива масла крышки корпуса подшипника должно находиться с нижней стороны. Равномерно затянуть гайки, удерживающие корпус подшипника на корпусе.
      2. Если насос укомплектован радиальным подшипником скольжения, сборка осуществляется в следующей последовательности:
        1. Нижняя половина корпуса подшипника, нижняя половина стационарного маслоотражателя с отверстием для слива масла, нижняя половина подшипника скольжения и смазочное кольцо. Равномерно затянуть гайки, удерживающие корпус подшипника на корпусе.
        2. Верхняя половина подшипника скольжения и верхняя половина корпуса подшипника с верхней половиной стационарного маслоотражателя и прокладкой.
  • Установите отражательное кольцо при помощи установочных винтов. Зазор между отражательным кольцом и стационарным маслоотражателем должен составлять около 2 мм.
  • Закрепить болтами крышку сальника к корпусу. Установить забивную муфту втулки вала, вывернуть установочную пластину из паза втулки вала и закрепить в этом положении.
  • Провернуть вал рукой, чтобы убедиться в том, что компенсационные кольца и втулки свободны и чисты.
  • Установить гибкую муфту
  • Проверить соосность насоса и привода. При необходимости выполнить соответствующие корректировки.

Данные сроки замены деталей необходимо рассматривать как руководство для того, чтобы обеспечить минимальное количество запасных деталей, необходимое для технического обслуживания на местах.

Наименование детали Сроки замены
1 Уплотнения После каждой проверки
2 Компенсационные кольца Когда диаметральный зазор превысит на 100% минимальный зазор, или когда будет заметна значительное падение производительности насоса. (См. отчет по проверке значения минимального зазора)
3 Распорные втулки и вкладыши Так же как и для компенсационных колец
4 Механическое уплотнение Ежегодно (при утечке с механического уплотнения после повреждения уплотняющей поверхности).
5 Втулки вала Каждые два года (при износе поверхности втулки вала)
6 Подшипники (шарикоподшипники) Каждые два или три года (при возрастании шума и вибрации или при аномальном шуме трения на подшипнике)
7 Подшипник (втулка) Когда диаметральный зазор превысит на 50% минимальный зазор

Раздел 6. Выявление и исправление неисправностей

Неисправности, их возможные причины и действия по их исправлению

Не перекачивается жидкость
2) Насос не заправлен
3) Всасывающая линия не заполнена жидкостью.



7) Полный напор больше того напора, на который спроектирован насос.
Насос не перекачивает с установленной производительностью 1) Неправильное направление вращения
2) Всасывающая линия не заполнена жидкостью.
3) Утечки воздуха на линии всасывания или на коробке сальника.
4) Всасывающая труба на входе недостаточно погружена в жидкость.
5) Недостаточный имеющийся кавитационный запас
6) Недостаточная скорость насоса.
7) Полный напор больше того напора, на который спроектирован насос.
8) Вязкость жидкости больше того значения, на которое рассчитан насос.
9) Механические дефекты:


Насос не развивает номинальное давление нагнетания 1) Наличие в жидкости газов или паров
2) Недостаточная скорость насоса
3) Давление нагнетания больше давления, на которое рассчитан насос.
4) Вязкость жидкости больше того значения, на которое рассчитан насос.
5) Неправильное направление вращения.
6) Механические дефекты:
  a) Износ компенсационных колец
  b) Повреждение рабочего кольца
  c) Внутренняя утечка из-за дефектных прокладок
Чрезмерное потребление энергии 1) Слишком высокая скорость.
2) Удельный вес и/или вязкость жидкости отличаются от тех значений, на которые рассчитан насос.
3) Механические дефекты:
  a) Плохо выполненное выравнивание.
  b) Изогнутость вала.
  c) Проблемы с вращающимся элементом.
  d) Слишком герметичное уплотнение.
Вибрация 1. Недостаточное всасывание
  a) Наличие в жидкости газов или паров
  b) Недостаточный имеющийся кавитационный запас
  c) Всасывающая труба на входе недостаточно погружена в жидкость
  d) Газовый или паровой карман на линии всасывания.
2. Плохое выравнивание
3. Износ или ослабление подшипников
4. Разбалансировка рабочего колеса
5. Изогнутость вала
6. Недостаточно прочный фундамент
Перегрев набивочного сальника 1. Недостаток охлаждающей воды на кожухах.
2. Недостаток внешней промывочной жидкости на набивочном сальнике.
Перегрев подшипников 1. Слишком низкий уровень масла.
2. Рабочее колесо или плохое качество масла.
3. Наличие в масле загрязнений.
4. Повреждение смазочного кольца.
5. Недостаточная циркуляция охлаждающей жидкости.
6. Слишком тугие подшипники.
7. Плохое выравнивание.
Быстрый износ подшипников 1. Плохое выравнивание
2. Изогнутость вала.
3. Вибрация.
4. Чрезмерное осевое давление в результате механического повреждения насоса.
5. Недостаток смазки.
6. Неправильная установка подшипников
7. Наличие загрязнений в масле.

Инструкция по монтажу и

эксплуатации циркуляционного насоса

Указания по обслуживанию

Уважаемый Покупатель!
В данной главе «Указания по обслуживанию» мы хотим пояснить Вам функции и обслуживание полностью смонтированных насосов . Прочтение указаний по обслуживанию облегчит Вам понимание функций циркуляционного насоса и его обслуживание.

Пожалуйста, внимательно прочтите меры предосторожности, описанные в инструкции по монтажу и эксплуатации.

Ремонт насоса должен осуществляться представителями сервисной службы WILO.

Функции насоса

Если помещение недостаточно отапливается, значит частота вращения насоса мала и необходимо переключение насоса на более высокую частоту вращения. Если насос наоборот установлен на слишком высокую частоту вращения, то в трубопроводах, а особенно в дроссельных вентилях возникают неприемлемые шумы. Шумы устраняются переключением на более низкую частоту вращения.

Обслуживание насоса

При обслуживании насоса существуют следующие возможности:

Переключение частоты вращения

Переключение насоса на другую частоту вращения осуществляется при помощи переключателя на клеммной коробке. «3» означает наименьшую, «1» наибольшую частоту вращения.

Удаление воздуха из насоса

Удаление воздуха из насоса необходимо в том случае, когда работает система отопления и насос, а отопительный контур, тем не менее, остается холодным. Если корпус насоса заполнен воздухом, насос не подает воду. Обычно удаление воздуха происходит само собой после короткого времени работы. Если все-таки необходимо удаление воздуха, выполните операции, описанные в главе 6.1 «Заполнение и удаление воздуха».

Неисправности

При возникновении неисправности, пожалуйста, обращайтесь в сервисную службу WILO.

  1. Общие положения

Для проведения монтажных работ и ввода в эксплуатацию персонал должен иметь соответствующую квалификацию.


    1. Область применения
Циркуляционные насосы предназначены для перекачки жидкости в трубной системе.

Основные области применения:


  • все системы отопления,

  • промышленные циркуляционные системы (замкнутые),

  • только насосы типа RSL: специально предназначенные для удаления воздуха из технических систем с высокой воздушной инфузорией.
ВНИМАНИЕ: Насосы нельзя устанавливать в системах, связанных с питьевым водоснабжением и в областях,
связанных продуктами питания.

    1. Технические параметры насосов

      1. Обозначения

Циркуляционный насос системы отопления,

с мокрым ротором

RS =Насос с резьбовым соединением

RSL = Насос с удалением воздуха

RSD = Сдвоенный насос

Диаметр патрубка 30,25 (мм)

Максимальный напор (м) при Q = 0 кув.м/ч


      1. Подключение и мощностные данные

Напряжение: 1~230V, +6% / -10%, 50 Hz

Максимальная мощность P1: см. данные на табличке

Макс. частота вращения двигателя: см. данные на табличке

Класс защиты: IP 42

Переключение частоты вращения: ручное на 3 ступени

Прибор управления S2R 3D для переключения режимов работы по времени

Основной-/Резервный или Дополнительный-/Пиковый режим: для сдвоенных насосов

Защита двигателя: не требуется

Номинальный диаметр DN (присоед. патрубок): 25 (1”), 30 (1-1/4’’)

Макс. допустимое рабочее давление: 10 бар

Мин. давл. на всасывающем патрубке *При t +50 C: 0,05 бар

При t +95 C: 0,3 бар

При t +110 С: 1,0 бар

Допустимый температурный диапазон: -10 С до +110 С

Макс. t окружающей среды: +40 С
* Значения справедливы для высоты 300 м над уровнем моря, для более высоких мест на каждые 100 метров высоты добавлять 0,01 бар.
Во избежание кавитационных шумов должно выдерживаться минимальное давление во всасывающем патрубке насоса.
Перекачиваемые среды:


  • Вода отопительной системы, согласно нормативам VDI 2035,

  • Смесь воды с гликогеном в соотношении 1:1. При добавлении гликоля повышается вязкость жидкости, поэтому в зависимости от процентного содержания в смеси гликоля необходимо исправлять гидравлические параметры насоса. Применять только высококачественный продукт со свойством коррозионной защиты (с ингибиторными добавками), соблюдать указания производителя.

  • При применении других средств (жидкостей), обязательно согласовывать с WILO.

  1. Техника безопасности

Настоящее руководство по эксплуатации содержит основные указания, которые должны соблюдаться при монтаже и эксплуатации, перед монтажом и пуском в эксплуатацию обязательно должно быть изучено монтером, а также эксплуатирующим персоналом.

Необходимо выполнить не только те требования по безопасности, которые изложены в этом разделе, но и те, которые имеются в следующих разделах.


    1. Знаки в инструкции по эксплуатации

Указания, содержащиеся в руководстве, несоблюдение которых может быть опасно для жизни человека и для насоса обозначены знаком: !
Знак для предупреждения об электрическом напряжении особенно отмечен:

На требования по безопасности, несоблюдение которых ведет к поломке насоса и нарушению функций, указывает знак:
внимание


    1. Квалификация обслуживающего персонала
Для монтажных работ персонал должен иметь соответствующую квалификацию.

    1. Последствия несоблюдения техники безопасности
Несоблюдение правил безопасности может повлечь за собой тяжелые последствия для человека и для насосов/агрегатов. Несоблюдение указаний по безопасности ведет к потере всяких прав на возмещение ущерба.

Возможные последствия:


  • Отказ важных функций насоса,

  • Возникновение несчастных случаев, посредством электрического или механического воздействий.

2.4 Указания по безопасности при эксплуатации

Для предотвращения несчастных случаев необходимо соблюдать соответствующие требования. Повреждения током исключить.
2.5 Техника безопасности для инспекционных и монтажных работ

Все инспекционные и монтажные работы должны проводиться квалифицированным в этой области персоналом, который достаточно тщательно изучил руководство по эксплуатации. Основательная проверка насосов (установки) может быть произведена только в состоянии полной остановки.

2.6 Самовольная переделка и производство запасных деталей

Изменение конструкции насоса допустимо только после согласования с производителем. Оригинальные запасные части и авторизированные производителем комплектующие служат безопасности. Применение других запасных частей может привести к тому, что производитель не будет нести ответственность за возможные последствия.
2.7 Недопустимые способы эксплуатации

Работоспособность и безопасность поставляемого насоса (установки) гарантируется только при полном соблюдении требований главы 1 настоящего руководства.

Допустимые параметры в каталоге (в таблице насоса) ни в коем случае не превышать.

3.Транспортировка и хранение
внимание! -Насосы/штепсельные модули с электронными частями должны быть защищены от влажности.


  • Допустимый температурный режим хранения от –10 С до +50 С.

4. Описание изделия и принадлежностей
4.1 Описание насосов мокрого хода

В насосах мокрого хода все движущиеся части, а также ротор двигателя, омываются жидкостью. Не требуются уплотнения для валов. Жидкость смазывает подшипники скольжения и охлаждает их и ротор. Насосы не требуют сервисного обслуживания.

Спаренные насосы идентичны и установлены в одном корпусе; они снабжены интегрированным переключающим клапаном. Каждый насос может работать автономно, а также оба насоса могут работать параллельно.

Спаренные насосы могут применяться в двух различных вариантах:


  • рабочий и резервный насос (в случае выхода из строя основного насоса включается в работу резервный)

  • основной и пиковый насос (последний включается дополнительно при пиковой нагрузке).
При этом оба насоса могут различаться по установленным мощностям. Установка со спаренным насосом, следовательно, может быть настроена на индивидуальную производственную ситуацию. Для управления различными производственными ситуациями необходимо подключение прибора переключения S2R 3D.

Насос RSL 25/6 предназначен, кроме того, для удаления воздуха из системы. Он оснащен специальным корпусом-воздухосборником, на котором устанавливается воздухоудалительный клапан (деаэратор). Воздухосборник после установки насоса и ослабления болтов должен быть подвергнут так, чтобы деаэратор был в вертикальном положении.

Защита двигателя не требуется. Даже максимальный перегрузочный ток не может повредить двигатель и привести его к блокированию.

Переключение числа оборотов:

Все насосы имеют переключатель на клеммной коробке для ручного переключения на 3-и ступени частоты вращения . На низшей ступени число оборотов снижается на 40…50% от максимального. Потребление электроэнергии понизится при этом на 50%.
4.2 Объем поставки


  • Насос в комплекте;

  • Руководство по монтажу и эксплуатации.

4.3 Принадлежности:

Необходимые для применения принадлежности должны быть отдельно заказаны.


  • Присоединительные гайки,

  • Включатель S2R 3D для спаренных насосов.

5. Сборка и установка
5.1 Монтаж


  • Установку производить после оканчания всех сварочных и паяльных работ, и промывки трубной системы. Загрязнения могут нарушить работу насосов.

  • Насосы должны быть вмонтированны в легкодоступных местах, так чтобы в дальнейшем можно было произвести проверку или замену насоса.

  • Установка задвижек рекомендуется до и после насоса. Благодаря этому отпадает необходимость повторного заполнения системы при замене насоса. Арматура должна быть смонтирована так, чтобы вода не попадала на электродвигатель и клеммную коробку.

  • Монтаж насоса в контуре с открытым расширительным баком всегда производить после предохранительного трубопровода (соглосно DIN 4751).

  • Монтаж производить на трубе без механических напряжений и с горизонтально расположенным валом насоса. Положение соблюдать, как указано на рис. 1 и 2.
Рисунок 1: положение установки для типов RS/RSD,

Рисунок 2: положение установки для типов RSL, при монтаже деаэратора (ввинч. Резьба R 3/8’’) необходимо ослабить болты и повернуть корпус так, чтобы деаэратор был направлен строго перпендикулярно вверх. При установке насоса в горизонтальные трубопроводы, его производительность ~ на 25% больше, чем при установке в вертикальном трубопроводе.


  • Стрелка на корпусе насоса показывает направление потока (рис. 3, поз.1).

  • При присоединении насоса к трубопроводу насос может быть зафиксирован при помощи гаечного ключа за специально предусмотренные поверхности против прокручивания (рис.4).

  • Клеммная коробка двигателя не должна быть направлена вниз, так как в нее может попасть вода. При необходимости повернуть корпус двигателя.
Внимание! Прокладки не повреждать. Новые прокладки применять соответственного размера 86х 76х2,0мм.

Внимание! При изолированных системах изолируется только корпус насоса. Двигатель и отверстия Электрическое подключение для стекания конденсата должны остаться открытыми (рис.3, поз.2).


    1. Электрическое подключение

  • Электрическое подключение должно производиться квалифицированным электромонтером и согласно требований по работе с электрооборудованием.

  • Электрическое подключение должно быть выполнено строго согласно руководства и со штепсельным соединением или многополюсным выключателем. Предусмотрено минимальное расстояние между контактами –3мм.

  • Для обеспечения защиты от попадания воды и уменьшения нагрузки на уплотнительную гайку необходимо применить кабель наружного диаметра (к примеру, H 05 VV-F3 G 1.5).

  • При установке насосов в систему с температурой воды более 90 С, должен быть применен термостойкий кабель.

  • Кабель ни в коем случае не должен соприкасаться с трубопроводом или корпусом насоса.

  • Вид тока и напряжения в сети должны соответствовать данным на табличке насоса.

  • Сетевое подключение выполнить согласно рисунку 5.

  • Насос/ установку необходимо в соответствии с предписаниями заземлить.

  • При подключении от автоматических штепсельных модулей переключающих устройств соблюдать соответствующее руководство по установке и эксплуатации.

6. Ввод в эксплуатацию
6.1 Заполнение и удаление воздуха
Систему надлежащим образом заполнить. Удаление воздуха из полости насоса выполняется самостоятельно, после кратковременной эксплуатации. Кратковременная работа на сухую не вредит насосу,длительная работа на сухую приведет к выходу насоса из строя.Если требуется прямое удаление воздуха из насоса, то произвести это следующим образом:


  • Насос отключить,

  • Закрыть задвижку на напорной линии,

  • Подходящим ключом осторожно открыть болт для удаления воздуха (рис. 6),

  • При высокой температуре жидкости и давлении при открытии болта для удаления воздуха может брызнуть горячая масса в жидком или газообразном состоянии. Можно получить сильный ожог.

  • Вал насоса осторожно втолкнуть внутрь,

  • Электрические части защитить от вылетающей воды,

  • Насос включить,

  • После 15…30 секунд работы болт выпуска воздуха закрутить,

  • Задвижки снова открыть.
внимание! Насос может блокироваться при открытом запорном болте и при недостаточном эксплуатационном давлении.

ВНИМАНИЕ - при эксплуатации, в зависимости от температурных условий, насос и жидкая среда могут быть очень горячими.


  • При касании есть опасность обжечься!

7. Обслуживание
Насосы не нуждаются в обслуживании.
8. Неисправности, причины и их устранение
8.1 Насос не работает при включенном электропитании


  • Проверить электрический предохранитель.

  • Проверить напряжение на насосе (соблюдать типовые данные).

  • Проверить размер конденсатора (соблюдать типовые данные).
Устранение: центральный запорный болт выкрутить и проверить ход ротора насоса с помощью отвертки (рис. 6).

ВНИМАНИЕ - При высокой температуре и давлении в системе, запорную арматуру перед и за насосом закрыть. Насосу дать остыть.
8.2 Насос шумит


  • При кавитации, вследствие недостаточного приточного давления. Устранение: приточное давление поднять в пределах допустимого.

  • Проверить число установившихся оборотов, переключить на более низкое число оборотов.
В случае если неполадки нельзя исправить, обращайтесь в близлежащую службу по обслуживанию клиентов NOCCHI.

Похожие статьи