Картины народной жизни изображены в творчестве. Картины народной жизни в поэме Н

Первый народный поэт, он писал о народе и для народа, зная его думы, нужды, заботы и надежды. Связь с народом наполняла особым смыслом жизнь Некрасова и составляла главное содержание его поэзии.

«В дороге»

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах народная жизнь изображается по-новому, не как у предшественников.

Через все творчество поэта проходит мотив дороги – сквозной мотив для русской литературы. Дорога – это не просто отрезок, соединяющий два географических пункта, это нечто большее. «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам жив не будешь, прямо пойдешь – судьбу найдешь». Дорога-путь – это выбор жизненного пути, цели.

На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков. В начале своего стихотворения поэт именно об этом читателю и напоминает:

Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку...

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный поэтический ход. Что поражает нас в этом стихотворении? Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи: говор ямщика коряв, грубоват, насыщен диалектными словами. Какие новые возможности открывает перед Некрасовым-поэтом такой «приземленный» подход к изображению человека из народа?

Заметим: в народных песнях речь, как правило, идет об «удалом ямщике, о «добром молодце» или «красной девице». Все, что с ними случается, приложимо ко многим людям из народной среды. Песня воспроизводит события и характеры общенационального значения и звучания. Некрасова же интересует другое: как народные радости или невзгоды проявляются в судьбе именно этого, единственного героя. Общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное, неповторимое. Позднее в одном из своих стихотворений поэт радостно приветствует своих деревенских друзей:

Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.

Так ведь и случается в его поэзии, что ни мужик, то неповторимая личность, единственный в своем роде характер.

Пожалуй, никто из современников Некрасова не дерзал так близко, вплотную сойтись с мужиком на страницах поэтического произведения. Лишь он смог тогда не только писать о народе, но и «говорить народом»; впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в стихах.

С горячей любовью поэт относится к природе – единственному сокровищу мира, которое «сильные и сытые земли отнять у бедняков голодных не могли». Тонко чувствуя природу, Некрасов никогда не показывает ее в отрыве от человека, его деятельности и состояния. В стихотворениях «Несжатая полоса» (1854), «Деревенские новости» (1860), в поэме «Крестьянские дети» (1861) изображение русской природы тесно переплетается с раскрытием души русского крестьянина, его тяжелой жизненной судьбы. Крестьянин, живущий среди природы и глубоко чувствующий ее, редко имеет возможность любоваться ею.

О ком идет речь в стихотворении «Несжатая полоса»? Как будто о больном крестьянине. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения: некому убирать полосу, пропадет выращенный урожай. По-крестьянски одушевляется здесь и земля-кормилица: «кажется, шепчут колосья друг другу». Помирать собрался, а рожь сей», – говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротиною.

Но читаешь стихотворение и все более и более ощущаешь, что это очень личные, очень лирические стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. Так оно и было. «Несжатую полосу» Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли; казалось, что дни уже сочтены, что и в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ «несжатой полосы», как и образ «дороги» в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл: это и крестьянская нива, но и «нива» писательского труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

«Песня Еремушке» (1859)

Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Задание

Чтение и самостоятельный анализ или комментарий стихотворений Некрасова: «В дороге», «Еду ли ночью», «Я не люблю иронии твоей...», «Несжатая полоса», «Школьник», «Песня Еремушке», «Похороны», «Зеленый шум», «Утро», «Молебен», фрагменты из цикла «О погоде».

Анализ стихотворений проводится на трех уровнях:
-​ образно-языковом (лексика, тропы);
-​ структурно-композиционном (композиция, ритмика);
-​ идеологическом (идейно-эстетическое содержание).

В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом» Некрасов впервые представил свою Музу, сестру обиженных и угнетенных. В своем последнем стихотворении «О Муза, я у двери гроба» поэт последний раз вспоминает «эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу». Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученной нуждой бедняков – вот источник лирических переживаний во многих стихотворениях Некрасова.

Тематика Некрасова-лирика разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Второй – социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. Этот принцип пронизывает два известнейших стихотворения Некрасова: «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

«Размышления у парадного подъезда» (1858)

В «Размышлении...» конкретный единичный случай – приход мужиков с просьбой или жалобой к некоему государственному деятелю.

Это стихотворение построено на контрасте. Поэт противопоставляет два мира: мир богатых и праздных, интересы которого сводятся к «волокитству, обжорству, игре», «бесстыдной лести», и мир народа, где царит «скорбь вопиющая». Поэт рисует их взаимоотношения. Вельможа полон презрения к народу, это с предельной четкостью раскрывается в одной строчке:

Гони!
Наш не любит оборванной черни!»

Сложнее чувства народа. «Долгонько» брели ходоки из дальней губернии в надежде найти помощь или защиту у вельможи. Но перед ними «захлопнулась дверь», и они уходят,

Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

Поэт не ограничивается изображением безнадежной покорности и бесконечного стона народа. «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» – спрашивает он и подводит читателя к ответу на этот вопрос всем стихотворением: «Счастливые глухи к добру», народу нечего ждать спасения от вельмож, он должен сам позаботиться о своей судьбе.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходят на третий принцип – революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому лагерю: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.

Литература

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

"Некрасов - это все равно что нашелся бы такой мужик, с громадными способностями, с русскими, мужицкими болями в груди, который бы взялся этак и описал свое русское нутро и показал бы его своим братьям-мужикам: "Смотрите-де на себя!" (Газета "Правда", 1 октября 1913 г.)

Всю жизнь вынашивал Н.А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т.е. книгой "полезной, понятной народу и правдивой", отражающей самые важные стороны его жизни. "По словечку" в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо".

Широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни начинают занимать в этом произведении главенствующее место. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы - изображением жизни народа.

С первой главы первой части начинается исследование главной жизненной силы России - народа. Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе "Сельская ярмарка".

Пришли на площадь странники:

Товару много всякого

И видимо-невидимо

Народу! Не потеха ли?

С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет. А вот эпизод, подтверждающий представления о нравственной силе и красоте народного характера. Крестьяне рады поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки:

Зато крестьяне прочие

Так были разутешены,

Так рады, словно каждого

Он подарил рублем!

Картины народной жизни - это не только веселье, радость, праздник, но и темная, неприглядная, "безобразная" ее сторона. Веселье перешло в пьянство.

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные,

И стоном стон стоял!

Дорога многолюдная

Что позже - безобразнее:

Все чаще попадаются

Избитые, ползущие,

Лежащие пластом.

"Пропился" и мужик, который "раздумался над топором", и парень "тихонький", который поддевку новую в землю закопал, и "старая", "хмельная баба". Высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Крестьянский мир предстает предельно обнаженным во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга слова, фразы, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны. Но среди них различимы резкие политические реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.

Добра ты, царская грамота,

Да не про нас ты писана.

А вот картина коллективного труда - "веселой косьбы". Она проникнута чувством праздничным и светлым:

Народу тьма!

Там белые

Рубахи баб, да пестрые

Проворных кос.

Радость труда ощущается во всем: "травы высокие", "косы проворные", "косьба веселая". Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном вторить чудеса:

Размахи сенокосные

Идут чредою правильной:

Все разом занесенные

Сверкнули косы, звякнули.

В главе "Счастливые" Некрасов показал народ уже как "мир", т.е. как что-то организованное, сознательное, с силой которого не способен тягаться ни купец Алтынников, ни крючкотворы подьячие ("Хитры, сильны подьячие, а мир их посильней, богат купец Алтынников, а все не устоять ему против мирской казны").

Народ побеждает организованным действием в экономической борьбе и активно ведет себя (пусть еще стихийно, но все же решительнее) в политической борьбе. В этой главе поэмы писатель рассказал, "как бунтовалась вотчина помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки.". А в следующей главе ("Помещик") поэт еще раз для "догадливых" людей иронически скажет: "Должно быть, взбунтовалося в избытке благодарности селенье где-нибудь!"

Некрасов продолжает воссоздавать коллективный облик героя. Достигается это, прежде всего, мастерским изображением народных сцен. Художник не останавливается долго на показе отдельных типов крестьянской массы. Рост крестьянского сознания раскрывается теперь в историческом, социальной, бытовом, психологическом планах. Нужно сказать о противоречивой душе народа. В массе крестьян есть старуха старая, "рябая, одноглазая", видящая счастье в урожае репы, "солдат с медалями", довольный, что не убит в сражениях, дворовый человек князя Переметьева, гордящийся подагрой - благородной болезнью. Странники, искатели счастья, всех выслушивают, а народ в своей основной массе становится верховным судьей. Как судит он, к примеру, дворового князя Переметьева. Наглость и спесь холуя-лизоблюда вызывает презрение мужиков, они гонят его прочь от ведра, из которого потчуют на сельской ярмарке "счастливых". Нельзя упустить из вида, что "любимый раб" Переметьева еще раз мелькает среди картин пьяной ночи. Его секут за воровство.

Где пойман - тут и суд ему:

Судей сошлось десятка три,

Решили дать по лозочке,

И каждый дал лозу.

Не случайно об этом сказано вслед за тем, как нарисованы сцены народного доверия: Ермилу Гирину без расписок дают деньги на покупку мельницы, и так же - на честность - он их возвращает. Этот контраст наводит на мысль о нравственном здоровье массы крестьянства, о прочности его моральных правил даже в атмосфере крепостничества. Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Рассказ о доле этой героини - это повествование о доле русской женщины вообще. Рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве. Некрасов сумел совместить частную жизнь героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, словно бы объять как можно большее количество женских судеб. Это достигается вплетением в текст народных песен и причитаний. Они отражают характернейшие черты народной жизни.

Песни и причитания - это малая толика художественного своеобразия поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Писать о народе, писать для народа можно только по законам народного поэтического творчества. И дело не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. В поэме "Кому на Руси жить хорошо", прежде всего, раскрыта народная тема - поиск народом пути к счастью. И эта тема утверждается Некрасовым как ведущая, определяющая движение народа вперед. За многочисленными картинами народной жизни встает образ России, той "убогой и обильной, забитой и всесильной." страны. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которые согревают суровое и правдивое эпическое ее повествование.

Некрасов писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» в течение двадцати лет, собирая материал буквально по словечку. Поэма стала венцом его творчества. Поэт хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, из-за смерти автора произведение осталось незаконченным.

По замыслу поэта, «Кому на Руси жить хорошо» - это эпопея современной ему народной жизни. В центре ее - изображение пореформенной России, когда освободили крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Поэма чрезвычайно широко охватывает народную жизнь. Именно народную точку зрения на действительность и попытался выразить Некрасов в поэме уже самой темой, показав Русь, все события через восприятие странствующих крестьян.

Форма странствий, встреч, расспросов и рассказов оказалась очень удобной для поэта, задумавшего всесторонне показать народную жизнь. Некрасову нужна была широкая социально-историческая панорама для изображения условий, в которых складывалась жизнь крестьянина.

Главная проблема произведения ясно видна уже из заглавия - это проблема счастья. Положение народа отчетливо рисуется самими названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпиго-рево, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неурожайка. В поэме реалистично изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, -с горечью восклицает поэт, - дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями!» Как и прежде, крестьяне - люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь вместо барина драть будет волостной».

Поэт рисует одну за другой картины тяжелой крестьянской доли, всеобщего разорения. Мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда замучила», звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». При этом поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянской среде.

Для Некрасова крестьянство не однородная масса. Оно включает в себя богатство характеров и типов. Среди них есть и положительные герои, такие благородные, исполненные душевной красоты, как Матрена Тимофеевна, Савелий, Ермил Гирин; есть и недостойные, слабые: раболепствующий лакей князя Утятина Ипат или «Яков верный, холоп примерный». Некрасов клеймит барских прихвостней, «людей холопского звания», которые в условиях крепостничества потеряли всякое человеческое достоинство.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем, кто не мирится со своим голодным и бесправным существованием. Лучшие из них сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, семь правдоискателей, Гриша Добросклонов.

Не кроткие и покорные близки поэту, а смелые, непокорные и свободолюбивые бунтари, такие, как Савелий, богатырь святорусский. В образе Савелия воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, его былинные, героические черты. Он, бывало, хаживал один на медведя, он презирает рабскую покорность, готов постоять за народ. Савелий помог крестьянам расправиться с немцем-управителем, разорявшим и притеснявшим их, за что был сослан на каторгу в Сибирь, перенес жестокие истязания, но не смирился. Он сохранил ненависть к угнетателям и презрение к тем, кто им покорно подчинялся. Страшные душевные страдания испытывает он после гибели Демушки, в которой будет винить себя по гроб жизни («так плакал дедушка, что лес стонал»), потом он уходит в монастырь замаливать свой грех, молиться о погибшем и «за все страдное русское крестьянство», а умирая, просит похоронить его рядом с Демушкой.

Страдальческой судьбе русской женщины посвящена вся вторая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В жизни Матрены Тимофеевны не было ничего необычного, из ряда вон выходящего. Смерть первенца, вражда семьи мужа, голод, болезни, пожары - какая крестьянка не проходила через все это? За Матреной стояли сотни и тысячи таких, как она. Но другие женщины называют ее «счастливой», значит, их жизнь еще более беспросветна. По мнению Матрены, не дело это -«между бабами счастливую искать». Еще одна героиня поэмы - богомолка, зашедшая в село, сказывала, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».

“Некрасов – это все равно что
Нашелся бы такой мужик, с громадными
Способностями, с русскими, мужицкими
Болями в груди, который бы взялся этак
И описал свое русское нутро и показал
Бы его своим братьям-мужикам:
“Смотрите-де на себя!”
(Газета “Правда”, 1 октября 1913 г.)
Всю жизнь вынашивал Н. А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т. е. книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. “По словечку” в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”.
Широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни начинают занимать в этом произведении главенствующее место. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы – изображением жизни народа.
С первой главы первой части начинается исследование главной жизненной силы России – народа.

Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе “Сельская ярмарка”.
Пришли на площадь странники:
Товару много всякого
И видимо-невидимо
Народу! Не потеха ли?
С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет.
А вот эпизод, подтверждающий представления о нравственной силе и красоте народного характера. Крестьяне рады поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки:
Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он подарил рублем!
Картины народной жизни – это не только веселье, радость, праздник, но и темная, неприглядная, “безобразная” ее сторона. Веселье перешло в пьянство.
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!
Дорога многолюдная
Что позже – безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
“Пропился” и мужик, который “раздумался над топором”, и парень “тихонький”, который поддевку новую в землю закопал, и “старая”, “хмельная баба”. Высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа.
Крестьянский мир предстает предельно обнаженным во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга слова, фразы, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны.
Но среди них различимы резкие политические реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.
– Добра ты, царская грамота,
Да не про нас ты писана.
А вот картина коллективного труда – “веселой косьбы”. Она проникнута чувством праздничным и светлым:
Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса, да звяканье
Проворных кос.
Радость труда ощущается во всем: “травы высокие”, “косы проворные”, “косьба веселая”. Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном вторить чудеса:
Размахи сенокосные
Идут чредою правильной:
Все разом занесенные
Сверкнули косы, звякнули.
В главе “Счастливые” Некрасов показал народ уже как “мир”, т. е. как что-то организованное, сознательное, с силой которого не способен тягаться ни купец Алтынников, ни крючкотворы подьячие (“Хитры, сильны подьячие, а мир их посильней, богат купец Алтынников, а все не устоять ему против мирской казны”).
Народ побеждает организованным действием в экономической борьбе и активно ведет себя (пусть еще стихийно, но все же решительнее) в политической борьбе. В этой главе поэмы писатель рассказал, “как бунтовалась вотчина помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки.”. А в следующей главе (“Помещик”) поэт еще раз для “догадливых” людей иронически скажет: “Должно быть, взбунтовалося в избытке благодарности селенье где-нибудь!”.
Некрасов продолжает воссоздавать коллективный облик героя. Достигается это, прежде всего, мастерским изображением народных сцен. Художник не останавливается долго на показе отдельных типов крестьянской массы.
Рост крестьянского сознания раскрывается теперь в историческом, социальной, бытовом, психологическом планах.
Нужно сказать о противоречивой душе народа. В массе крестьян есть старуха старая, “рябая, одноглазая”, видящая счастье в урожае репы, “солдат с медалями”, довольный, что не убит в сражениях, дворовый человек князя Переметьева, гордящийся подагрой – благородной болезнью. Странники, искатели счастья, всех выслушивают, а народ в своей основной массе становится верховным судьей.
Как судит он, к примеру, дворового князя Переметьева. Наглость и спесь холуя-лизоблюда вызывает презрение мужиков, они гонят его прочь от ведра, из которого потчуют на сельской ярмарке “счастливых”. Нельзя упустить из вида, что “любимый раб” Переметьева еще раз мелькает среди картин пьяной ночи. Его секут за воровство.
Где пойман – тут и суд ему:
Судей сошлось десятка три,
Решили дать по лозочке,
И каждый дал лозу.
Не случайно об этом сказано вслед за тем, как нарисованы сцены народного доверия: Ермилу Гирину без расписок дают деньги на покупку мельницы, и так же – на честность – он их возвращает. Этот контраст наводит на мысль о нравственном здоровье массы крестьянства, о прочности его моральных правил даже в атмосфере крепостничества.
Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Рассказ о доле этой героини – это повествование о доле русской женщины вообще. Рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве. Некрасов сумел совместить частную жизнь героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, словно бы объять как можно большее количество женских судеб. Это достигается вплетением в текст народных песен и причитаний. Они отражают характернейшие черты народной жизни.
Песни и причитания – это малая толика художественного своеобразия поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Писать о народе, писать для народа можно только по законам народного поэтического творчества. И дело не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. В поэме “Кому на Руси жить хорошо”, прежде всего, раскрыта народная тема – поиск народом пути к счастью. И эта тема утверждается Некрасовым как ведущая, определяющая движение народа вперед.
За многочисленными картинами народной жизни встает образ России, той “убогой и обильной, забитой и всесильной.” страны. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которые согревают суровое и правдивое эпическое ее повествование.

  1. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, пронизывающая всю поэму идея –...
  2. Время Н. Некрасова – это 50-70-е годы XIX века. Главным в жизни русского общества этих лет был вопрос о народе. Поэтому центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям,...
  3. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были...
  4. Планы к неосуществленным главам поэмы, конечно, представляют большой интерес при изучении творческого замысла Некрасова. В воплощении этих планов поэт дальше набросков не пошел. Это говорит не только о том, что...
  5. Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”....
  6. Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного...
  7. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,. и сколько человеческих страданий в...
  8. Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не...
  9. Поэма печаталась отдельными частями в двух журналах “Современник” и “Отечественные записки”. Поэма состоит из четырех частей, расположенных по мере их написания и связанных со спором о том, “кому живется весело,...
  10. Эпический охват общественной жизни, изображение персонажей с разными социально-психологическими и индивидуальными характеристиками, часто – с элементами “ролевой лирики”; Опора на народное мироощущение и народную систему ценностей как на главный нравственный...
  11. Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал...
  12. Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна. Да, только здесь могу я быть поэтом! Н. А. Некрасов Демократическое движение в России в середине...
  13. Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Белинский, когда...
  14. В плане композиционном поэтическая цельность стихотворения достигается образами сна, в которые включены размышления о народе, составляющие основную часть стихотворения: с образа сна начинается первое обращение – к вельможе, образ сна...
  15. Николай Некрасов и Афанасий Фет. Что-то далекое и близкое. “Между именами Некрасова и Фета такой же контраст, как между белым и черным.” Почему? Надо бы сказать о том, что Н....Глава “Крестьянка” не фигурировала в первоначальном замысле поэмы. В “Прологе” не предусмотрена возможность найти счастливого среди крестьян, а тем более крестьянок. Некоторая композиционная неподготовленность главы “Крестьянка” обусловлена, возможно, причинами цензурного...
  16. Мое знакомство с творчеством Н. А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его “Вчерашний день часу В шестом”, “Железную дорогу” и, конечно же, поэмы “Русские женщины”. Мне трудно...
  17. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не...

Замысел поэмы "Кому на Руси жить хорошо" продиктован самой жизнью. Н. А. Некрасов остро чувствовал "больные" вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней он стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в жизни крестьянства после реформы 1861 года.

Положение народа ясно рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом" крестьяне-правдоискатели. Они - "временно обязанные", "Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень - Заплатова, Дыряви-на, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож". Странствуя, мужики проходят через Испуганную, Подстрелянную и Безграмотную губернии. Эти названия говорят сами за себя.

На многих страницах поэмы изображены бесправная, безрадостная жизнь народа. Деревни - "селенья незавидные, что ни изба - с подпоркою, как нищий с костылем..." У мужиков скудные запасы, на крестьянских полях - бедные всходы, поэтому целые селения осенью идут "на попрошайство"

Картины народной жизни обрисованы в песнях "Голодная", "Барщинная", "Солдатская", "Веселая", "Соленая".

Вот каким показан дореформенный мужик в одной из песен:

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот,

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет...

Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана.

Как и прежде, крестьяне - люди, "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина будет драть волостной.

Крестьянский мир предстает предельно обнаженным, во всей хмельной откровенности и непосредственности в главе "Пьяная ночь". Необычная "пьяная" ночь развязывает языки:

Гудит!Что море синее,

Смолкает подымается

Народная молва.

Почти каждая реплика - сюжет, характер. Глава, по моему мнению, вмещает много рассказов. Разве не точная картина дикого деспотизма семейной жизни встает из ссоры двух баб:

Мне старший зять ребро сломал,

Средний зять клубок украл,

Клубок - плевок, да дело в том-

Полтинник был замотан в нем,

А младший зять все нож берет,

Того гляди, убьет, убьет...

А разве не ясна из нескольких фраз судьба женщины Дарьюшки, хотя никакого рассказа о ней нет:

Худа ты стала, Дарьюшка!

Не веретенце, друг!

Вот то, чем больше вертится,

Пузатее становится,

А я как день-деньской...

Именно желание показать всю народную Русь привлекло Некрасова к такой картине, где можно было бы собрать массу людей. Так появилась глава "Сельская ярмонка". Прошло много времени. И вот странники летом пришли на "ярмонку", которая свела вместе многих людей. Это народное гулянье, массовый праздник:

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется.

Дерется и целуется

У праздника народ.

Кругом пестро, красно, рубахи полны цветов, платья красные, косы с лентами6 "Играет солнце вешнее, смешно, горласто, празднично".

Но в народе много темного, неприглядного и безобразного:

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам,

Покуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные...

Крестьянский мир на сельской ярмарке завершается рассказом о Якиме Нагом. Он говорит не о посетителях "ярмонки", а о всем мире тружеников. Яким не поддакивает своему барину Павлуше Веретенникову, а высказывает свое крестьянское чувство:

Постой, башка порожняя!

Шальных вестей бессовестных

Про нас не разноси!..

Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:

Работаешь один,

А чуть работа кончена -

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, символом национального существования. Поэтому поэт уделил столько внимания крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Она сама рассказывает о своей жизни. Личная судьба героини расширяется до пределов общерусских. Она все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.

Некрасовская женщина-крестьянка - несломленная испытаниями, выстоявшая. Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, в разгуле.

До Некрасова многие изображали народ. Он же сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос сказать: "рать подымается неисчислимая". Он верил в пробуждение народа.

Похожие статьи