Служебные части речи междометия и звукоподражательные слова. Междометия и звукоподражательные слова

Тема. Междометия и звукоподражательные слова.

Урок 155

Тема. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Урок 154

Цели: показать, какие знаки препинания используются при междометиях; дать представление об особенностях написания междометий.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите цель высказывания, определите части речи.

Что выражается с помощью междометия?

Ах да (не)ужели вы (не)зна...те чтосс.одня оружейник Просперо и ᴦ...мнаст Тибул повели народ что(бы) взять штурмом Дворец Трех Толстяков (Ю. Олеша.)

Комментарий. Ах, да неужели вы не знаете, что сегодня оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трех Толстяков?

Особое внимание нужно уделить служебным частям речи и междометию. Междометие выражает тревогу, нетерпение, удивление.

1. Рассказать о междометии как особой части речи.

2. Упражнение 416: проверка по цепочке.

В это время двое учеников выполняют на доске морфологический и синтаксический разбор.

Комментарий. Междометия употреблены в значениях:

Существительного-дополнения (1-е предложение);

Глагола-сказуемого (2-е предложение);

Однородных существительных-подлежащих (3-е предложение);

Существительного-обстоятельства (4-е предложение).

В последних двух предложениях междометия выступают самостоятельно, не являются членами предложений.

III. Изучение темы ʼʼДефис в междометиях. Знаки

препинания при междометияхʼʼ. Слово учителя

Правила правописания междометий и знаков препинания при них довольно просты:

1) Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис: Ой-ой-ой! Тьфу-тьфу-тьфу! Ах-ах!

2) Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком: Эх, дубинушка, ухнем!

Как обычно, в случае если вы правильно определите часть речи и ее роль в предложении, то трудностей в постановке знаков препинания не будет.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 417: комментированное письмо.

2. Упражнение 418: выразительное чтение, объяснение орфограмм и пунктограмм, записывание двух-трех предложений с междометиями; морфологический разбор слова - на доске и в тетрадях.

Домашнее задание 1- § 71.

2. Упражнение 420 (подготовить исполнение диалогов по ролям).

Цели: формировать умение отличать производные междометия от самостоятельных частей речи; развивать навыки диалогической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, определите интонацию высказывания, определите Ахкакпр...ятно оч...mum...ся у теплой печ...ки после лыжной прогулки (по)зимн...му лесу.

Комментарий. Восклицательная интонация предложения создается при помощи смысловой частицы как, а междометие ах поддерживает восклицательную интонацию, выражает чувства радости, [ удовольствия.

Ах, как приятно очутиться у теплой печки после лыжной прогулки по зимнему лесу!

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о дефисном написании междометий и о знаках препинания при них.

2. Упражнение 420: исполнение составленных учениками диалогов с включением междометий (по ролям).

III. Понятие о производных междометиях

1. Беседа по вопросам.

Что такое производные слова?

Слова каких частей речи бывают производными?

Приведите примеры производных наречий, союзов.

2. Сопоставительный анализ предложений.

1) При виде предводителя пиратов ужас охватил меня. Ужас! Сегодня, оказывается, контрольная!

2) Слова батюшки привели меня в смущение. Батюшки! Да как же тебя угораздило?!

3) ʼʼКошмар на улице Вязовʼʼ - фильм ужасов. Как ты себя ведешь?! Кошмар!

Комментарий. Очевидно, что совпадающие слова во вторых предложениях каждой пары произошли из существительных. Это и есть производные междометия.

3. Жаргонные междометия.

Приведите примеры разговорных междометий современных школьников, объясните, какие чувства, настроения они выражают. (Круто! Bay! Отстой! и т. п.)

Подобные междометия, как и вообще молодежный жаргон, употребляются исключительно в разговорной речи и не должны выходить за рамки общения сверстников. Заметим, что непроизводное междометие Bay! заимствовано из английского языка и соответствует русским аналогам: Вот это да! Здорово! Ого! Влияние английского языка объективно усиливается, особенно в последние годы. Заимствование этого междометия говорит о влиянии даже на способы выражения чувств и настроений молодежи.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 419: выразительное чтение, письменное выполнение.

Фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

Домашнее задание

2. Упражнение 421.

Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

части речи, укажите их роль в предложении.

К...манда стояла (на)смертъ но увы пропустила мяч... в самом конце ма...ча.

(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.

В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.

III. Анализ предложений

Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.

1)0 тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К.Д. Бальмонт.)

О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)

О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Григорьев.)

Комментарий. В первом предложении О - усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О - предлоᴦ. В третьем - междометие.

2) Далече грянуло ура.

Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.) Комментарий. В первом предложении междометие ура употребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.

3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!

Ого-го! Отзовитесь!

Комментарий. В первом предложении междометие ого*го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.

IV. Звукоподражательные слова

1. Задание: привести примеры звукоподражательных слов. (Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)

2. Беседа.

Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что ʼʼпо-английскиʼʼ кошка, к примеру, говорит мью-мью, а собака - бау-вау.

Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)

Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся.)

Иногда звукоподражательные слова относят к междометиям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.

3. Анализ текста.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте синтаксический разбор, определите

части речи, укажите их роль в предложении.

Кчему (бы) (не, ни) готовил свое подр...зделœениеБлохин, такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тив-ники лиш... мельканье в глазах да ʼʼвжик-вжикʼʼ в ушах.


Звукоподражательные слова
Междометия - часть речи, включающая неизменяемые слова, которые непосредственно выражают наши чувства и волеизъявления, не называя их: ах!, о!, ох!, эх!, ой!, ух!, ура! и т. д.
От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что они не обладают номинативной функцией (функцией называния), не имеют ни лексических, ни грамматических значений; от служебных частей речи междометия отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении, не служат для связи между ними, не вносят в предложение добавочных смысловых оттенков.
Междометия не являются членами предложения и синтаксически не связаны с членами предложения. Однако они могут переходить в другие части речи и выступать в качестве сказуемого, подлежащего или дополнения: Далече грянуло ура; А девица хи-хи-хи да ха-ха-ха. (А. С. Пушкин); Ах! Но одного «аха» недостаточно. (А. П. Чехов)
Разряды междометий по происхождению
Разряды междометий по структуре

Разряды междометий по значению
Особую группу, близкую к междометиям, составляют звукоподражательные слова. По своему звуковому оформлению они являются воспроизведением рефлективных восклицаний людей, имитацией криков животных и птиц, различных звуков, шумов природы и т. д.: мяу-мяу, ква-ква, кря-кря, тук-тук, трах- тах-тах и др.
Иногда к междометиям относят так называемые глагольные междометия. Это неизменяемые слова, совпадающие в своём звуковом составе со звукоподражательным словом или междометием и употребляющиеся в функции глагольного сказуемого со значением мгновенного действия в прошлом: бах, бряк, плюх, скок, хвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.
Междометия, образованные повторением одинаковых частей, пишутся через дефис: ха-ха-ха!
Междометия отделяются запятыми, а если они произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак.
Примечание. Необходимо различать междометие о и частицу о: О, как убийственно мы любим! (Ф. Тютчев). О Волга, колыбель моя! (Н. Некрасов).

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Разработка

показательного урока

по русскому языку в 7 классе

на тему:

«Междометия и звукоподражательные слова»

Хаснутдинова О.Я.

Задачи:

    организовать работу обучающихся по изучению междометий и звукоподражательных слов при помощи ЦОР; формировать знания о междометиях и звукоподражательных словах, умения находить междометия и звукоподражания в тексте;

    способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности;

    воспитывать культуру выражения чувств и эмоций.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока:

1 .Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности.

1. Создание проблемной ситуации.

Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.

3. Актуализация опорных знаний.

    Работа с текстом:

Мне русская речь – вот как музыка.

Чу! Слово звучит, поет.

В нем дышит душой русскою

Создатель его - народ…

Выразительно прочитайте поэтические строчки.

Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).

Назовите служебные части речи. (Докажите).

3. Изучение нового материала.

Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? А что оно выражает?

Осталось одно слово: «Чу!». Понятно ли оно без контекста? Можно ли сказать, что оно что-то называет?

1. Работа с толковым словарем.

Обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова «чу».

Слово «чу!» и подобные ему станут предметом нашего с вами осмысления. Это слово представляет новую часть речи.

2. Просмотр и работа с текстом мультфильма.

Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из мультипликационного фильма.

Смотрим внимательно.

Показ мультфильма «ОХ» и «АХ» (http://mults.info/mults/?id=260).

Какие слова окажутся понятными всем участникам беседы?(Ученики называют данные слова).

3. Прием «мозговой штурм».

Как вы думаете: в каких жизненных ситуациях чаще всего мы слышим подобные слова и звуки?

Можно ли изменять произнесённые героями слова?

Можно ли задавать к ним вопросы?

Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?

Вследствие наблюдений учащиеся делают вывод:

Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.

Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?

Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?

Вывод: значит, это не служебная часть речи.

Что выражают эти слова?

Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.

4. Постановка целей урока.

Цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.

5.Первичное закрепление нового материала.

1. Работа в тетради.

Запишите в тетради пары слов: слово, которое произносит герой и чувства,которые они выражают.

(страх – Ах, испуг - Ах-ах-ах, восторг – Ах, досада – Ах,недовольство, отвращение – Фу)

2. Работа над формированием знаний и умений при помощи ЦОР. http://fcior.edu.ru/card/1313/mezhdometie-i.html

1.В чем особенность междометия как части речи?

2.Междометие выражает……..

3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?

6. Физминутка

Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Прокричала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

- Эй, послушай,

Псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Не понятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

Повстречался с ним козленок

у кленового куста.

Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Непонятны человечьи.

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно: «Бя!»

(Е.Тараховская.)

    Работа с текстом сказки.

Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»

Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»

Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.

Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?

Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся слова вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.

3. Коллективная работа по составлению таблицы.

Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.

Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.

Этикетные междометия : ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).

4. Упражнение «Это интересно…»

Можно ли к междометиям отнести слова мяу, му, гав, бя? Попробуйте доказать свою точку зрения. От междометий следует отличать звукоподражательные слова, которые не могут выражать чувств, побуждений к действию, и не являются этикетными формулами. Это слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными.

Кукушка. Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?

Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.

5. Выразительное чтение предложений. Творческое задание.

Выразительно прочитайте предложения. Объясните, какое значение выражает каждое междометие.

    «Фу-у-у! (досаду, презрение, отвращение.)Какая невкусная каша.

    Ура! (восторг, радость) Мы ломим, гнутся шведы.

    Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!. (страх)!. Что с тобой?

7. Итог урока

Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением». Догадайтесь, почему он так относился к междометиям?

– Что лично вам стало ясно и понятно о междометиях?

Выполняя какое задание, вы чувствовали себя успешными, получали удовольствие от работы?

Каким междометием выразите свое эмоциональное состояние? (Ай, какой я молодец! Ура! у меня получилось!)

8. Домашнее задание:

1. Разгадать кроссворд.

СПРЯТАННОЕ СЛОВО

Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.

1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.

2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.

3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.

4. Выражение отказа.
5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.
7. Подражание блеянию овцы.
8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!» .
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.

2. Оценивание.

Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

10-й класс

Звукоподражательные слова
(звукоподражания)

Цели урока: рассмотреть, какое место в языковой системе занимают звукоподражания, акцентировать внимание учащихся на происходящих в языке процессах, познакомить учащихся с различными научными подходами к изучению междометий, воспитывать языковое чутье.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Вопрос о звукоподражаниях по-разному рассматривается лингвистами. Одни считают, что звукоподражания примыкают к междометиям, близки к ним по своим морфологическим и синтаксическим особенностям. Другие описывают звукоподражания как особую часть речи. В соответствии с третьей точкой зрения они находятся за пределами частей речи. Мы будем рассматривать звукоподражания как особую часть речи.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать определение звукоподражаний. Для этого воспользуйтесь следующей подсказкой.

Звукоподражания – это (самостоятельная/служебная/особая) часть речи, включающая (изменяемые/неизменяемые) слова, которые своим звуковым составом воспроизводят (?).

(Звукоподражания – это особая часть речи, включающая неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными, предметами звуки. )

– Верно. Заполните данную таблицу соответствующими примерами.

– Подумаем и скажем: каково же частеречное значение звукоподражаний? (Частеречное значение звукоподражаний – воспроизведение звуков живой и неживой природы. )

– Можно ли по звукам узнать, какой предмет их издает? (Да, можно. Например, динь-динь-динь – эти звуки издает колокольчик; ха-ха-ха – смех человека; кря-кря – звуки, издаваемые уткой.)

– Хорошо. Чем звукоподражания отличаются от междометий?

Воспользуйтесь подсказкой. Семантика звукоподражаний не зависит от..., она понятна без..., не вытекает из... .

(Семантика звукоподражаний не зависит от интонации, она понятна без жестов и мимики, не вытекает из контекста и ситуации. )

– Что общего у звукоподражаний с междометиями? Продолжите ответ:

Как и междометия, звукоподражания являются..., но звукоподражания... .

(Как и междометия, звукоподражания являются неизменяемыми словами, но звукоподражания грамматически не изолированы от других слов. )

– Что из этого следует? (Звукоподражания могут употребляться в функции членов предложения.)

– Верно. Но давайте будем более точными. В функции всех членов предложения могут употребляться звукоподражания? Придумайте примеры. Определите частеречную принадлежность звукоподражаний. (Учащиеся составляют примеры.)

(Анализ примеров показал, что звукоподражания могут употребляться в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, а также в составе прямой речи.)

Кошка все мяу да мяу. (Сказуемое.)

Вдалеке послышалось гав-гав-гав. (Подлежащее.)

Гусь настойчиво повторяет га-га-га. (Дополнение.)

Утка долго стояла на одной ноге, а потом как закричит: «Кря-кря-кря!» . (Прямая речь.)

– Молодцы. Как к звукоподражаниям применимы термины: непроизводные/производные ?

(Большая часть звукоподражаний представляет собой непроизводные слова: хрю, апчхи и др. Производные лексемы образуются путем повтора одних и тех же или близких звуковых комплексов: гав-гав, тик-так и др.)

– Верно ли утверждение, что звукоподражания могут варьироваться фонетически? (Да, верно. Например: гав – га-ав – гав-в – гав-гав. )

– Применительно к теме урока поразмышляем над словом ха-ха-ха. Придумайте с этим словом предложения.

(Петя вошел в комнату, увидел на сестре новое платье и так и покатился со смеху: «Ха-ха-ха!». Невозможно однозначно сказать, междометием или звукоподражанием является в данном предложении слово ха-ха-ха, так как оно воспроизводит звуки, издаваемые человеком (смех), и выражает чувства и эмоции. Слово ха-ха-ха является синкретичным.)

– Прочитайте следующие предложения:

И с возом бух в канаву. (И.Крылов) Однажды вечером шасть ко мне этот Рогов с товарищем. (В.Короленко) Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (А.Твардовский) – Ах, и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А.Пушкин) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. (И.Крылов) Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов) А колокол бом да бом.

В этих предложениях встречаются слова, о частеречной принадлежности которых существуют разные мнения. Как вы думаете: что это за слова? (Бух, шасть, шмяк, прыг, толк, хлоп, бом.)

– Верно. Ребята, эти слова ученые называют междометными глаголами, или глагольными междометиями. А.А. Шахматов называл эти формы глаголами «мгновенного вида», А.М. Пешковский – глаголами «ультрамгновенного вида». Как вы думаете: для какой речи типичны эти формы? (Эти слова характеризуются экспрессией и типичны для разговорной речи.)

– Заслуживает внимания точка зрения Л.Д. Чесноковой. Остановимся на ней подробнее. На первый взгляд одинаковые слова Л.Д. Чеснокова делит на три группы. Попробуем разобраться. В первую группу она включает слова, которые соотносятся с инфинитивом. Эти слова она считает особыми глагольными формами, не имеющими отношения к звукоподражаниям и тем более к междометиям. Приведите примеры таких слов. (Прыг – прыгнуть, толк – толкнуть, стук – стукнуть и т.д.)

– Какими членами предложения являются подобные слова? (Они выступают в функции простого глагольного сказуемого.)

– Верно. Какими глагольными признаками при этом обладают данные лексемы? (Выражают значение совершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения, управляют другими словами, сочетаются с обстоятельствами (сильно толк в бок). )

– Вторую группу, по мнению Л.Д. Чесноковой, составляют лексемы, выполняющие функцию сказуемого, но не имеющие отношения к глаголам. Эти слова являются звукоподражаниями. Убедиться в справедливости сказанного можно на примере предложения: Еду, еду в чистом поле, колокольчик динь-динь-динь. Что дает повтор слов? (Лексема динь-динь-динь в предложении является сказуемым, но к глаголу не имеет никакого отношения. Повтором слов обозначена длительность звучания.)

– Хорошо. И, наконец, третья группа. К третьей группе Л.Д. Чеснокова относит синкретичные лексемы, сочетающие в себе признаки глаголов и признаки звукоподражаний. Прочитайте предложение и найдите в нем такую лексему: Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов)

(Это лексема хлоп. Она одновременно соотносится с инфинитивом (хлоп – хлопнуть) и воспроизводит звук.)

– Не правда ли, точка зрения Л.Д. Чесноковой интересна? А теперь поразмышляем над тем, как звукоподражания связаны с другими частями речи и в чем эта связь проявляется. (Логично предположить: если звукоподражания являются элементом морфологической системы русского языка, то они, безусловно, связаны с другими элементами данной системы. Эта связь проявляется в том, что от звукоподражаний могут быть образованы глаголы, а от них, в свою очередь, существительные; ква – квакать – кваканье, бабах – бабахнуть – бабаханье и др. Звукоподражания, как знаменательные части речи, способны употребляться в функции членов предложения. Наблюдается явление синкретизма.)

Практическая часть урока.

1. Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова. Как звукоподражания представлены в словаре?

2. Творческая работа «Звуки одного утра». Какое место в вашей работе занимают звукоподражания и какую роль они играют?

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль и место звукоподражаний в художественной речи».

Н.М. РУХЛЕНКО,
г. Белгород

Похожие статьи