Старая шляпа детства (О Сельме Лагерлёф). Сельма Лагерлеф

Сельма Лагерлеф - знаменитая шведская писательница, которую любят на родине и во всем мире. Известна она своей повестью-сказкой «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Шведы настолько гордились своей соотечественницей, что поместили её портрет на купюру достоинством 20 крон. А с другой стороны этой банкноты были изображены Нильс и Мартин. Такого не было ни с одним сказочным героем!

А ещё в Стокгольме стоит самый маленький памятник в мире - памятник заколдованному Нильсу.

Это самый маленький памятник литературному герою в мире. Его высота всего 10 см. Крошечный мальчик, сидящий на постаменте, обняв руками колени («Мальчик, смотрящий на луну») - это самая маленькая скульптура в мире. Местные жители очень любят этого мальчика - это Нильс из сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» - и каждую зиму вяжут ему теплые вещи - шапки и шарфики, чтобы он не замерзал. А туристы кладут монетки. Говорят, если загадать желание и погладить мальчика по головке, оно обязательно сбудется.

Историю Сельмы Лагерлеф о путешествии мальчика Нильса с гусями русские читатели знают в трех вариантах - полном переводе, пересказе и в виде мультфильма. Это совершенно разные истории, и Нильс в них тоже разный, причем его характер улучшается с каждым вариантом.

В оригинальной истории Нильс - угрюмый, жестокий и упрямый мальчишка. В пересказе мальчик, скорее озорник и хвастунишка, но добрый и смелый, а в мультфильме он вообще никогда не был плохим.

Оригинальный роман Сельмы Лагерлеф - это учебник для шведских школьников, задуманный автором как «Занимательная география». Пересказ на русский язык - это захватывающая приключенческая сказка для младших подростков, сокращенная почти впятеро, избавленная от подробностей шведской географии: действительно, зачем русскому читателю скрупулезное перечисление городков, селений и речек с непроизносимыми названиями. А мультфильм - несколько укороченная, более забавная, менее жестокая версия русского пересказа, сделанная в расчете на детей помладше.

В русском варианте также изменен конец сказки: заклятье с Нильса снято. А у Сельмы Лагерлеф мальчик остается маленьким, чтобы сохранить жизнь гусю Мартину.

В общем, только у русскоязычных читателей есть целых три Нильса, с которыми можно знакомиться, взрослея.

Как все начиналось

Сельма Лагерлеф родилась в 1858 году в усадьбе Морбакка в провинции Вермлад, в Южной Швеции.

Морбакка была в очень красивом месте Швеции, и маленькая Сельма очень любила и свой дом, и все, что вокруг него. Мама у нее была учительницей, отец - военный. Но, наверное, главным человеком для Сельмы была бабушка, старенькая, больная, но удивительная рассказчица. Она могла часами и днями рассказывать Сельме, ее братьям и сестрам старинные сказки и легенды. Но сказки не сумели уберечь Сельму от тяжёлой болезни, лишившей её способности двигаться. Зато они развлекали трёхлетнюю крошку как могли. Чтобы порадовать её, над Морбаккой кружилась приглашённая из лесу стая сорок. Ради Сельмы кавалеры былых времён гоняли коней по тонкому льду. Для неё играл свои дивные песни скрипач Лильекруна и кружились в вальсе прекрасные дамы Вермланда…

Но это длилось не долго. Через 2 года бабушка умерла. Сельма потом в своих знаменитых «Легендах о Христе» написала: «Знаю, что-то ушло из жизни. Казалось, будто захлопнулась дверь в целый мир, прекрасный заколдованный мир... И теперь не было больше никого, кто бы мог отворить эту дверь». Спасло Сельму то, что она уже умела читать, читала много, а в 7 лет начала и писать. Сочиняла стихи, сказки.

Девочка все-таки смогла победить болезнь. Когда Сельме было 9 лет, врачи «подняли» ее на ноги, но на всю жизнь она осталась хромой.

Когда Сельма стала взрослой, она закончила Королевскую высшую женскую педагогическую академию и стала работать учительницей в маленьком провинциальном городке на юге Швеции. Ученицы любят ее, а начальство косо смотрит из-за чересчур демократических занятий и неформальной подачи материала. А по вечерам она пишет книгу - будущий свой первый роман «Сага о Йесте Берлинге». Пока это только отдельные главы, которые Сельма решается послать на литературный конкурс журнала «Idun», буквально в последние дни конкурса. В результате - первая премия и предложение издать роман, который даже не дописан до конца.

После публикации первого романа Сельма оставляет школу и становится писательницей. Благодаря стипендии, пожалованной королем Оскаром II, и финансовой помощи Шведской академии Сельма Лагерлеф целиком посвятила себя литературе. Тогда-то ей и предложили написать особый учебник, рассказывающий о природе Швеции, о животных, людях, городах, истории, в общем, обо всем, что должны знать ребята начальных классов о своей стране. Задача оказалась очень трудной. После долгой подготовки Сельма Лагерлеф знала, ЧТО ей надо писать, но не могла решить КАК писать.

И тогда Сельма поехала в Морбакку, на свою родину, где давно жили чужие люди. Постояла во дворе, вспомнила свое детство, вспомнила, как однажды весной их домашний гусь улетел на север с дикими гусями, а осенью вернулся, да не один, а с гусыней и девятью гусятами. И Сельма поняла, как надо писать для детей. Она придумала, что посадит на белого домашнего гуся маленького человечка - Нильса. И этот человечек вместе с гусями пролетит над всей Швецией с юга на север, увидит всю страну. А вместе с Нильсом всю страну увидят её читатели-ученики.

Писательница объездила и обошла почти всю Швецию. Очень много прочитала о ней, долго работала над книгой. И вот в 1906 году появился в шведских школах необыкновенный учебник, похожий на добрую волшебную сказку. Он получился большой, в двух книгах, почти 600 страниц, но ребята встретили его с восторгом. По этому учебнику школьники не только узнавали свою страну, ее историю, легенды, но и учились любить свою родину.

Учительница, которая потрясла мир

Оценили эту необычную книгу не только дети, но и взрослые. Вот тогда-то и прославилась Сельма Лагерлёф, тогда-то и потрясла мир. В 1909 году ей - первой из женщин-писательниц - дали самую высокую международную Нобелевскую премию «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения».

Вам интересно, как она распорядилась этой наградой? Она выкупила свою Морбакку, которая была продана за долги после смерти её отца, и поселилась там. А после ее смерти в доме открыли музей Сельмы Лагерлёф.

Глубоко потрясенная началом второй мировой войны, она пожертвовала свою золотую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

Если вам когда-нибудь удастся побывать в Швеции, вы увидите и музей, и множество игрушек, сувениров, открыток, марок с изображением Нильса и гусей. Для Швеции эта сказка очень много значит!

Русские переводы сказки Лагерлеф

Первый перевод этой книги на русский язык был сделан уже в 1906 году, но он оказался не очень удачным, и в то время история Нильса широкого распространения в нашей стране не получила.

Своей особенной жизнью в России зажила книга Лагерлеф, когда в 40-е годы XX века был сделан ее перевод З. М. Задунайской и А. И. Любарской под названием «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Текст книги в пересказе значительно сокращен, изменены многие эпизоды и, конечно, сокращены те описания, которые, собственно и делают книгу учебником.

В 1955 году в СССР по этой книге был снят знаменитый мультфильм «Заколдованный мальчик».

Статья подготовлена по материалам Internet-сайтов:

  • http://www.labirint-shop.ru/books
  • http://www.litwomen.ru
  • http://www.koriphey.ru
  • http://www.kinopoisk.ru.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;
  • развитие словарного запасы учащихся;
  • воспитывать любовь и добро к ближнему;
  • воспитывать уважительное отношение к православной культуре.

Используемая методическая литература:

  1. Библия.
  2. Журнал "Воспитание школьника" № 7, 2006 г.

Используемое оборудование: Ноутбук, учебники.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.

Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.

– Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.

Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.

Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи “Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции”, “Сага о Йесте Берлинге”, трилогия о Левеншельдах.

В книге “Сказания о Христе” писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.

4. Чтение и анализ первой части текста.

(Чтение детьми законченными частями.)

– Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

1-я ч. “Когда мне было…” до слов “Не было детей более счастливых…”

– От чьего имени идет повествование?

– Что было для детей настоящим счастьем?

(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

(Выборочное чтение.)

2-я ч. “Я смутно помню…” до слов “Как холодно веет ветер…”

– Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?

(Выборочное чтение.)

– Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение.)

– Как вы думаете, зачем она это делала?

(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)

3-я ч. “Вспоминаю я …” до слов “…когда она умерла.”

– Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?

(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)

4-я ч. “Я помню то утро, …” до конца.

– Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)

– Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение.)

– Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

Словарь: псалом – религиозное песнопение.

5. Физкультминутка.

А сейчас мы встанем дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработайте ногами,
Поработайте руками!
Улыбнемся, день хороший!
И похлопаем в ладоши!

6. Инсценирование.

Помню я, как в детстве в первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез,
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе…

– Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.

1-й пастух: Как темно было – и вдруг такой яркий свет!

2-й пастух: В небе звезда зажглась новая, большая.

(Появляется Светлый ангел.)

Светлый ангел: Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали пророки!
Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

1-й пастух: Смотри, та далекая пещера вся словно в огне!

2-й пастух:

Чтоб на Христа взглянуть,
Чтоб поклониться Богу,
Отправимся мы в путь,
В опасную дорогу.

1-й пастух:

В дар Младенцу принесем
Меду, трав душистых.
Путь по звездочке найдем
Яркой, серебристой.

(Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)

Мария :

Как пылают звезды над горами,
Пастухи в долинах бродят со стадами.
Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,
Спит Младенец в яслях, догорает свечка.

Ослик: Постой-ка, может Младенец немного озяб?

Вол: Мы нашим дыханьем согреем его.

Ослик: Гляди-ка, кажется, кто-то идет?

Вол: Пришли пастухи и стоят у ворот.

Мария: Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!

1-й пастух: А где новорожденный?

2-й пастух: Да вот же он!

1-й пастух:

Прими, Христос, дары простые.
Вот хлеб и мед, а вот вода,
Мы люди бедные, но верим –
Грядут иные времена.

(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета “Ночь тиха..”)

Ночь тиха. По тверди зыбкой Ясли тихо светят взору,
Звезды южные дрожат. Озарен Марии лик,
Очи Матери с улыбкой Звездный хор к иному хору
В ясли тихие глядят. Слухом трепетным приник.

Ни ушей, ни взоров лишних, – И над Ним горит высоко
Вот пропели петухи – Та звезда далеких стран:
И за ангелами в вышних С ней несут цари Востока
Славят Бога пастухи. Злато, смирну и ладан.

7. Чтение второй части текста.

(Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)

Словарь: Рождественский сочельник-канун церковного праздника Рождества; лампада – небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.

8. Обобщение.

– Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?

(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)

– Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на землю?

(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)

– А в чем, по – вашему, счастье?

(Счастье-это когда люди не болеют. Когда на земле нет войны – это тоже счастье. Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)

– Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:

“Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной”,– как вы их понимаете?

– Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?

(“Рождество”. “Ночь перед Рождеством”. “Рождение Господа”.)

9. Домашнее задание:

– Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.

10. Подведение итогов.

– Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?

(Высказывания детей.)

– Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?

(Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор.)

– Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.

У наших предков была традиция: в Святки “сжигать” все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.

Писательница Лагерлеф Сельма, подарившая миру удивительную историю о мальчике Нильсе и во всех своих произведениях старалась научить человечество с малых лет любить природу, дорожить дружбой и уважать родину. К сожалению, жизнь этой замечательной женщины не была легкой и безоблачной.

Дворянская кровь

Сельма Лагерлеф появилась на свет в 1858 году в Швеции в многодетной семье, которая принадлежала к древнейшему дворянскому роду. Отец девочки - отставной военный, мать - учительница. Появление малышки стало необычайно счастливым моментом в жизни всей семьи.

Однако в то время, когда родилась Сельма Лагерлеф, от прошлого родового величия остались лишь старое поместье Морбакка и красивые сказания. Их девочке часто рассказывал отец, который души в ней не чаял. А она, в свою очередь, очень нуждалась в любви, ласке, поддержке и постоянном уходе.

Нелегкое детство

Сельме больше других детей в семействе нужна была забота. Ведь когда девочке исполнилось три годика, ее разбил паралич. К счастью, она осталась жива, но стала инвалидом. В то время, когда остальные дети гуляли на улице, девочка вынуждена была оставаться в постели. Чтобы хоть как-то отгонять грустные мысли, Сельма переделывала на свое усмотрение различные настоящие и выдуманные истории, услышанные от отца и бабушки. Так прошли необычайно трудные шесть лет. Но не только печальные моменты содержит ее биография. Сельма Лагерлеф и родные не могли нарадоваться, когда стокгольмские доктора сумели поставить девочку на ноги.

Первые шаги в большой мир

Прилагая неимоверные усилия, будущая писательница училась ходить заново, опираясь на палку, которая навсегда стала ее верной спутницей. Но несмотря на это, именно теперь девочка чувствовала, что большой мир открыл для нее свои двери.

Однако выживать в огромном обществе оказалось очень непросто. Кроме того, что каждое движение требовало больших физических усилий, окружающие люди порой были настроены враждебно. Но разве могла сдаться перед трудностями Сельма Лагерлеф? Краткая биография будущей писательницы неоднократно доказывает ее упорство, трудолюбие и жизнестойкость. С большим отставанием от сверстников в свои двадцать три года Сельма поступает в Стокгольмский лицей. И уже через год назло всем тем, кто называл ее переростком и калекой, девушка была зачислена в Высшую королевскую учительскую семинарию.

Работа в школе

После успешной учебы Лагерлеф удачно находит свою первую работу. Это должность учителя в школе для девочек, находившейся в небольшом городишке на юге Швеции. Неординарная и образованная, она быстро находит общий язык со своими учениками. Проводимые ею уроки всегда интересны и увлекательны. Учительница Лагерлеф Сельма не заставляет детей заучивать привычный материал, а превращает уроки в занимательные спектакли. На таких занятиях цифры становятся не такими уж и скучными, исторические персонажи похожи на сказочных героев, а географические названия легче запоминаются в виде необычных мест на картах волшебных миров.

Грустные реалии

Однако в реальной жизни простой провинциальной учительницы не все так красиво. После смерти самого близкого ей человека - отца - Сельма изо всех сил старается не терять самообладание. Но беда не приходит одна. После отцовской кончины родовое поместье Морбакка, которое принадлежало семейству с XVI века, было продано с аукциона из-за огромных долгов. И тогда появилось рвение во что бы то ни стало сохранить старые семейные легенды. Так решила для себя целеустремленная и привыкшая к трудностям Сельма Лагерлеф. Краткая биография этой удивительной девушки постоянно говорит о ее невероятной силе воли и способностях к преодолению трудностей.

Творческое начало

Каждый вечер втайне от всех молодая учительница Лагерлеф пишет свой первый роман «Сага о Йесте Берлинге». Герой произведения - путник, который, посетив старинную усадьбу, знакомится с ее настоящими жителями и их старинными легендами. Многие коллеги Лагерлеф считали такое творчество неактуальным во времена стремительного развития науки. Несмотря на такие нелестные замечания, молодая учительница все же решилась отправить свою рукопись на конкурс в известную газету. К большому удивлению окружающих победительницей стала именно Лагерлеф Сельма! Членами жюри конкурса была отмечена необычайная творческая фантазия писательницы. Именно этот факт окрыляет девушку и помогает поверить в собственные силы.

Литературный успех

В последующие четырнадцать лет Лагерлеф становится широко известным автором исторических романов. Успешность ее произведений помогает писательнице получить королевскую стипендию. Однако каждая победа девушки воспринимается в обществе больше как везение, а не как результат упорной работы и большого таланта. Ведь не так-то просто разрушить старые стереотипы о том, что женщины не могут быть замечательными писателями.

Романы «Чудеса антихриста» и «Иерусалим» становятся очень популярными в Швеции. Также эти произведения пропитаны глубокой религиозностью, в которой с детства воспитывалась Сельма Лагерлеф. «Святая ночь», «Вифлеемский младенец», «Свеча от Гроба Господня» и другие истории, вошедшие в сборник «Легенды о Христе», являются явным тому подтверждением.

История о Нильсе

Несмотря на то, что Лагерлеф было написано множество произведений, мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Интересно, что изначально она задумывалась как учебное пособие для школьников. В такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, ее культуру и традиции. Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы, но и вместе с главным героем научиться сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным. Во дворах стало модно играть в «гусенавтов» - так был прозван Нильс. Сельма Лагерлеф при этом чувствовала большую поддержку детей, чего нельзя было сказать о взрослых. Критики наперебой издавали разгромные статьи с резкими осуждениями автора. Назло всем недоброжелателям книга получила признание не только на родине писательницы, но и во всем мире.

Нобелевская премия

Но ведь не всегда у писательницы витали темные тучи над головой. И хорошими моментами наполнена ее биография. Сельма Лагерлеф в 1909 году стала первой женщиной, которой была вручена одна из высочайших международных наград по литературе. «За благородный идеализм и богатство фантазии» писательница была удостоена Нобелевской премии. диплом и денежный чек были вручены ей самим королем Швеции Густавом V. И это не простая случайность. Ведь к этому времени Лагерлеф выпустила уже более тридцати книг и была любима далеко за пределами своей страны. Нужно отметить, что самым известным из ее произведений все-таки оставалась сказка о мальчике, который смог рассмотреть Швецию с высоты птичьего полета.

Творческое наследие

Получив Нобелевскую премию, Лагерлеф смогла выкупить семейное поместье, в котором она жила до конца своих дней, ведь именно благодаря Морбакке у нее появился замысел создания сказки о Нильсе. Последние самые большие произведения Сельмы Лагерлеф были написаны с 1925-го по 1928-й годы. Это три романа о Левеншельдах - «Перстень Левеншельдов», «Анна Сверд» и «Шарлотта Левеншельд». Они повествуют о жизненных перипетиях одной семьи на протяжении нескольких поколений. События в романах происходят с 1730-го по 1860-й год.

Религиозные произведения для детей и сегодня имеют потрясающий успех. Некоторые из них были переизданы. Первое обновленное издание «Легенд о Христе» увидело свет в 1904 году в Швеции. В России же это произошло в 2001-м благодаря работе издательства «РОСМЭН-ПРЕСС». В книгу вошли рассказы о Христе, которые еще в детстве от бабушки слышала Сельма Лагерлеф: «Святая ночь» и «Видение императора», «В Назарете» и «Вифлеемский младенец», «Колодец Мудрецов» и «Бегство в Египет», а также другие истории.

Скелет в шкафу

Сельма Лагерлеф в обычной жизни была не особо общительным человеком. Поэтому и о ее личной жизни известно немного. Конечно же, основную часть своего времени она коротала в родовом именьи, которое ей удалось выкупить после награждения известной премией. По внешнему виду можно было сразу судить о Сельме Лагерлеф как о старой деве. Однако в этом плане имелись некоторые секреты, а раскрыться им суждено было только спустя пятьдесят лет после смерти знаменитой писательницы. Неожиданно по истечении такого количества времени были обнаружены письма, раскрывающие некоторые необычные аспекты ее интимной жизни. После таких новостей о Лагерлеф ее загадочная персона снова многих заинтересовала.

Общественная деятельность

Даже уже в немолодом возрасте и страдая от тяжелой болезни, Лагерлеф Сельма не могла оставаться в стороне от бед, которые преследовали Европу. В военное время между Финляндией и Советским Союзом она подарила свою золотую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

В тридцатых годах сказочница неоднократно принимала участие в спасении писателей и различных деятелей культуры от нацистских преследований. Организованный ее стараниями благотворительный фонд спас многих талантливых людей от тюрьмы и смерти. Это были последние благие деяния писательницы.

В марте 1940 года Сельма Лагерлеф ушла из жизни. Но даже спустя многие десятилетия миллионы девчонок и мальчишек все так же вглядываются в небеса, затаив дыхание. Ведь, может быть, там, под самыми облаками, спеша навстречу приключениям, пролетает бесстрашный домашний гусь Мартин, неся на спине своего маленького товарища Нильса.

Легенды о Христе Лагерлеф Сельма

Старая шляпа детства (О Сельме Лагерлёф)

Старая шляпа детства

(О Сельме Лагерлёф)

«Большинство людей сбрасывают с себя детство, как старую шляпу, и забывают его, как ставший ненужным номер телефона. Настоящий человек только тот, кто, став взрослым, остается ребенком». Эти слова принадлежат известному немецкому детскому писателю Эриху Кёстнеру.

К счастью, в мире не так мало людей, которые забыли или не захотели в юности сбросить с себя старую шляпу детства. Некоторые из них – писатели-сказочники.

Сказка – первая книга, которая приходит к ребенку. Сначала сказки малышам читают родители, дедушки и бабушки, затем дети подрастают и начинают читать их сами. Как же важно, чтобы в руки взрослым – ибо именно они покупают и приносят в дом книги – попали добрые сказки.

Шведским родителям в этом отношении очень повезло. Народные предания, легенды и сказки в Швеции любили всегда. Именно на основе фольклорных произведений, произведений устного народного творчества, на Севере была создана литературная, или авторская, сказка.

Нам известны имена Сельмы Лагерлёф, Захариуса Топелиуса, Астрид Линдгрен и Туве Янссон. Эти сказочники писали на шведском языке. Они подарили нам книги про Нильса Хольгерссона, отправившегося в путешествие по родной стране вместе с гусаком Мартином (или Мортеном), сказки о Сампо-Лопарёнке и портном Тикке, пришившем Швецию к Финляндии, веселые повести о Малыше и Карлсоне, о Пеппи Длинный-чулок и, конечно, волшебную сагу о семействе Муми-троллей.

Пожалуй, менее всего в нашей стране известно творчество Сельмы Лагерлёф. Ее считают прежде всего «взрослой» писательницей. Однако это совсем не так.

Сельма Лагерлёф прославилась во всем мире (и в нашей стране) прежде всего как детский писатель своей книгой «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906–1907), в которой были использованы сказки, предания и легенды провинций Швеции. Но знаете ли вы, что эта книга – не просто сказка, а роман, да еще к тому же настоящий учебник географии для шведских школ?

Учебник этот долгое время не принимали в школах, учителя и строгие родители считали, что вовсе ни к чему их детям получать удовольствие от учебы. Однако писательница Лагерлёф придерживалась иного мнения, ибо воспитывалась в совершенно необычной для конца XIX века семье, где старшее поколение не сомневалось в необходимости развивать в детях фантазию и рассказывать им волшебные истории.

Сельма Луиса Оттилия Лагерлёф (1858–1940) родилась в дружной и счастливой семье отставного военного и учительницы, в усадьбе Морбакка, расположенной на юге Швеции, в провинции Вермланд.

Жизнь в Морбакке, сказочная атмосфера старинной шведской усадьбы оставили неизгладимый след в душе Сельмы. «Никогда не стала бы я писательницей, – признавалась она впоследствии, – если бы не выросла в Морбакке, с ее старинными обычаями, с ее богатством преданий, с ее добрыми, дружелюбными людьми».

Детство Сельмы было очень тяжелым, хотя и была она окружена любящими родителями, четырьмя братьями и сестрами. Дело в том, что в трехлетием возрасте она перенесла детский паралич и потеряла возможность двигаться. Лишь в 1867 году в специальном институте в Стокгольме девочку смогли вылечить, и она стала самостоятельно ходить, но на всю жизнь осталась хромой.

Однако Сельма не унывала, ей никогда не было скучно. Отец, тетя и бабушка рассказывали девочке предания и сказки родного Вермланда, да и сама будущая сказочница очень любила читать, а с семи лет уже мечтала стать писательницей. Даже в столь юном возрасте Сельма много писала – стихи, сказки, пьесы, но, конечно, они были далеки от совершенства.

Домашнее образование, полученное писательницей, было выше всяческих похвал, но его надо было продолжать. И в 1882 году Сельма поступает в Королевское высшее учительское училище. В том же году умирает ее отец, и любимая Морбакка продается за долги. Это был двойной удар судьбы, но писательница смогла выстоять, окончить училище и стала учительницей в школе для девочек в городе Ландскруна на юге Швеции. Сейчас в городе на одном из небольших домов висит мемориальная доска, в память о том, что именно там Лагерлёф написала свой первый роман, благодаря которому она состоялась как писательница, – «Сагу о Йёсте Берлинге» (1891). За эту книгу Лагерлёф получила премию журнала «Идун» и смогла оставить школу, посвятив себя целиком писательскому труду.

Уже в первом своем романе писательница использовала известные ей с детства сказания родной Южной Швеции и впоследствии неизменно возвращалась к фольклору Скандинавии. Сказочные, волшебные мотивы есть во многих ее произведениях. Это и сборник новелл о Средневековье «Королевы Кунгахеллы» (1899), и двухтомный сборник «Тролли и люди» (1915–1921), и повесть «Сказание о деревенской усадьбе», и, конечно, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906–1907).

Сельма Лагерлёф верила в сказки и легенды и могла их талантливо пересказывать и придумывать для детей. Она и сама стала легендарной фигурой. Так, рассказывают, что идею «Удивительного путешествия Нильса…» писательнице подсказал… гном, повстречавшийся ей как-то вечером в родной Морбакке, которую писательница смогла выкупить, уже будучи известной, в 1904 году.

В 1909 году Лагерлёф была присуждена Нобелевская премия. На церемонии вручения писательница осталась верна себе и вместо серьезной и рассудительной благодарственной речи рассказала… о видении, в котором ей предстал отец «на веранде в саду, полном света и цветов, над которыми кружились птицы». Сельма в видении рассказала отцу о присуждении ей премии и о своем страхе не оправдать огромную честь, оказанную ей Нобелевским комитетом. В ответ отец после небольшого раздумья стукнул кулаком по подлокотнику кресла и грозно ответил дочери: «Я не собираюсь ломать голову над проблемами, которые невозможно решить ни на небе, ни на земле. Я слишком счастлив оттого, что тебе дали Нобелевскую премию, и не намерен беспокоиться о чем-либо еще».

После вручения премии Лагерлёф продолжала писать о Вермланде, его легендах и, конечно, о семейных ценностях.

Она очень любила детей и была прекрасной рассказчицей. Даже самые скучные вещи, как, например, курс географии Швеции, ей удавалось рассказать весело и интересно.

Прежде чем создать «Удивительное путешествие Нильса…», Сельма Лагерлёф изъездила почти всю страну, внимательно изучила народные обычаи и обряды, сказки и предания Севера. В основе книги лежат научные сведения, но облечены они в форму приключенческого романа. Нильс Хольгерссон похож на Мальчика-с-пальчика, но он не сказочный герой, а непослушный ребенок, приносящий много огорчений своим родителям. Путешествие с гусиной стаей позволяет Нильсу не только много повидать и многому научиться, познать мир животных, но и перевоспитаться. Из злого и ленивого сорванца он превращается в доброго и отзывчивого мальчика.

Именно таким послушным и милым ребенком и была в детстве сама Сельма Лагерлёф. Ее родители не просто любили своих детей, они старались правильно воспитать их, привить им веру в Бога и стремление жить по заповедям Божиим.

Сельма Лагерлёф была глубоко верующим человеком, и потому особое место в ее творчестве занимают христианские легенды. Это, прежде всего, «Легенды о Христе» (1904), «Легенды» (1904) и «Сказка о сказке и другие сказки» (1908).

Писательница считала, что, слушая в детстве сказки и рассказы взрослых, ребенок формируется как личность, получает основные представления нравственности и морали.

Образ Иисуса из Назарета явно или незримо присутствует во всех произведениях писательницы. Любовь ко Христу как смысл жизни является главным мотивом в таких произведениях, как новелла «Астрид» из цикла «Королевы Кунгахеллы», в книге «Чудеса Антихриста» и двухтомном романе «Иерусалим». В Иисусе Христе Лагерлёф видела центральный образ человеческой истории, ее смысл и цель.

«Легенды о Христе» – одно из важнейших произведений Сельмы Лагерлёф, написанное в простой и доступной детям манере.

Цикл этот важен для понимания не только всего творчества Лагерлёф, но и личности самой писательницы, ибо именно в «Легендах о Христе» возникает образ одного из самых любимых Лагерлёф людей – ее бабушки.

Маленькая Сельма, лишенная возможности бегать и играть со сверстниками, всегда была увлеченной слушательницей бабушкиных историй. Мир ее детства, несмотря на физическую боль, был наполнен светом и любовью. Это был мир сказки и волшебства, в котором люди любили друг друга и старались помочь ближнему в беде, протянуть руку помощи страждущему и накормить голодного.

Сельма Лагерлёф считала, что нужно верить в Бога, почитать и любить Его, знать Его учение о том, как следует относиться к миру и людям, чтобы жить свято, достигнуть спасения и вечного блаженства. Она была убеждена в том, что любой христианин должен знать Божественное учение о происхождении мира и человека и о том, что с нами будет после смерти. Если человек ничего этого не знает, считала писательница, то жизнь его лишается всякого смысла. Не знающий, как нужно жить и почему нужно жить так, а не иначе, подобен ходящему во тьме.

Изложить учение христианской веры и сделать его понятным ребенку очень трудно, однако Сельма Лагерлёф нашла свой путь – она создала цикл легенд, каждая из которых читается как самостоятельная увлекательная история.

Лагерлёф поочередно обращается к евангельским событиям земной жизни Иисуса Христа: это и поклонение волхвов («Колодец Мудрецов»), и избиение младенцев («Вифлеемский младенец»), и бегство в Египет, и детство Иисуса в Назарете, и Его приход в храм, и Его страдания на кресте.

Каждое событие жизни Иисуса Христа излагается не в строгой и сухой канонической форме, а в увлекательной для ребенка манере, часто с совершенно неожиданной точки зрения. Так, крестные страдания Иисуса рассказывает маленькая птичка из легенды «Красношейка», а об истории бегства Святого семейства в Египет читатель узнает от… старой финиковой пальмы.

Часто легенда вырастает из одной лишь детали или упоминания, которые есть в Священном Писании, тем не менее писательница неизменно следует духу евангельских описаний земной жизни Иисуса.

Поскольку далеко не все сейчас знают историю жизни и вознесения Иисуса Христа, то мы считаем нужным рассказать здесь кратко о Его земных днях, поскольку предварительные сведения помогут вам лучше понять легенды Сельмы Лагерлёф.

Иисус Христос – Сын Божий и Бог, живший на земле как человек 33 года. До 30 лет Он жил в бедном галилейском городе Назарете с Матерью Своей Марией и Ее обручником Иосифом, разделяя его домашние труды и ремесло, – Иосиф был плотником. Потом явился Он на реку Иордан, где принял крещение от Своего Предтечи (предшественника) – Иоанна. После крещения Христос провел в пустыне сорок дней в посте и молитве; здесь выдержал Он искушение от диавола и отсюда явился в мир с проповедью о том, как нам жить и что делать, чтобы войти в Царствие Небесное. Проповедь и вся земная жизнь Иисуса Христа сопровождалась многочисленными чудесами. Несмотря на это, иудеи, обличаемые Им в своей беззаконной жизни, возненавидели Его, и ненависть возросла до того, что после многих мучений Иисус Христос был распят на кресте между двумя разбойниками. Умерший на кресте и погребенный тайными учениками, Он, силой Своего всемогущества, на третий день после Своей смерти воскрес и по Воскресении в продолжение сорока дней многократно являлся верующим, раскрывая им тайны Царствия Божия. В сороковой день, в присутствии Своих учеников, Он вознесся на небо, а в пятидесятый – послал им Духа Святого, просвещающего и освящающего всякого человека. Со стороны Спасителя страдания и крестная смерть были добровольной жертвой за грехи людей.

Господь хотел, чтобы человек изменился, научился жить в любви и смирении, и потому свой цикл легенд о Нем писательница заканчивает историей «Свеча от Гроба Господня» – о преображении буйного нравом рыцаря-крестоносца. Он перерождается, становится совсем другим человеком, добрым и кротким, готовым на жертву ради блага другого человека.

Сельма Лагерлёф, которая никогда не забывала про старую шляпу детства, всегда верила, что человек может измениться к лучшему, как рыцарь Раньеро ди Раньери или как Нильс Хольгерссон.

Постарайтесь измениться и вы, прочтя эту книгу!

Наталия Будур

Из книги Жизнь и смерть Кришнамурти автора Латьенс Мери

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Мифы и легенды Ирака автора Стивенс Е С

Старая чета и их коза Жили-были старик со старухой. Они держали козу, которую очень любили. Дом их был построен из глиняных кирпичей, а дверь его – из камыша. В этом доме они и жили с козой.Однажды дами, которая жила рядом в пустыне, истосковалась по крови и сказала про

Из книги Великий Спорщик автора Стотт Джон

Старая и новая нравственность Все это очень важные вопросы, и то, как отвечали на них фарисеи, разительно отличалось от того, что говорил Иисус Христос. И сегодня на эту тему ведутся жаркие дискуссии, особенно когда речь заходит о так называемой «старой нравственности» и

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

СТАРАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА условное название для герменевтики, сформировавшейся в *схоластической ср. - век. библеистике на основе иудейских и святоотеч. правил толкования Библии. Важнейшей чертой С.г. является признание *полисемантизма Писания. С.г. различает в Библии 1)

Из книги Призвание быть пастором автора Соболев Николай Алексеевич

СТАРАЯ ИСАГОГИКА условное обозначение господствовавших до 19 в. взглядов на происхождение библ. книг. С.и. стремилась установить *авторство для каждой свящ. книги даже тогда, когда данных для этого было недостаточно.Ветхозаветная С.и. сложилась в рамках *иудейства

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Глава 2. Старая церковь Итак, я стал пресвитером церкви, которая уже существовала более сорока лет. Мне было тогда 38 лет. Атмосфера внутри церкви была ужасная: пресвитера сняли, молодежь разъехалась, пятеро пожилых братьев не могли собираться в братской комнате, потому

Из книги Войны за Бога. Насилие в Библии автора Дженкинс Филипп

Старая принстонская теология (Princeton Theology, Old). Ведущее течение американского пресвитерианства, влиявшее на религиозную жизнь США со времен основания Принстонской семинарии в 1812 г. до реорганизации этого учебного заведения в 1929 г. Первый профессор Принстонской семинарии

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Старая Библия и новые христиане Если говорить о христианах, забытые тексты для них не исчезли бесследно, но они ждут, когда их заново откроют в церквах, члены которых думают иначе, чем думают западные люди. Это могут быть маргинальные секты или культы либо новые церкви,

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Старая щеколда На Святой Горе у меня на келий у двери была старая щеколда. Ее нужно было подвинуть, чтобы открыть дверь. Но щеколда производила сильный скрип. Каждый раз, когда приходил человек, щеколда делала так: «Кра - а–а - ак!» Шум был слышен за сто метров. Люди не

Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша

Городской житель и старая обезьяна Один городской житель заблудился в лесу, где жила старая обезьяна, владевшая магическим даром. Обезьяна околдовала незваного гостя, сделала его своим рабом и помыкала пленником, как хотела. Она часто ездила на нём, сидя у него на шее, а в

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

Сельма Лагерлеф СВЯТАЯ НОЧЬ Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.Я не

Из книги Дождь из цветов (бурятские буддийские притчи) (СИ) автора Муханов Игорь

Старая мельница В давние старые времена в Тюрингии, близ Аполды, была старая мельница. Она выглядела как обычная кофейная мельница - с той лишь разницей, что была гораздо больше, и ручка у нее была не наверху, а сбоку. Эта мельница обладала удивительным свойством. Если в ее

Из книги автора

Старая площадь, дубль два Становится все более ясно, что Соединенные Штаты при посильной помощи Саудовской Аравии начали осторожный демонтаж мощного внешнеполитического инструмента, который был создан Саудовской Аравией в последние 30 лет и привел ко всемирному

Из книги автора

ШЛЯПА, НАПАДАЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА Большой караван, следовавший из Китая в Монголию, приближался к перевалу. Егопогонщики торопились попасть в ближайшую деревню до темноты, чтобы распрячь инакормить уставших в пути верблюдов.Внезапно подул сильный ветер и сорвал

Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словар ный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразитель ного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.

III . Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.

-Какое слово получилось по вертикали?

(Лагерлеф.)

IV . Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф

1. Вступительная беседа.

-Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или зна ете?

(«Путешествие Нильса с дикими гусями».)

2. Рассказ учителя о писательнице.

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагер леф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урож денной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была чет вертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год хо дить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалы вала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жад но читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую выс шую женскую педагогическую академию в Стокгольме и за кончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень попу лярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный жур налом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер- леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подру ги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».

После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г. В том же году Лагерлеф знакомит ся с писательницей Софи Элкан, которая становится ее бли жайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной коро лем Оскаром II , и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе. Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».

Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история се мей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищу щих духовный идеал.

Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смог ла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спус тя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф - «Девочка с фермы на болотах». Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духов ному проникновению, которые отличают все ее произведения».

После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.

В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писа телей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.

После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от пери тонита в своем доме в возрасте 81 года.

V . Физкультминутка

VI . Работа над произведением «Святая ночь»

    Чтение учителем и учащимися.

    Первичное восприятие текста.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Итог урока

    Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?

    О чем произведение, которое мы только что читали?

    Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание: перечитать текст, приготовить выразитель ное чтение.

Ход урока 2

Организационный момент

П. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения с разными интонациями.

Я знаю, праздника вы ждете!

На этом празднике найдете

Смех, игры, сказку, волшебство!

Ведь наступило Рождество!

А что такое Рождество?

Конечно, это волшебство!

А слово «Рождество» откуда?

То день и час рожденья чуда!

    Заучивание стихотворения за 2 минуты.

    Проверка выученного стихотворения.

III . Работа над рассказом «Святая ночь»

1. Беседа.

- Почему смерть бабушки была для писательницы самым
большим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста.

    О чем история, которую рассказала бабушка?

    Чему она хотела научить свою внучку?

    Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.

    Каким был пастух? Охарактеризуйте его.

    Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)

    Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пас тухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы уви деть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)

IV . Физкультминутка

V . Составление плана рассказа

-А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.
Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
ночи для пересказа.

(Ребята работают самостоятельно.

Затем идет проверка выполненной работы.

Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)

VI . Пересказ текста по плану

Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *

VII . Итог урока

-Какое впечатление произвела на девочку рождественская
история? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени пас туха.

Похожие статьи