Как подсолнух появился в России. История подсолнуха

(среднее: 4,71 из 5)


Что нам известно о подсолнечнике или подсолнухе ? Это удивительное, известное во всем мире и очень древнее растение появилось в Южной Америке еще в 3000 году до н. э. Перебравшись в Европу спустя столетия, он поразил испанцев своим, похожим на солнце, золотым соцветием, которое удивительных образом всегда поворачивается вслед за солнечными лучами . 3а это подсолнечник получил название «цветок солнца». Но обо всем по порядку.

Считается, что это растение было одомашнено племенами североамериканских индейцев. По утверждениям некоторых археологов, подсолнечник был одомашнен даже раньше пшеницы. Археологические свидетельства доказывают выращивания подсолнечника на территории нынешних штатов Аризона и Нью-Мексико примерно в 3000 году до н. э.

Также известно, что «цветок, поворачивающийся за солнцем» встречается в греческом мифе о Клитии у Овидия, то есть задолго до появления подсолнечника в Европе.



Во многих индейских культурах подсолнечник использовался в качестве символа божества Солнца, особенно у ацтеков Мексике и у Инков в Перу.

В те времена индейцы употребляли семена подсолнечника, в основном, в размолотом виде практически как мы сейчас употребляем муку. Также, имеются свидетельства производства индейцами масла из подсолнечника. Оно использовалось в хлебопечении и даже, возможно, как косметическое средство для смазывания кожи и волос.

В Европе подсолнечник появился примерно в 1500 году благодаря испанским завоевателям Америки. Это растение первоначально использовалось как декоративное. В большинстве же случаев просто грызли семечки, считая их лекарством.

Подсолнечник рос в степных районах Перу и поразил испанцев своим, похожим на солнце, золотым соцветием, которое всегда поворачивается вслед за солнечными лучами. 3а это испанцы и назвали его «цветок солнца».

Сначала подсолнечник называли по разному: мексиканским цветком и перуанской хризантемой, индийским золотым цветком и американской хризантемой. Но постепенно эти названия почти у всех народов были вытеснены. Их заменили слова, корнем которых стало «солнце». В Украине солнце - сонечко, и подсолнечник превратился в соняшник, у англичан - санфлоуер (цветок солнца). Подсолнечник - тезка солнца и у итальянцев, и у французов, и у голландцев, и у многих других народов.

Латинское название этого растения - НеІіаnthus annuus. Оно происходит от греческих слов, которые означают «солнце», «цветок», и от латинского слова «однолетний».

Впервые о производстве масла из подсолнуха в Европе задумались англичане. Существует даже английский патент от 1716 года, описывающий весь этот процесс. Но масштабное производство подсолнечного масла - и мы этим можем гордиться - началось именно в России .

В Россию семена подсолнечника завёз из Голландии Пётр I. Сначала, как и в Европе, это растение служило декоративным целям.


Промышленный процесс производства подсолнечного масла был создан в 1828 году неким крепостным крестьянином Бокарёвым, который просто решил применить технологию производства льняного и конопляного масла. И уже в 1833 году был построен первый завод по производству подсолнечного масла.

Масло подсолнечника быстро приобрело огромную популярность в России, во многом благодаря тому, что его употребление не было запрещено в дни Великого Поста. Отсюда, кстати, и происходит второе название подсолнечного масла - постное масло.

Селекционеры усердно трудились над повышением масличность подсолнечника и его устойчивость к вредителям. Советские селекционеры вывели 20 сортов подсолнечника, отличающихся высокой урожайностью и масличностью. Селекционер Пустовойт создал сорт подсолнечника, масличность которого достигает 55 процентов! Сейчас наиболее престижная мировая премия в области разведения подсолнечника носит имя Пустовойта - российского селекционера.

В конце 19 века произошло обратное перемещение подсолнечника в Северную Америку : эмигранты из России завезли культуру производства подсолнечника и подсолнечного масла назад в США и Канаду. Вскоре США стали одним из основных (после России) производителей подсолнечного масла.

Культурный подсолнечник - творение рук человека. В природе нет ничего похожего на это стройное одностебельное растение высотой до 2-2.5 метров, с корзинкой, достигающей 30 сантиметров в диаметре. Культурный подсолнечник был создан в Европе, а масличный - в нашей стране.

Стебель вырастает высотой до 3 м, прямой, покрыт жесткими волосками.

Листьяовально-сердцевидные, темно-зеленого цвета до 40 см длинны, покрыты жесткими, короткими, опушенными волосками.

Цветки больших диаметров 30-50 см, в течении суток поворачивающиеся к солнцу (только у молодых растений).

Лепестки язычковые, оранжево-желтые, 4-7 см длинной; внутренние - буро-желтого цвета, трубчатые, многочисленные - от 500 до 3000 штук.

Внутри цветка находятся 4 тычинки со сросшимися пыльниками. Они образуют один цветок на одном стебле, но встречается с дополнительными, малыми отростками.

Цветет подсолнух в августе на протяжении 30 дней.

Плоды - семянки, слегка сжатые, слабогранистые 8-15 мм длинной и 4-8 мм шириной. Могут быть белыми, серыми, черными или полосатыми, с кожистым околоплодником.

Родиной подсолнуха является Северная Америка. Археологи подтверждают тот факт, что индейцы более 2000 лет назад культивировали это растение. В Европе это растение появилось в начале XVI века, когда испанцы привезли подсолнух и стали выращивать его в ботанических садах.

В России подсолнух начали выращивать во время правления Петра I, который, увидев в Голландии подсолнух, распорядился прислать семена на Родину и культивировать это растение.

Подсолнух - символ единства, правосудия, процветания и солнечного света. В некоторых странах даже символ мира.

Подсолнух собирают специальными приспособлениями - жатками. Он растет рядами, располагающимися на расстоянии 40-50см друг от друга. Уборка требует внимательности и опыта - если не попасть на ряд, то стебель будет просто ломаться и урожай уменьшится.

Главное в подсолнухе - это семена. Ради них и выращивают это очень плодородное растение. Из одной семечки вырастает целый цветок, в котором около 3 тысячи таких же семян.

Семечки подсолнуха употребляют сырыми, жарят, добывают из них масло, которое так и называется - подсолнечное.

В наше время очень распространенная сельскохозяйственная культура. На данное время уже вывели множество сортов подсолнуха, которые отличаются содержанием масла и размером корзинок (цветков).

Полезные и лечебные свойства подсолнуха

Из плодов (семян) делают подсолнечное масло. Жмых идет на кормовые примеси для скота и на подкормку для рыбалки.

Из краевых цветков и сухих листьев делают настойку, которая повышает аппетит. Настой из краевых язычковых цветков используют как жаропонижающее средство.

В листьях и цветках находятся кумариновый гликозид, скополин, флавоноиды, тритерпеновые сапониды, каротиноиды, антоцианы, фенолкарбоновые кислоты.

В семечках подсолнечника присутствует линолевая, олеиновая, другие ненасыщенные кислоты, аминокислоты, а также витамин Е и магний . При этом последнего гораздо больше, чем в ржаном хлебе.

Подсолнечное масло используется не только в кулинарии, но и как лечебное средство. Масло принимают внутренне - как легкое слабительное, и наружно, растирая им больные суставы. Свежие семена принимают при бронхите, малярии и аллергии.

Подсолнух является главным медоносным растением, так как пчелы собирают большое количество меда и пыльцы именно из подсолнуха. В зависимости от агротехники посевов и погоды медоносность равна в пределах 13- 25 кг с гектара, нектара 45-79%. В некоторых районах 40 - 50 кг с гектара. Мед с подсолнуха имеет золотистый цвет, иногда с легким зеленоватым оттенком.

Кому интересно загляните. Но свой пост после некоторого раздумья все-таки решила написать. Прежде всего для того, чтобы систематизировать все то, что я знаю теперь про это замечательное растение с головкой - маленьким солнышком, которая поворачивается вслед за большим солнцем солнце, прослеживая весь его путь от восхода до заката. В общем я хочу Вас "увести по радуге в страну подсолнухов, в страну где из улыбок облака..." (с)

Название этого удивительного растения происходит от греческих слов, которые означают «солнце» и «цветок». Обычно подсолнух достигает в высоту не более 2 метров, но встречаются и гигантские виды, которые могут быть вдвое выше.

Оказывается в стебле подсолнуха накапливается фитогормон – ауксин, который регулирует рост растения. Увеличение ауксина в той части стебля, которая не освещена солнцем, вынуждает подсолнух тянуться к свету. Но когда растение вырастает, то теряет гелиотропные свойства и остается повернутым в основном на восток...


У подсолнуха история древняя. Фрагменты этих цветов были найдены на раскопках в Северной Америке и цвели еще за три тысячи лет до рождества Христова. Американские индейцы считали, что подсолнух – священное растение и они использовали его для разных собственных нужд. В Перу подсолнух является эмблемой бога солнца. Именно из этой страны подсолнух был привезен в Европу.

Его тут же оценил Людовик XIV, или как его называли современники – Король-Солнце. Чувствуете параллели и ассоциации?

В Великобритании в викторианскую эпоху изображение этого цветка ткали на тканях, вырезали из дерева и ковали из металла. Оскар Уайльд называл его символом эстетского движения, которое он сам и создал.

В Италии поэты Эудженио Монтале и Габриэле Д’Аннунцио восхищались им в своих стихах.

А на картинах Ван Гога подсолнухи не заметить очень трудно, так как они стали символом живописи этого художника...


Кто знает, может быть именно здесь, в окрестностях Арля, на этом самом поле 120 лет тому назад Ван Гог сорвал пятнадцать подсолнухов, которые потом поставил в вазу и написал свой знаменитый натюрморт.

Что символизирует подсолнух?


По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом солнца, радости и оптимизма, а также - верности и достоинства... Благодаря своей жизнеутверждающей красоте подсолнухи стали частыми персонажами полотен великих мастеров мировой живописи. Подсолнечники радуют многих, но только поэты и художники способны запечатлеть свое восхищение "цветами солнца" .

Поэты о подсолнухах

Н. Гончарова. Подсолнухи

Принеси мне подсолнух, навеянный далью,
Посажу его в почву, сожженную солью,
Чтобы он к небесам, голубому зеркалью,
Жёлтый лик обращал - свою жажду и волю.

Всё неясное к ясности смутно стремится,
Тают абрисы тел в акварельных размывах,
Краски - в нотах. Итак, раствориться -
Это самый счастливый удел из счастливых.

Принеси мне частицу палящего лета,
Где прозрачны белесые очерки мира
И где жизнь испарилась до капли эфира, -
Принеси мне подсолнух, безумный от света.
Эудженио Монтале (Перевод Евгения Солоновича)
***
Подсолнух, собственно, неисчерпаем,
Как прочий мир. Порукой в том роенье
Пчел, чуящих крыла прозрачным краем
Растительного космоса струенье.

Его - в сумбурах - четкое строенье.
И в нас, поэтах, с нашим пестрым паем
Есть космос и закон. Хоть мы не знаем,
Какую мысль подскажет настроенье.

Подсолнечное семечко без блеска
Сейчас - вот словно тусклая железка
В тевтонской маске... Но, прозрев, тяжелый

Кольчужный лик яснеет... Всходят сами
От сердцевины образы: венцами,
Кругами радиации веселой...
Новелла Матвеева

***
А подсолнухи вдоль по дороге в ряд
Одноного на лапах зеленых стоят
И бессовестно врут про лето.
Я в автобусе душном в толпе одна,
Только ярких подсолнухов желтизна
Жизнь мою наполняет светом.
Екатерина Нестерова
****
Оранжевое Солнце Юга!
О! - ослепительный Огонь!
На угли тлеющего круга
Кладу молящую ладонь

Обороти мне пальцы в кисти.
Плавлёным золотом наполни.
О - Родина! О- Свет! О- Истина! -
Я блудный сын твой, твой Подсолнух

Я рыжестью твоей пронизан.
И твой запал - моя рука! -
Швыряет в небо кипарисы
Горстями красного песка!
Михаил Порядин
-------
Импресиионисты о подсолнухах
Когда заходит речь об импрессионизме в натюрмортной живописи, первым делом вспоминаю о цветах, пронизанных воздухом и светом. Натюрморт кажется мне воздушным видением, сгустком невесомой среды, соответственно, и цвет почти неопределим. Великим мастером таких натюрмортных видений был Эдуард Мане, любивший неуловимые касания кисти, как бы ее порхание над холстом. Натюрморт с подсолнухами Клода Моне среди других опытов импрессионистов поражает своей материальностью, правда, его материя как всегда особого рода, она изнутри пронизана воздухом, светом. И его натюрморт с подсолнухами имеет поэтому внутреннее напряжение, что предвосхищает натюрморты Винсента Ван Гога, кстати, любившего писать именно подсолнухи, уподоблявшиеся под его кистью солнцу, рассылающему свои жаркие лучи. Естественно предположить, что Ван Гог при своем весьма кратком пребывании в Париже видел натюрморт Клода Моне.


Клод Моне. Подсолнечники.


Винсент Ван Гог. Спелый подсолнух.


Герхард Глик. Подсолнухи


Гоген. Подсолнухи


Эгон Шиле. Увядшие подсолнухи

Эмиль Нодье. Подсолнухи

История подсолнечника


История подсолнечника уходит своими корнями в третье тысячелетие до нашей эры и идет от североамериканских индейцев, которые его культивировали,ели его семечки, использовали в качестве лекарства, вырабатывали красители. Инки поклонялись подсолнечнику, как священному цветку. В Европу "Солнечный цветок" попал в 1510 году, его "дикарем" привезли испанцы из Северной Америки. И очевидно, что Антонис ван Дейка на “Автопортрет с подсолнухом” недвусмысленно демонстрирует цветок зрителю, держа его в высоко поднятой руке. Во времена Ван Дейка подсолнух был еще сравнительно новым представителем флоры в Европе. Поначалу подсолнечником украшали клумбы и палисадники. Позднее из диких видов селекционеры получили крупноплодный сорт. Прошло почти 200 лет, когда в 1716 году в Англии, был зарегистрирован патент на получение подсолнечного масла. А первое упоминание о промышленном выращивании подсолнечника датируется 1769 годом.
В Россию цветок привезли из Голландии в XVIII веке. Однако, тут стоит оговориться. При раскопках древних городищ на территории Подмосковья, датируемых VII-V веками до нашей эры, находили семечки подсолнуха. А на стенках сосудов, где держали продуктовые запасы, сохранились остатки масла, очень похожего по своему составу на подсолнечное. Вероятно, наши предки знали и даже культивировали это растение, но по каким-то причинам цветок со временем забыли.
Так или иначе, подсолнечник отсчитывает свои года на Руси со времен Петра Великого. В течение первой сотни лет "жизни" в России цветок сажали, чтобы иметь "маленькое солнышко" на своем огороде, а "лузганье семечек на завалинке" было самым любимым отдыхом крестьян и купечества. Вельможи не жалели денег на устройство клумб с заморским цветком. В Москве его, как невидаль, выращивали даже у кремлевской стены.

Легенды о Подсолнухе


Греческий миф повествует о том, как Клития, дочь царя Вавилона, была покинута в любви богом-солнцем Аполлоном, поскольку он обратил свое внимание на ее сестру Левкотою. Ревность Клитии стала причиной смерти ее сестры. Иссохла нимфа и превратилась в цветок, с венцом любимого солнца, на протяжении всего дня ищущий не небе след своего возлюбленного. Поэтому вероятно современная символика трактует гелиотроп как символ преданности.

****Эта же легенда в стихах от Нади Ульбль****
О, Греция, поведай нам сегодня
миф о цветке, влюблённом в солнце...

Давным давно КлитИя, дочь титана Океана
Влюбилась в Аполлона,в бога солнечного света,
В прекрасного и лучезарного героя всех сонетов.
И нимфа хочет сердце Аполлону подарить
И о любви сошедшей к ней секрет раскрыть.
Но Аполлон услышав речь её, КлитИю отвергает
Сестру её он любит - ЛевкотОю,
И обезумевшее с горя сердце
другое сердце долго мучает и убивает...
Забушевал тут Океан,забушевал!
А Клития ушла куда....никто не знал.
И шла она,пока не стёрла ноги,и сердце еле билось уж в груди
Не ела,ни пила, а только горевала от одиночества в любви.
И опустилась на колени нимфа, и приросла она к земле
А лик свой не могла убрать от Аполлона-солнца,
Идя за солнечным лучом везде...
Тут превратилась КлИтия в Подсолнух цвет
И следует за ним по небосклону, ловя так жадно его свет...

****
Еще одна легенда о появлении подсолнуха пришла к нам из страны ацтеков - Мексики. Когда-то давным-давно здесь жила маленькая прелестная девочка с красивым именем Шочитль, что на их языке означало "цветок". Девочка обожала солнце и с рассвета до заката любовалась им. Так случилось, что целый год солнце появлялось каждый день, и ни разу, ни на миг облака не закрыли его. Для Шочитль это было невероятным счастьем, однако без дождя страдали все растения. Засуха привела к тому, что поля оставались бесплодными. От голода начали погибать люди. Ацтеки ежедневно молились богам, прося послать им дождь. Увидев это, Щочитль отправилась в храм бога солнца и обратилась к нему с мольбой спрятатьсяз а тучи и спасти ее народ. Молитва маленькой девочки дошла до бога солнца Тонатиу. И вот уже все небо закрылось пеленой облаков, и ко всеобщей радости пошел долгожданный дождь. Только Шочитль, привыкшая жить в ярких лучах, стала медленно угасать без солнечного света. Но тут божественный голос повелел ей идти в священное селение, где никогда не исчезает солнце, где всегда цветут цветы. Там ее будут звать не Шочитль, а Шочитль-Тонатиу (что по-ацтекски значит "цветок солнца". Так прелестная девочка превратилась в прекрасный цветок солнечного цвета, с темной, как ее волосы и глаза, сердцевиной. Каждый день этот цветок раскрывается навстречу солнцу на рассвете и поворачивается за ним в его каждодневном пути по небу до самого заката.

Магические свойства подсолнуха


Магическое применение подсолнуха тесно связано с его солнечным аспектом. Подсолнух считается сильным защитным растением, но применяется не дома, а на улице. Хорошо отражают энергетические нападки и разряжают атмосферу в доме если его поставить в в вазе или посадить перед домом рядом с окнами.
Даже подсолнечное масло и семечки являются хорошим подспорьем против недобрых сил. Если вы идете в общество, где к вам враждебно настроены и опасаетесь столкнуться, как минимум, с энергетическими вампирами, а то и с опасностью сглаза, слегка коснитесь смоченными в подсолнечном масле пальцами висков, переносицы, головы, ямочек у основания больших пальцев. Сырые подсолнечные семечки, насыпанные у порога, помешают переступить через него "наведенному" злу, а цветы подсолнечника в вазе не только очень эффектны, хоть и непривычны, но и способствуют очищению дома от негативной энергии (так же как ветки сосны). Считается, что он являлся травой откровенности. Многие в давние времена верили, что если положить подсолнух под подушку на ночь, то он вызовет пророческие сновидения, особенно если вас обокрали, то привидится лицо укравшего. Также подсолнечник, как его еще называли, использовали в благовониях для борьбы с нечистой силой. А чтобы вывести обманщицу жену на чистую воду, стоит принести в церковь мешочек с травой подсолнуха и тогда неверные супруги не смогут выйти из здания. Цветок помогал человеку проявить свои лучшие качества, оградиться от врагов, очень многие верили в добрую силу подсолнуха и сохраняли эту традицию несколько веков подряд.

В Китае это растение считается магическим, способным отгонять бесовские наваждения. Оно символизирует долголетие.

Букеты из подсолнухов

Подсолнухи всегда обращены к солнцу. Они всегда указывают людям на солнце и позволяют жить без страха его потерять. Подсолнух смотрит на солнце, даже когда светило скрыто от глаз за тучами. Именно поэтому считается, что подсолнухи – самые жизнерадостные и солнцелюбивые цветы, символизирующие радость, счастье и веселье. Их принято дарить людям неординарным, ярким и впечатлительным. Преподнесённый букет подсолнухов означает, что вы выделяете человека, которому вы их дарите, как особенную и уникальную личность и гордитесь своим знакомством с ним. Букет подсолнухов подойдёт также для выражения искренней благодарности.

Мои любимые подсолнухи на картинах в живописи

Аненков.

Акварель.

Носонова.


Щербинина.

Поделки с подсолнухами


Вышивка бисером.


Вышивка крестиком.


Тарелка А. Немцовой.

Лечебные свойства подсолнуха


***Чай из корня подсолнуха***
У подсолнуха очень полезен корень, из которого готовят чай. Для этого возьмите стакан сухих и мелко нарубленных корней, залейте их 1 л кипятка, кипятите две-три минуты, дайте остыть, процедите, слейте в трехлитровую банку и добавьте холодной кипяченой воды до краев. Чай готов. Выпить его надо за три дня. Корни не выбрасывайте, а сложите в термос и залейте кипятком, дайте настояться, точно так же разбавьте в трех литрах воды и пейте. Затем снова залейте эти же корни в термосе 1 л кипятка, дайте настояться ночь, утром так же разбавьте до трех литров и пейте еще три дня. И только потом выбросите эти корни и заварите новые. Чай из подсолнуха растворяет в нашем организме соли, причем труднорастворимые щелочные. Чай надо пить один месяц ежедневно, проверила на себе, корни собираю ежегодно и вам советую.

***В подсолнечнике содержатся белки, жиры и органические кислоты***
Семя подсолнуха вкусное, очень питательное, богатое белками (24%), самыми высококачественными жирами (35–40%), органическими кислотами (хлорагенной, лимонной, винной), благодаря чему оно оказывает антисклеротическое действие. В народе употребляют свежее семя при аллергиях. В 100 грамм подсолнуха содержится около 30 мг витамина Е. Витамин Е предотвращает повышение артериального давления, оказывает содействие выводу почками чрезмерного количества солей, усиливает кровообращение. Подсолнечное семя является источником витаминов A, D, B1, B2, B3, B6, пантотеновой кислоты. Очень богат подсолнух на кальцием, железом, цинком, калием. Железа в нем вдвое больше, чем в изюме. Считается, что калий поддерживает жизнь человека, как вода - растения. Без калия становятся вялыми и провисают наши мышцы (в том числе и сердечная мышца). Между тем в 100г подсолнечных зерен содержится почти 100мг калия, тогда как в таком же количестве бананов - 23мг, апельсинов - 8,7мг.

***Подсолнечник источника витамина B6***
Семя подсолнуха принадлежит к наилучшим источникам витамина B6. Этот витамин предотвращает появление угрей на лице подростков в период взросления. Когда-то никто в селе не лечился от этого недостатка, а щелкал подсолнечные семечки по горстке в день. Эндокринологи утверждают, что витамин В6 может быть профилактическим средством против заболевания сахарным диабетом. И это, кстати, единственное спасение для тех, кто страдает от ожирения и кому не помогает ни специальная диета, ни физические нагрузки, ни разгрузочные (голодные) дни. Благодаря наличию жирных кислот, подсолнечное семя регулирует обмен холестерина в организме. Жирные кислоты образовывают с холестерином растворимые соединения и выводят его из организма. Такое лечение не требует определенного режима, просто нужно, чтобы в карманах каждый день были семечки. Говорят, щелканье семечек переходит в плохую привычку. Но разве болеть лучше?

****Масло из семян подсолнечника***
Из истории известно, что в 1842 году помещик Африкан Терентьев купил у графа Шереметьева слободку Алексеевку в Воронежской области, и один из его крепостных испытал семена на маслобойке. И получил такое золотистое, душистое и вкусное масло, которого ещё никто не едал. А потом пошла мода и лузгать семечки на посиделках. Для русской деревни это было средство от скуки, и никто не задумывался над тем, что магния в семечках в шесть раз больше, чем в ржаном хлебе, и что содержится большое количество ценнейшего витамина Е, а в оболочке семян - некоторые необходимые организму энзимы.

***Спиртовую настойка цветков***
Потом и в лечебных целях стали использовать: пили спиртовую настойку цветков от малярии и для улучшения аппетита, а корзинки настаивали на самогоне для растираний суставов при ревматизме. В народной медицине водочную настойку цветков и листьев подсолнечника рекомендуют при лихорадке, малярии, отсутствии аппетита, расстройствах пищеварения, крапивнице, невралгиях, особенно простудного характера. Водный настой цветков подсолнечника используют как спазмолитическое средство при желудочно-кишечных коликах и бронхиальной астме. При суставном ревматизме и подагре применяют в виде растирания спиртовую настойку корзинок подсолнечника, срезанных в период созревания семянок.

И в завершение мой любимый Белый конь в подсолнухах


А чей он даже и не знаю.

Фото и информация из интернета.

Как-то не верится, что столь привычный для нас подсолнух, растение вовсе не российское, а гость из очень далёкой Мексики. Зато в то, что подсолнечное масло – изобретение российское почему-то веришь сразу. На самом деле справедливо и то, и другое. Подсолнух – растение заморское, но в полной мере использовать его свойства научились в нашей стране.

История этого растения весьма любопытна.

Первыми из европейцев с подсолнухом познакомились испанские моряки, приплывшие с Колумбом в Америку. Мексиканские индейцы считали этот ярко-жёлтый цветок священным, поклонялись ему, как воплощению солнца на земле, и украшали свои храмы цветами подсолнуха, отлитыми из золота.

В шестнадцатом веке семена этого растения испанцы завезли из Америки в Европу. Яркими заморскими цветами стали засаживать клумбы королевского сада в Мадриде. Подсолнух так и служил декоративным растением, хотя было известно, что индейцы использовали его семена в пищу. Очень быстро мода на подсолнечник пришла в другие страны. Особенно по душе он пришёлся королевским особам. Французский король Людовик Четырнадцатый, обустраивая Версаль, приказал посадить под своими окнами целые поля подсолнечника. Придворные льстецы называли Людовика «король-солнце», и ему, конечно, нравилось, что у стен версальского дворца сияют жёлтыми головками тысячи цветов.

Яркий цветок очень понравился и молодому царю Петру Первому. Он увидел его в Голландии, где обучался корабельному делу. Любитель всего нового и необычного, Пётр приказал отправить в Россию мешок семян диковинного цветка. В Москве его, как заморское чудо, выращивали в саду под стенами Кремля.

С тех пор подсолнух стал постепенно распространяться по России как декоративное растение. Но позднее догадливые россияне придумали сажать подсолнечник на огородах, а его семена употреблять как лакомство. Так и пошла мода лузгать семечки.

Крутой поворот в судьбе подсолнуха случился благодаря пытливому уму одного крепостного крестьянина, он выжимал на ручном прессе для своего хозяина масло из кедрового ореха, привозимых из Сибири. Лузгая семечки подсолнечника, он решил попробовать отжать масло на прессе и из них. Масло получилось ароматное, вкусное. Его барин был не промах, он сразу понял выгоду, вложил деньги и уже через несколько лет после открытия заработал маслобойный заводик, производящий подсолнечное масло.

Прошло время, и подсолнух приобрёл статус основного масличного растения в России. Но солнечный цветок не только этим полезен для человека. Из золы стеблей, листьев и корзинок растения получают соду. Пришёлся по вкусу подсолнух и домашней скотине, охотно поедающей обмолоченные корзинки. Бурёнки и козочки с удовольствием жуют силос из сочных стеблей и шляпок растения. Выяснилось, что солнечный цветок - отличный медонос, поэтому рядом с полями подсолнечника частенько стали соседствовать пчелиные ульи.

Польза пользой, но не надо забывать, что подсолнечник – очень красивый цветок, способный украсить любой двор. Недаром на него смотрел из своих окон король Франции Людовик Четырнадцатый.

Инна Токарева

«Солнечный цветок- Подсолнух »

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста .

Задачи :

Формирование интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей , через знакомство с «солнечным цветком » -подсолнухом ;

Расширить представление детей о подсолнухе , как символе солнца и подсолнечнике , как о растении, от которого производят продукцию : подсолнечное масло .

- Познакомить детей с историей создания подсолнечного масла , со способами его изготовления.

Воспитывать интерес и любовь к родному краю

- Познакомить и сделать блюдо казаков - «Тюря» , рассказать о пользе компонентов входящих в данное блюдо.

Реализация ФГТ : коммуникация, социализация, познание , исследование, музыка, здоровье.

Материалы и оборудование :

Фотографии подсолнечника , приспособления Д. С. Бокарева, фотографии подсолнечного поля , фото с памятником Данилу Семёновичу Бокареву, бутылка подсолнечного масла , хлеб, чеснок, соль -для приготовления тюри, диск с записью музыки, кулёк с семечками.

Ход занятия:

Воспитатель. - Ребята, Миша и

Никита предлагают поводить хоровод, давайте расставим на места свои игрушки и поиграем в наш любимый хоровод

Дети (убирают игрушки)

Воспитатель и дети : организационный хоровод «Во широком полюшке» :

Во широком полюшке.

Выросли подсолнушки .

Мы посланцы на земле

От большого солнышка .

На небе солнышко взошло .

За собой нас повело.

Целый день за ним спешим.

Повторяем все за ним.

Воспитатель. -(В группе до занятия ставится ваза с подсолнухами ) ребята, а кто ни будь из вас заметил, что у нас изменилось в группе?

Дети. - у нас в группе появились подсолнухи .

Воспитатель подводит детей к подсолнухам ,читая стихотворение.

Подсолнух

Золотой подсолнушек ,

Лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка

И весёлой тучки.

Утром просыпается,

Солнышком лучится ,

Ночью закрываются

Жёлтые ресницы.

Летом наш подсолнушек –

Как цветной фонарик .

Осенью нам чёрненьких

Семечек подарит.

(Татьяна Лаврова)

Воспитатель- Правильно, а еще их называют «Цветами солнца » . Воспитатель. Почему его так назвали и чем он так знаменит?

Дети. (ответы детей ) Воспитатель. Посмотрите на фотографии,

Что на них изображено?

Дети. На них изображен- Подсолнух .

Воспитатель. Подсолнух - цветок , который постоянно растет, причем его стебель становится длиннее именно с той стороны, которая обращена к солнцу - поэтому цветок неотрывно взирает на светило. «Солнечный цветок » - подсолнечник . Растёт он и смотрит на солнышко всё лето , вот и прозвали его солнечным цветком , а к осени созревает целая корзина семечек. Давайте опишем подсолнечник . Расскажите, какой он?

Дети. Большой цветок жёлтого цвета , стебель длинный зелёного цвета , листья крупные, зелёные, а внутри подсолнечника чёрные семечки . Семечки подсолнечника можно не только есть. Из семян подсолнечника делают ещё и масло , которое так и называется «подсолнечное » .

Воспитатель. - А хотите, я вам расскажу, кто придумал из семечек масло добывать?

Дети. - Да, хотим (присаживаются на свои места)

Воспитатель : Жил-был давным- давно Даниил Семёнович Бокарев. Шёл он как-то по улице и увидел подсолнечник , внутри него были семечки. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А вкус у семечек был приятно - маслянистый. И пока он ел семечки, родилась у него мысль о получении из семечек масла. Насадил он у себя в огороде много подсолнечников , а в конце лета аккуратно срезал шляпки и выбил из них семечки. К этому времени Даниил сделал приспособление, он взял пень, сбоку в нём выдолбил квадратную нишу. Внизу этой ниши выбрал гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлялся деревянный колышек. И при помощи двух клиньев забиваемых молотком, цилиндр в гнезде давил на семечки. По желобку стекала густая светло-коричневая жидкость. Крепостной крестьянин Д. С. Бокарев обнаружил в семенах подсолнечника высокое содержание полезной для питания маслянистой жидкости. Ему первому удалось добыть из этого семени янтарного цвета продукт , который мы сегодня называем подсолнечным маслом .

А масло, на котором ваши мамы готовят еду тоже выбиты из семечек.

Воспитатель. Ребята, а давайте, и мы немного поэкспериментируем и продолжим наше знакомство со свойствами подсолнечного масла , для этого возьмите стаканчики с водой, но чтобы эксперимент был интереснее,окрасим нашу воду в зеленый и голубой цвета (дети делятся на две группы,1-владеющие определенными знаниями и 2- часто болеющие дети, мало посещающие детский сад. С 1_й группой, воду окрашивает помощник воспитателя, с детьми 2_й группы работает воспитатель, объясняя прошедший материл о свойствах воды (вода- принимает цвет того вещества , которое в нее добавляют) окрашенную воду дети ставят на приготовленную для опыта клеёночку) ,далее дети берут емкости с маслом,пипетки, ложечки.

Воспитатель. Ребята, мы все приготовили. А теперь наберите в пипетку масла и капните в стакан с водой. Что мы видим?

Дети. Мы видим, что масло осталось на поверхности воды, вывод-оно не «тонет» в воде, а плавает на поверхности большой каплей. Оно легчи воды.

Воспитатель. Что бы запомнить это свойство, повесим на доске графическое изображение. Теперь размешайте масло ложкой. Что получилось?

Дети. Мы видим, что масло так же осталось на поверхности, но вместо одной капельки, появилось много капель, т. к. частички масла при помешивании делятся.

Воспитатель. Что бы запомнить это свойство, повесим на доске графическое изображение. А что будет, если мы выльем все масло в воду?

Дети, (ответы детей )

После проведения эксперимента дети делают вывод. что даже вылив все масло в воду оно остается на поверхности. что оно даже в большом количестве легче чем вода.

Воспитатель. Ребята, а теперь выльем нашу воду в одну емкость, а оставшееся масло в другую.

После того как дети вылили масло в емкость, воспитатель ставит ее на стол, дети становятся вокруг. Воспитатель раздает детям монетки и предлагает бросить их в масло.

Воспитатель. Ребята, что же мы видим?

Дети. На дне емкости с маслом мы видим, брошенные нами монетки. Воспитатель и что же это означает?

Дети. это значит, что масло прозрачное и поэтому мы видим брошенные нами монетки. И то, что монетки тяжелее и поэтому они оказались на дне.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Ребята, мы познакомились со свойством масла , закрепили наши знания опытом и графическими изображениями.

(Дети смотрят на графические изображения и повторяют свойства подсолнечного масла (Легче чем вода, «не тонет» в воде, при помешивании частицы масла делятся и на поверхности образуется много капель масла, оно вязкое, тягучее, прозрачное, ароматное).

Физкультминутка - психогимнастика.

(включается диск с музыки.)

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами превратимся в солнечные цветочки .

Дети. - Да

1. Желтое солнце на землю глядит , (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх, делают фонарики, будто лучики)

2. Желтый подсолнух за солнцем следит . (С поворотом с лева на право нарисовать поднятыми руками дугу)

3. Только желтые лучи у него не горячи. (Наклоны головы к левому-правому плечу)

4. Он растет на длинной ножке (Руки вдоль туловища, встать на носки)

5. С лепесточками, как рожки, (Развести руки в стороны и немного вверх)

6. Голова его крупна, черных семечек полна. (Соединить над головой округленные руки)

7. Подул ветерок, зашевелились листочки. (Дети качают руками влево, вправо) .

8. Но наступил вечер, и подсолнушки закрыли свои желтые реснички (дети скрещивают руки возле лица) .

но утром, снова взошло солнышко и подсолнушки раскрыли свои серые глазнички, желтые реснички и протянули вверх свои листья, (дети изображают пробуждение, тянут руки вверх, качают головой) .Так они растут и радуются новому дню, теплому солнышку .

Воспитатель. Ну как ребята, хорошо размялись? И наверное чуть-чуть проголодались? Расскажите ка мне, пожалуйста, а какие блюда готовят вам ваши родители?

Дети, (ответы детей )

Воспитатель. А хотите ребята, мы с вами, приготовим блюдо которое очень любят казаки, оно называется - тюря. Это очень вкусная, простая и здоровая пища! Посмотрите, что у меня стоит на столе?

Дети. Бутылка с подсолнечным маслом , нарезанные кубиками корки хлеба, чеснок, соль, большая тарелка и деревянные ложки.

Воспитатель. Как вы считаете, продукты, входящие в тюрю и правда, полезные?

Дети. Да. Чеснок - богат витаминами, хлеб - углеводами полезными для роста, а масло полезно для кишечника и это источник витамина А – отвечающий за рост организма и зрение.

Воспитатель Правильно ребята, вот поэтому наши казаки такие сильные и здоровые.

Воспитатель. Что же нужно сделать, чтобы приготовить наше блюдо?

Дети. Добавить чеснок, посолить

Воспитатель. Хорошо. Всё готово, сложим в тарелку. А что нужно добавить, чтобы наше блюдо - тюря было вкусным?

Дети. Подсолнечное масло .

Воспитатель. Посмотрите, вот стоит бутылка замечательного подсолнечного масла , что можно сказать о нём?

Лети. Масло прозрачное, вязкое, тягучее. И очень полезное.

Воспитатель. Понюхайте его. Какой необыкновенный запах, ароматный, пахучий. Добавляем масло в наше блюдо, перемешиваем.

Дети. А теперь давайте угостим наших гостей.

Радо солнцу небушко ,

Помогло подсолнушку .

Рада скатерть хлебушку,

Она на ней как солнышко .

Воспитатель. Ребята,много мы сегодня узнали о подсолнухе ?

Дети, (ответы детей )

Воспитатель. А что интересного вы узнали? Что особенно запомнилось?

Дети. Делятся своими наблюдениями и впечатлениями.

Воспитатель, ребята, а когда вы придете домой , расскажите своим родителям обо всем,что вы сегодня узнали и научите их готовить тюрю.

Дети. (высказывание детей )

Воспитатель. Ребята мы с вами покушали, а на улице, возле кормушек, нас ждут наши друзья птицы. Как вы думайте почему?

Дети. (высказывание детей )

Воспитатель. А давайте с вами оденемся, возьмем кулечек с семечками и накормим наших птиц. А ведь это еще одна польза от нашего цветка солнца !

Дети. (высказывание детей )

На улице продолжить тему занятия и беседу с детьми.














Похожие статьи