Кафедральный собор Шартра, «Акрополь Франции. Шартрский собор Кафедральный собор в шартре

Адрес: Франция, Шартр, улица Клуатр Нотр Дам (Cloître Notre Dame), 16
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1260 год
Координаты: 48°26′50″N,1°29′16″E
Высота башен: северная 113 м., южная 105
Основные достопримечательности: витражи XII-XIII веков

Содержание:

Всего 1 час езды на электричке из Парижа , и пассажир пребывает в тихую очаровательную провинцию - Шартр.

На узеньких улочках Шартра встречаются здания, сохранившиеся со времён римского владычества, и старинные фахверковые дома XII века. Есть и арочные мосты, и живописные виды на канал. Но главная гордость Шартра - это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города - за домами, в просветах улиц и из окон ресторанов.

Западный фасад собора

Плащаница Девы Марии - реликвия Шартрского собора

На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов - кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства - плащаница (покров) Богородицы .

Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.

Вид на южный фасад здания

В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.

Рекордно короткое строительство

Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции . На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.

Вид на северную и южную башни Шартрского собора

К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.

Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

Скульптуры и витражи - сокровища Шартрского собора

Южное крыльцо Шартского собора

Грандиозный готический храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, сохранился до наших дней практически в том виде, в каком и был построен 800 лет назад . Две башни Шартрского собора поразительно различаются между собой. 113-метровая Северная башня возвышается на древнеготическом основании и имеет ажурный шпиль, украшенный затейливым каменным кружевом. Южная башня высотой 105 метров увенчана простым романским шпилем в форме пирамиды. Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.

Северное крыльцо Шартского собора

В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций. Внутри собора - цветные витражи XII-XIII веков. Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий - королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось - известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.

Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году - освящен в присутствии королевских особ.

Как добраться до Шартрского собора

Один из легендарных готических храмов Франции находится в старинном городе Шартре. Он расположен на территории департамента Эр и Луар всего в 90 километрах от , поэтому сюда легко доехать как на автомобиле, так и другим транспортом.

Точный адрес: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция.

Как добраться от ж/д вокзала Шартра:

    Вариант 1

    Пешком: расстояние от вокзала Gare de Chartres до Нотр-Дам-де-Шартр около 650 метров.

Как добраться из Парижа - от аэропорта Шарль-де-Голль:

Шартрский собор на карте

Что посмотреть

Шартрский собор, как и его собратья в Амьене и Реймсе, построен в форме латинского креста. Однако есть одна существенная разница - в отличие от двух других знаменитых базилик, он несимметричен. Башни по обе стороны центрального нефа имеют не только разную высоту (113 и 105 метров), но также разные очертания, поскольку одна из них выполнена в стиле пламенеющей готики, другая же близка к романскому стилю. Готическая северная башня отличается затейливым каменным кружевом, над которым в начале 16 века работал архитектор Жан Тексие. Южная же романская башня смотрится более скромно и строго.

Как и положено готическому храму, Нотр-Дам-де-Шартр имеет несколько богато украшенных порталов, всего их насчитывается девять. Из них три портала остались еще со времен старого собора:

  • - оформлен в тематике Ветхого завета;

  • - посвящен Новому Завету и теме Страшного суда;

  • Западный или - украшен сюжетами из жизни Богоматери и Христа;

В оформлении северного и западного фасадов сохранились оригинальные статуи 13 века - эпохи, когда новая базилика только-только явилась миру. Особенно много их со стороны главного западного фасада, где находится Королевский портал. Но и северная часть тоже стоит внимания - там находится ажурное окно-роза, традиционный элемент французских готических храмов. Промежутки между изящными переплетениями каменного «цветка» заполнены витражами, которые представляют собой еще одну гордость Нотр-Дам-де-Шартр.

С южной же стороны нет роскошных порталов и обилия статуй, однако здесь расположены астрономические часы 16 века. Сложное устройство циферблата с обилием обозначений позволяло с их помощью узнать не только текущее время и дату, но также фазу Луны. И так было до 1793 года, когда часовой механизм, к сожалению, вышел из строя. С тех пор часы являются лишь красивым элементом фасада.

Интерьер Шартрского собора

Начать описание внутреннего убранства храма можно с простого, но важного факта - он обладает самым большим нефом во Франции. Величественный, огромный, полный причудливых бликов света от цветных витражей, он производит неизгладимое впечатление. Недаром это здание называют «Стеклянной Библией», ведь площадь остекления здесь действительно велика - более 2 000 квадратных метров. При этом некоторые витражи сохранились еще с 12-13 столетия. Самым известным из них является витражное окно с изображением Богородицы начала 12 века, а также цветная композиция «Древо Иесеево».

Сводчатая галерея собора

Интересно: насыщенный синий оттенок, который можно увидеть на всех древних витражах собора, имеет собственное название - «Шартрская синь». Его секрет так и остался неизвестным, получить стекло того же цвета современным мастерам не удалось.

Рассмотрев же верхнее убранство, стоит обратить свое внимание и вниз. Примерно треть пола на территории нефа занимает круглый черно-белый лабиринт, который является древним эзотерическим символом. Прохождение по нему для средневековых христиан было своего рода заменой паломничеству. Считалось, что паломник должен проделать путь к его центру на коленях, и это будет символизировать путь к городу Иерусалиму. К сожалению, пространство внутри собора часто занято скамейками для прихожан, и потому лабиринт не всегда удается полностью рассмотреть.

Часы работы и стоимость билетов

Нотр-Дам-де-Шартр открыт ежедневно с 08:30 до 19:30.

В июле и августе здесь проводятся регулярные мероприятия:

  • Каждый вторник с 21:00 - чтение Евангелия;
  • Каждую пятницу с 21:00 - показ фильма об истории витражей;
  • Каждое воскресенье с 21:00 - музыкальный вечер;

Собор можно посетить самостоятельно с аудиогидом на русском языке. Для желающих также есть экскурсии длительностью 1,5 часа на французском языке.

График экскурсий:

  • С 1 апреля по 31 октября - в 10:30 (кроме вс и пн) и в 15:00 (ежедневно);
  • С 1 ноября по 31 марта - в 14:30 (ежедневно);

Стоимость экскурсии:

  • Взрослый билет - 7 € (~500 руб. ) ;
  • Дети от 10 до 18 лет - 5 € (~357 руб. ) ;
  • Дети до 10 лет - бесплатно;

Подъем на смотровую площадку на башне:

  • В 11:00 (кроме воскресений);
  • В 15:00 (ежедневно);

Стоимость подъема на башню:

  • Взрослый билет - 6 € (~429 руб. ) ;
  • Льготный билет от 18 до 26 лет - 5 € (~357 руб. ) ;
  • Дети до 18 лет - бесплатно;

Стоимость аудиогида:

  • Лекция о храме и хоровой башне - 6,2 € (~443 руб. ) ;
  • Лекция о храме - 4,2 € (~300 руб. ) ;
  • Лекция о хоровой башне - 3,2 € (~229 руб. ) ;

Все экскурсии Шартрского собора можно посмотреть в расписании на Нотр-Дам-де-Шартр.

Правила посещения

  • Как и все католические базилики, Нотр-Дам-де-Шартр не предъявляет строгих требований к внешнему виду посетителей, однако рекомендуется выбрать одежду, прикрывающую ноги минимум до колен и область декольте.
  • В соборе разрешено фотографировать, но без использования профессионального оборудования: штативов, вспышки и т.д. Фотосъемка не должна мешать прихожанам.
  • Во время мессы следует ограничить передвижения по храму. Допустимо лишь пройти к своему месту, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания.
  • При входе мужчинам необходимо снять головной убор, для женщин же это не обязательно. Более того, в католических церквях, в отличие от православных, женщинам не обязательно надевать на голову косынку или платок.

  • Лабиринт в Шартрском соборе - наиболее известный и древний среди аналогичных лабиринтов французских готических храмов. Он также обладает самыми большими размерами и является единственным сохранившимся в своем первоначальном виде. Ведь в Амьене и в Реймсе средневековые лабиринты были разрушены, а нынешние представляют собой лишь воссозданные копии.
  • В крипте собора хранится уникальная деревянная скульптура Девы Марии, созданная еще в 1540 году. Ее можно увидеть в рамках экскурсии по этой части храма.

  • Из двух башен Нотр-Дам-де-Шартр одна (южная) является полой, а вторая (северная) содержит лестницу и смотровую площадку на самом верху. Последняя также играет роль колокольни - в ней находится 7 колоколов, и каждый обладает своим именем.
  • У Шартрского собора есть свои легенды и тайны. Одна из них гласит, что храм был построен на месте древнего святилища друидов, и каждый, кто здесь находится - особенно подвержен таинственным природным силам. Более того, согласно одному преданию, сильные пожары, которые преследовали здание в первые годы строительства, были вызваны древней кельтской статуэткой Черной Девы, случайно попавшей в храм.
  • Есть мнение, что для строительства собора такого уровня у средневековых французских мастеров не было достаточно знаний и опыта. И необходимые сведения принесли рыцари-тамплиеры, вернувшиеся во Францию из Иерусалима. Якобы, они узнали тайну «Золотого сечения», благодаря которой и был выполнен столь гармоничный и совершенный готический храм.
  • С возведением Нотр-Дам-де-Шартр связывают известную притчу: как-то раз мудрец подошел к строителям и спросил у них: «Что вы делаете здесь?». Один из мастеров ответил, что он переносит камни и трудится, другой - что работает ради денег для семьи, а третий сказал просто: «Я строю храм». Притча рассказывает о том, как одним и тем же делом можно заниматься с разной мотивацией.
Панорама Шартрского собора

Грандиозный Шартрский собор послужил образцом при строительстве многих других храмов. Он не только был настоящим шедевром для своей эпохи, но и является таковым даже в наши дни. Это произведение искусства веками притягивает людей из разных стран в небольшой городок Шартр - кто-то едет для поклонения знаменитой плащанице Девы Марии, а кто-то для того, чтобы полюбоваться затейливыми кружевами готической архитектуры. Впрочем, в самом городе тоже не придется скучать, ведь кроме храма здесь есть еще Международный центр витражей, художественный музей Museum of Fine Arts и уникальный Дом Пикассетт, целиком выложенный из цветной мозаики. Эти достопримечательности пусть и не отличаются такой уж древностью, однако не менее интересны.

Визитная карточка

Адрес

16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция

Официальный сайт Шартрского собора
Стоимость

Взрослый билет - 7 € (~500 руб. ) ;
Дети от 10 до 18 лет - 5 € (~357 руб. ) ;
Дети до 10 лет - бесплатно

Время работы

Ежедневно с 08:30 до 19:30

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Прогулки по одному из самых любимых городов Франции начну с кафедрального собора, что кажется мне вполне логичным. Это величественное сооружение уже несколько десятилетий находится в стадии постоянной реставрации, что в конце концов поможет вернуть церкви средневековый аутентичный облик. Северный фасад был отреставрирован в 1997-99, южный фасад (без порталов) - 2007-08, западный фасад (2008, 2010-2012). Интерьер с 2008-го года также реставрируется. Работы должны завершиться к 2015-му году.

Фотографии сделаны летом 2012 и 2013 годов.

В конце поста фотографии с шоу-подсветки собора.

Первый храм здесь возвели в середине IV века. Он назывался Авентинским собором по имени первого епископа города. Храм был возведен, по всей видимости, у подножья стены галло-римского периода, окружавшей город. Он был разрушен огнем в 743 году, или 753 году вестготскими войсками. После очередной реконструкции, начатой в 859 году, епископ Жильбер превратил церковь в городской кафедральный собор. В это же время король Карл II подарил собору одну из самых значительных реликвий христианства – покров Девы Марии. Во время революции духовенство разделило покров на несколько частей в надежде, что хоть какая-нибудь из них уцелеет. Действительно, когда Франция успокоилась, самый большой кусок вернулся в собор, и до сих пор здесь хранится.

Первый кафедральный собор сгорел в 1020 году и на его месте был возведен романский собор. Работами руководил епископ Фулберт, который организовал знаменитую Шартрскую школу, научный центр Средневековья.

Этот собор простоял до сильного пожара 1194 года. От огня уцелели лишь крипта, часть западного фасада и нижний ярус башен. Чудесным образом не пострадал и ларец с покровом Богородицы.

В этом же году были начаты работы по возведению нового собора. За основу взяли чертежи старого, а его уцелевшие фрагменты были встроены в новое здание. Строительство храма в основном было закончено в 1225 году, и его облик сохранился до наших дней. Только северная башня в начале XVI века была дополнена шатром, украшенным замысловатым каменным кружевом.

Новый собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX Святого, и в честь Девы Марии получил название Нотр-Дам де Шартр.

Главный фасад собора - западный, обрамленный двумя колокольнями. Здесь было расположено множество статуй: 24 крупные (19 сохранилось) и 300 более мелких фигуративных элементов, создававших декоративное украшение фасада. Стена за спинами статуй покрыта узорами, несущими отпечаток еще не закатившегося романского стиля - плетёнки, колонны, листья аканфа. Портал на этом фасаде носит почетное имя Королевского.

Из-за сложной истории строительства собора две его колокольни выполнены в разном стиле: северная башня носит отпечаток типичной ранней готики (с толстыми нервюрами и конусообразным силуэтом), и увенчивается шпилем в стиле пылающей готики, поставленном в 16 веке. А южная башня имеет более классический готический облик, будучи возведенной в зрелый период стиля. Ее шпиль более прост. Эта разница между двумя колокольнями является уникальной чертой здания. В этой башне находятся 7 колоколов, каждый из которых имеет свое собственное имя и голос.

Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.

На северном фасаде расположен портал, носящий название «Ворот Завета». Здесь изображены сцены из Ветхого Завета и жития Девы Марии. На центральной арке высечены эпизоды из Книги Бытия. Правая часть посвящена теме «трудов и дней».

Предположительно, статуи Блаженной Изабеллы и ее отца Людовика VIII на одном из порталов собора.

На северной стороне собора расположены также часы XVI века.

Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, симметричен северному, рассказывает о Церкви, которая опирается на апостолов (центральная часть), святых (справа) и мучеников (слева).

Собор знаменит, прежде всего, благодаря своему удивительно богатому декору. В интерьере и фасаде насчитывается почти 3 500 статуй, многие из которых являются совершенными образцами готического стиля. Здесь насчитывается 9 резных порталов, самый большой хор во Франции и самая большая крипта в романском стиле. Общая площадь 176 окон-витражей собора составляет 2 600 кв. м.

Отреставрированный деамбулаторий:

Ограда хора отделяет его от деамбулатория. Она полностью скульптурная – 40 групп, насчитывающих 200 статуй, многие из которых сделаны мастером по имени Жан де Бос, который начал работу в начале 16 века. Ренессансная иконография посвящена эпизодам из жизни Иисуса и Девы Марии. В соборе хранится деревянная статуя Девы, датируемая 1540 годом, которая была частью загородки, разрушенной в 18 веке.

Весьма прославлены витражи Шартрского собора - как своей красотой, так и тем, что это самый значительный единый ансамбль окон, сохранившийся с 13 века. В основном их создали в 1205-1240 годах. Большинство окон было сделано в то время, когда собор перестраивался после пожара 1194 года. Древней лишь витражи аббатства Сен-Дени, заказанные аббатом Сугерием в 1144-1151 годах. Три окна на западном фасаде сохранились от предшествующего столетия – вероятно, 1145-1155 годов. Также осталось раннее окно 1180 года – в южной стороне деамбулатория, изображающее Деву Марию. Оно имеет имя собственное – Богородица Красивого Стекла (Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière). Это один из главных, самых знаменитых, витражей собора.

Знаменитый витраж Notre-Dame de la Belle Verrière XII века. Именно на нем сохранился изумительный голубой цвет.

Основной цвет шартрских витражей - интенсивно синий, созданный с использованием синего кобальта, секрет воспроизводства которого ныне утерян. Почти две сотни окон являются важными произведениями декоративно-прикладного искусства. Несколько окон были повреждены и восстановлены в последующие века. В 1972 году витражи начали чистить от загрязнений, и работы все еще продолжаются. Сюжеты традиционные - из Ветхого и Нового Заветов, хотя использованы мотивы из «Золотой легенды» Якова Ворагинского. Среди мотивов можно найти знаки зодиака, а также упоминания о цехах, которые, возможно, оплатили создание этих витражей. Повествование в витражах, как правило, читается снизу вверх и слева направо (за исключением цикла Страстей, который читается сверху вниз). Помимо витражей с традиционными евангельскими сюжетами любопытно разглядывать цикл окон с историей Карла Великого, причем этот правитель даже не является канонизированным святым. В Сен-Дени есть окна на аналогичные сюжеты, например, о легендарном путешествии императора на восток, во время которого были обретены реликвии Страстей. Витражи в Шартре придуманы на основе тех же древних манускриптов, но с добавлениями. Истории очень странные и непривычные: например, одно из окон посвящено покаянию Карла Великого за грех кровосмешения со своей сестрой, от которого родился Роланд.

Окно-роза на фасаде северного трансепта изображает Богоматерь с младенцем на троне, в окружении лучей с голубями, ангелами, царями и пророками. Окно-роза южного трансепта посвящено сюжетам Апокалипсиса, а также теологическим толкованиям. В центре находится Христос во славе.

Нетрадиционны также витражи в капелле Вандом, которые были оплачены Луи де Бурбоном, графом Вандомским, после паломничества в Шартр и после битвы при Азенкуре, где он был взят в плен. Часовня была построена в 1417 году. Здесь изображены члены его семьи (в том числе королева Жанна Неаполитанская и Жан де Лузиньян, король Кипра) и их святые покровители. К сожалению, к 1700 году они были уже повреждены, а во время Французской Революции уничтожили изображения членов семьи Вандома. Изображения были переделаны в 1920 году художником Альбером-Луи Бонно по рисункам из частной коллекции. Одна из характерных черт этого витражного цикла – большое количество донаторов, которые вложили средства в создание этих окон. Это не только короли (Людовик VIII, Фердинанд III Кастильский, Людовик IX и Бланка Кастильская), герцоги и графи (Тибо VI, граф Блуа, Симон де Монфор), а также 30 гильдий (плотники, каменщики, пекари, скорняки), которые изображены в бытовых сценках, дающих яркую картину средневекового цехового общества.

Интересно, что деревянная кровля собора сгорела в 1836 году, на следующий год ее заменили медными листами по металлическому каркасу. Современный облик является результатом реконструкции, осуществленной в 1997 году.

Украшения и скульптура собора при подъему на одну из башен:

Крипты храма являются результатом строительных работ разных периодов и носят черты различных архитектурных стилей. Здесь можно посмотреть фрески 12 века, 19 века, а также современные росписи. Внутренняя крипта, вероятно, является частью сооружения, построенного в каролингскую эпоху, в 9 веке. Она носит имя святого Любена и находится под хором нынешнего собора, чуть ниже алтаря. Наружная крипта святого Фульберта (она же нижняя церковь) идет полукругом от одной башни к другой. Датированная 11 веком, она имеет 230 метров в длину и 5-6 метров в ширину, и является самой крупной криптой во Франции. Здесь находится часовня Богоматери Подземной (Notre-Dame Sous-Terre) – пожалуй, одно из древнейших святилищ, посвященных Деве Марии, в Западной Европе. Здесь стоит статуя, датированная 1975 годом, которая воспроизводит древнюю статую, вероятно, сожженную революционерами в 1793 году. Она могла изначально быть статуей Богини-Матери галло-римских времен. Другие капеллы в подземной крипте – три романские и четыре готические (13 век). Здесь также расположен колодец Сен-Фор (Saints-Forts), вода которого, по средневековому поверью, обладала чудотворной силой исцеления. В южной галерее находятся фрески 12 века, изображающие популярных святых – Климента, Эгидия, Мартина, Николая. В конце южной галереи стоит каменная купель романского периода.

Холм, на котором построен Шартрский собор, задолго до появления христианства был культовым местом.

Этот холм был священным задолго до прихода друидов и тысячелетиями служил центром паломничества. Что же притягивало сюда язычников? Что указало друидам и тем, кто был здесь до них, на то, что земля здесь "святая"?

Это genius loci - дух места...

Дух земли проявлялся иногда в виде подземных вод с магнитными свойствами или в том, как, согласно верованиям древних, боги давали о себе знать.

Среди таких мест можно отметить Дельфы, Храмовый холм в Иерусалиме и холм в Шартре. В этих местах можно обнаружить наиболее мощные теллурические силы (энергетические потоки, земные токи).

Это Spiritus Mundi, или дух земли. Spiritus Mundi настолько силен, что может разбудить в человеке некие скрытые силы. Так считалось со времен друидов, когда холм в Шартре называли Холмом сильных или Холмом посвященных...

Этот дух места настолько священен, что никакое физическое воздействие не может его уничтожить. Поэтому ни в коем случае нельзя осквернять холм, который стоит на этом месте. Собор в Шартре единственный собор во Франции, где не был погребен ни один монарх, кардинал или епископ. Холм до сих пор остается неоскверненным, как и Храмовая гора в Иерусалиме.

О наличии в Шартре Spiritus Mundi было известно с доисторических времен. О нем знал и люди, построивший собор на пересечении водных течений, которые усиливают действие «духа места».

Согласно некоторым исследователям, мощь этого мистического энергетического места в Шартре усиливают большая петля подземной реки и сходящиеся в одной точке веерообразно расположенные подземные каналы. В самом соборе есть еще несколько мест, где энергетические силы проявляются так заметно, что это чувствуется физически.

Фотографии с шоу-подсветки собора летом 2013-го года.

Кафедральный собор, который украшает французский городок Шартр, выстроен примерно в 100 км от Парижа. Архитектурный шедевр включён в реестр объектов наследия ЮНЕСКО. В этом соборе находится самая почитаемая христианская реликвия, которую называют «плащаница Пресвятой и Пречистой Девы Марии».

Шартрский собор: историческая справка

Место, где расположен собор, давно считается Священной землей. С 876 года в этом городе находится плащаница Пресвятой Богоматери. Ранее на месте католического собора, который сгорел в 1020 году, возвели романский собор. Затем в 1194 году и этот собор был разрушен пожаром. В этот же год было принято решение возвести новую церковь на пожертвования горожан, а также всех тех, кто хотел в этом участвовать. Собор строился силами жителей Шартра. Население доставляло к месту строительства камень и другие материалы. Изначально процесс строительных работ начинался с возведения главного нефа. А в 1260 году собор осветили в присутствии семьи короля Людовика Девятого. С 13 века и до сегодняшнего дня католическая церковь в готическом стиле не подвергалась каким-либо разрушениям, серьезно не реставрировалась, а также не отстраивалась заново.

Архитектура: утонченный готический стиль

План собора похож на латинский крест. Восточная часть церкви обладает несколькими радиальными часовнями. Две разные по стилю и высоте башни придают сооружению особый шарм и уникальность. Башня на севере высится на 113 м над землей, а Южная башня поднимается в высоту на 105 м. Шпили конструкций выстроены в стиле «пламенеющая готика». Три портала Шартрского храма остались от прежнего строение. Входы в собор украшены статуями, имеющими отношение к 13 веку. Число скульптур, которые украшают готический собор, составляет примерно 10 000 наименований. Южное крыло сооружения дополнено астрономическими часами, которые построили 16 веке.

В 1793 году часы сломались, до этого времени они показывали день, время заката и восхода солнца, лунные фазы, месяца и даже знаки зодиака. И, конечно, по ним можно было узнать текущие часы и минуты.

Интерьер легендарного строения

Согласно плану Шартрского собора, его неф не знает аналогов во всей Франции. Он тянется до красивой апсиды. А между арками и окнами нефа расположен трифорий. Галерея проходит вдоль хора и алтарной части, как бы опоясывая их, и соединяя воедино.

В католической церкви огромное множество цветных витражей. Площадь всех стеклянных поверхностей составляет примерно 2000 м в квадрате. Уникальная коллекция картин из стекла занимает примерно 150 окон. Некоторые из них датируются 12 веком.

Отдельные витражи данной коллекции являются настоящими произведениями искусства. «Богородица из красивого стекла», а также композиция «древо Евсеево» — это стеклянные панно, известные во всём мире.

Яркой особенностью витражных композиций собора считается их насыщенность, а еще чистота цветов и оттенков. Секрет веществ, используемых для росписи витражей, был утерян. Но на многих из них изображены сюжеты из Ветхого и Нового заветов, а также повествования о жизни пророков, простых крестьян, странствующих рыцарей, мастеров, и, конечно, королей. Все каменные скульптуры храма именуют «каменной библией».

На полу католической церкви воссоздан интересный лабиринт. Его символизм раскрывается, как путь верующего человека к духовности и Богу. В центре лабиринта изображён цветок, у которого 6 лепестков. Очертания данного цветка очень похоже на многие готические розы, украшающие собор.

В собор на экскурсию

Туристы, которые попадают в Шартрский собор впервые, немного теряются от его величественной красоты и обилия интересных элементов. Находясь в Шартрском соборе, стоит обратить свой взор на следующие вещи:

  • Большинство витражей содержит такой оттенок синего, который имеет собственное название, и именуется «Шартрская синь». Секрет получения данного оттенка до сих пор не разгадан. И в точности воспроизвести его пока не удалось;
  • Лабиринт, который находится у всех под ногами, составляет 294 м. Во время службы он заставляется стульями, и рассмотреть его полностью не получится;
  • Окна-розы также являются отличительной особенностью данного собора. Вообще, готическая роза – это главный архитектурный мотив данного сооружения;
  • Резная стена у алтаря достойна пристального рассмотрения не меньше, чем другие части собора;
  • Коллекция витражей данной церкви выполнена в аутентичном стиле.

Всё вышеперечисленное благодаря заботе государства и верующих находится в отличном состоянии.

За зданием самого собора расположена смотровая площадка. На ней при помощи природных материалов воссоздан лабиринт, украшающий пол готической церкви.

Пространство вокруг собора также выглядит довольно ухоженным. Рядом с ним построены общественные заведения, где можно просто перекусить или плотно пообедать.

Как добраться до Шартрского собора?

В Париже есть вокзал под названием «Монпарнас». Оттуда каждый день ходят поезда в Шартр. Билеты можно купить, как перед самой отправкой поезда, так и забронировать заранее. Также присутствует возможность покупки билета в категории «туда-обратно».

Если планируется поездка на авто, то можно воспользоваться трассами А10 и А11. Шартр – это небольшой город, куда активно стремятся лишь паломники. Большого скопления людей там не бывает, поэтому с парковкой не должно быть проблем.

Адрес собора: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Шартр, Франция

Телефон: +33 2 37 21 59 08

В таком маленьком городке, как Шартр, сохранившем масштаб средневекового невысокого города, лучше понимаешь, что значил собор для горожан. Он был средоточием города, местом, где собирались все и зданием, в котором человек получал возможность приобщиться к красоте искусства и мудрости библейских текстов. Архитектура, скульптура, витражи, музыка - всё это создавало волшебный эффект.
Судьба была благосклонна к Шартрскому собору, он сохранился без переделок и донес до нас целостный облик готического храма.
Его законченная конструкция стоит в преддверии расцвета классической французской готики. Собор в Шартре создавали люди, работавшие с энтузиазмом, верой и искренним вдохновением. Он является образцом миропонимания различных слоев французского общества, в основном первой половины 12 века.

Несмотря на то, что руководители стройки сменяли друг друга, на протяжении всего строительства был выдержан общий план. Это меня всегда поражает, как можно было строить соборы в течение несколько столетий и сохранить замысел первоначального зодчего. Кельнский собор строился 500 лет, а выглядит цельным сооружением, словно выросшим по мановению десницы божьей, настолько все в нем подчинено единой идее.
Единство и законченность свойственны и Шартрскому собору. Его строили из очень прочного песчаника, добывавшегося в каменоломнях Бершера, что в восьми километрах от Шартра. Некоторые камни в нижних частях здания достигают двух-трех метров длины и одного метра высоты. Можно представить себе их транспортировку. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени.
Шартрский собор посвящен святой деве и особо почитался, очевидно потому, что место, на котором он стоял, было местом паломничества еще в языческую эпоху, здесь бил священный источник. Практика в строительстве храмов достаточно частая, сколько христианских базилик в Риме построено на месте, а иногда и фундаментах античных храмов. Источник сохранялся в подвалах собора, как и старинная статуя "Черной Марии". Другой, более почитаемой реликвией был ковчежец с чудотворной сорочкой девы. Её никто не видел, так как ковчежец не открывался. Он был открыт лишь во времена французской революции: в нем оказались сирийская ткань и украшенное изображением львов покрывало, по отзыву экспертов, первого века нашей эры. В 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил епископу сорочку Девы Марии, в которую она была одета при рождении Христа. Священная реликвия христиан - покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящейся в северной части обхода хора.
Как и в других местах, привлекавших паломников, здания различных эпох сменяли друг друга. Христианская базилика 4 века сменилась на другое здание, долго сохранялся собор, возведенный в 11 веке. 5 сентября 1134 года пожар опустошил город, но собор не пострадал. Видимо, сгорела колокольня. Вскоре приступили к строительству двух башен. Северная была закончена к 1150 году, южная к 1170 му. Между 1145 и 1150 годами началась постройка и декорировка нового западного фасада, связавшего две башни. Это так называемый "королевский "портал, оконченный к 1155 году.

Мастера 12 века определили характер западного фасада. Над центральным порталом, чуть врезанным в толщу стены и поэтому прекрасно освещенным, расположены неглубоко поставленные высокие окна с полукруглым завершением. Над ними роза начала 13 века.

Центральную часть фасада венчает "галерея королей" работы начала 14 века.
Декор "королевского портала" относится к середине 12 века. Врата обрамлены столбами в виде человеческих фигур, прием, который развился еще в романское время и показывает, как скульптор подчинялся требованиям архитектуры.

Справа и слева возвышаются башни, Северная,более ранняя, увенчана стрелой 16 века, возведенной Жаком Тексие между 1507 и 1513 годами.

Южная стрела была построена вместе с башней, которая имеет 80 сантиметров толщины у основания и 30 сантиметров у вершины. То есть мастера хорошо понимали, что внизу башня должна была быть мощнее, чтобы выдержать нагрузку высокой каменной стены. В течение веков она терпела колебания от раскачивания огромных колоколов, выдерживала бури и выстояла.


В ночь с 9 на 10 июня 1194 года новый пожар уничтожил старый собор, сохранились фасад и крипта. При пожаре не пострадали ни сдужители церкви ни реликвия, что прибавило рвения строителям собора.
Новое здание сохранило старый план, но стены были уже более мощными и новые конструктивные решения были заложены при возведении нефа, который был закончен к 1210 году. К 1220 храм покрыли сводами.
Аркбутаны были предусмотрены архитектором уже в плане. Они не были отодвинуты далеко

В целом облик здания не лишен единства, контрфорсы и аркбутаны не нарушали его монолитности.

Конструкция стены, получившая развитие во время готики настолько, что позднее, во время расцвета, система поперечных контрфорсов и полуарок -аркбутанов, распределяла нагрузки и нивелировала опрокидывающий момент (для кто изучал сопромат)так, что стена практически перестала быть несущей и превратилась в витражное кружево, подобное часовне Сен-Шапель в Париже:http://vita-colorata.livejournal.com/100790.html Здесь же собор еще не вполне утратил романскую мощь и тектоничность.

Контрфорсы, на которые опираются аркбутаны, украшены статуями.

Собор со стороны алтаря.

Фасады портиков трансепта придали здание своеобразное, я бы даже сказала французское, изящество.

Устои южного портала богато покрыты барельефами. Оба портала и северный и южный украшены скульптурой. Южный портик особенно интересен тем, что создал впоследствии повторявшуюся форму бокового фасада, стал прообразом для многих соборов. Особенностью шартрского собора являются очень тонкие колонны верхнего этажа, создавшие словно вибрирующую поверхность стены.

Северный фасад с капеллой, на которой сохранились часы.

Издали собор имеет более скромный облик, чем упомянутый Кельнский и некоторые другие соборы.

Похожие статьи