Нужно приучать ребенка есть ложкой. Учимся кушать самостоятельно

Где-то в 8-9 месяцев у малыша пробуждается интерес к такому удобному столовому прибору как ложка. Когда его кормят, он старается ложку схватить, рассмотреть, облизать, а затем, через какое-то время копирует движения мамы – пытается зачерпнуть ложкой супчик или кашку и донести до рта.

Конечно, первый опыт сопровождается разливанием и разбрызгиванием содержимого ложки вокруг себя. Некоторым эта забавная игра очень нравится, и вместо того, чтобы учиться есть ложкой, малыши гораздо охотнее с ней балуются. Причем, как правило, отобрать ложку обратно становится весьма затруднительно – малыш не хочет расставаться с понравившейся «игрушкой».

Так когда же малыша нужно приучать к пользованию столовыми приборами? С какого возраста можно давать есть лодкой самостоятельно? Попробуем разобраться.

Ложкой уже вполне допустимо пользоваться, начиная с 10-11-месячного возраста ребёнка. Сначала пусть просто держит её в руке во время кормления. Одной ложечкой будете кормить вы, другую малыш будет держать в ручке. Понятно, это добавит вам лишних хлопот, мытья, как самого ребёнка, так и всё вокруг. Ведь малышу будет интересно повторять за вами, то же, что и делает мама. Ребёнок будет стараться ложкой залезть в тарелку. Естественно половину каши вы будете собирать со стола, с одежды, либо на полу. Но, вы не должны запрещать ребёнку этого делать, так он быстрее , с каждым разом всё будет проходить чище и чище. Главное, терпение! Кстати, самостоятельные действия улучшают аппетит.

Когда ребёнок сам научиться кушать кашку, пюре, можно дать есть самому десертной ложкой суп. Не забывайте, каждому ребёнку своё время, кто-то раньше, кто-то позже. Первое время пусть ребёнок держит ложку в руке так, как ему это удобно. Это допустимо, что ребёнок сжимает ложку в кулачке. Если вы будете постоянно одёргивать малыша и поправлять ему ложку, то от вашей лишней настойчивости, он совсем потеряет интерес кушать самостоятельно. Лучше по чаще садитесь кушать вместе всей семьёй, за один стол. Ребёнок, наблюдая, будет стараться за вами всё повторять и перенимать, как вы держите ложку, как кладёте пищу в рот, как кусаете хлеб, то есть, копируя ваше поведение. Поэтому не удивляйтесь, такому же поведению, если вы постоянно вертитесь, разговариваете за столом, вытираете руки об себя и так далее.

Если ребёнок до двух лет не научился правильно , то иногда можно его ненавязчиво поправить, мол, ты уже вырос, стал большой, нужно ложку держать как взрослые, например, мама или папа. И помочь ему, объяснить и показать как это правильно делать. Показывайте, объясняя, ложку нужно держать чуть ниже широкой части ручки тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Когда ваш ребёнок овладеет таким приёмом и будет правильно держать ложку во время приёма пищи, приучайте правильно зачерпывать пищу, подносить ко рту, не сужающейся частью, а боковой стороной.

Ребёнку можно подсказать, чтобы он не засовывал ложку в широко открытый рот и не засовывал кончик ложки. Старался кушать неторопливо, без звуков. Вилку обычно разрешается давать примерно с трёх лет. Ведь именно с этого возраста, ребёнок уже осмысленно начинает понимать, что ей можно уколоться. При выборе вилки, старайтесь покупать, детскую, специально для ребёнка. Вилка должна быть маленькой и не острой, удобной для детской ручки.

Совет: когда малыш ещё только учиться кушать самостоятельно, лучше всего приобрести специальный детский набор. Это тарелку на присоске, для того, чтобы ребёнок не смог опрокинуть её на себя. Ложка и вилка должны быть металлические, с поворотом. Такими приборами, ребёнок быстрее освоит самообслуживание за столом.

Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.

Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.

И конечно, начинать приучение следует не со взрослых столовых приборов (которые могут быть во-первых тяжеловаты, а во-вторых опасны своей остротой), а с детских наборов посуды – легких и безопасных.

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

Умение самостоятельно кушать – сложный навык, для освоения которого и малышу, и его родителям потребуется масса времени, терпения и олимпийского спокойствия. Но если сделать все правильно, этот период жизни вашей семьи подарит море позитива, счастья и незабываемых веселых моментов. Когда и как обучать ребенка? Поделимся секретами.

Секрет первый: ложка – особая игрушка

Для детей раннего возраста все, что попадает в поле зрения, а тем более в руки, вызывает неподдельный интерес. И первый вопрос, который возникает в пытливой младенческой головушке: «А как с этим можно играть?» Познавать мир через игры увлекательно и совсем не страшно. Но если с молчаливого одобрения родителей можно музыкальным телефоном забить пластмассовые гвозди в пластилин, а горшок примерить вместо шапки, то ложка во всех ситуациях должна быть ложкой . Что это значит?

С того момента, как мама впервые даст малютке ложечкой питье или прикорм, у него появляется и постоянно закрепляется понимание назначения этого столового предмета. Родители в будущем сэкономят себе немало нервных клеток, если будут мягко, но настойчиво ограничивать поведение своего чада в определенных рамках . То есть ложку можно держать и перекладывать в ладошке, подолгу мусолить во рту, кормить ею кукольных друзей и всех домочадцев, возить по тарелке или стучать по чашке (только сидя в стульчике для кормления). Но если, наигравшись так, начать бросать ее на пол, то мама поднимет и подаст ее только два раза подряд, на третий положив в шкаф для посуды. И по дому ходить с ней, проверяя на прочность все щели и розетки, не разрешит, и в песочницу вместо лопатки не даст.

Так у малыша гораздо быстрее закрепится своеобразный рефлекс: ложка в руке – надо кушать. Дальше, когда малыш уже начнет есть самостоятельно, его надо будет только поддерживать. То есть как только увидели, что утоливший голод кроха, заскучав за столом, начинает отвлекаться, — докормить его. А если он уже использовал ложку как боевое орудие для метания остатков еды, сразу же спокойно останавливать сражение.

Секрет второй – всему свое время, и держать ложку – тоже

У новорожденных детей есть бессознательный хватательный рефлекс. Если вложить им ложечку в ладонь, они крепко ее сжимают. Но очень быстро выпускают из руки, даже не проследив, куда она упадет. Потому надо подождать, пока ребенок не потянется к ложке сознательно. Это происходит обычно во время кормления : мама подносит порцию водички или прикорма, а малютка хватает ее за кисть и широко открывает ротик. Не отводите руку крохи, а одобрительно улыбнитесь и замедлите свои движения, дав ему возможность получить удовольствие от своих первых попыток себя покормить. С каждым разом движения младенца будут становиться все точнее, и он вскоре схватит уже не мамин палец, а ложку. Причем он сразу же уверенно потянет ее в тарелку за новой порцией еды. Не мешайте ему: несколько дней или недель вам так и придется держать ложечку вдвоем, пока он решительно не отстранит вашу руку. С этого момента сразу готовьте две ложки: одну – для него, вторую – чтобы одновременно его докармливать. Обратите внимание: ваше чадо уже ест самостоятельно!

Мы специально не указываем, на каком месяце жизни малютка впервые захочет поучаствовать в процессе его кормления. Это очень индивидуально и зависит от особенностей внутриутробного развития, от состояния физического и психического здоровья после рождения . В среднем живой интерес к приему пищи появляется после четырех месяцев, попытки «помочь маме» — после шести, а первое самостоятельное попадание ложкой в рот – после семи месяцев. Полностью самостоятельно (без докорма) дети начинают кушать в возрасте от двух лет, а аккуратно – не ранее трех. У подвижных и темпераментных малышей еда может оказаться под столом и в пять лет.

Секрет третий: что надо, чтобы научить ребенка кушать самостоятельно

Запоминайте 8 не обязательных, но очень полезных условий успеха:

1. Нетравматичная, удобная и привлекательная ложка. Лучший вариант – детская, не причиняющая боли и легко умещающаяся в ладошке. Вначале – из мягкого силикона, затем (когда прорежутся клыки) – из более плотной пластмассы. 2. Подходящий стульчик для кормления. Обратите внимание: ребенок сможет полноценно орудовать ложкой только после того, как будет устойчиво сидеть, не отвлекаясь на попытки удержаться, чтобы не упасть. 3. Личный пример домочадцев. Замечено, что быстрее начинают самостоятельно кушать те дети, которых сажают за общий стол. Особенно полезен (положительный!) пример старших братьев и сестер. 4. Постоянство и настойчивость. После того, как малыш проявил желание есть без помощи взрослого, надо давать ему эту возможность в начале каждого приема пищи. И не торопитесь сразу его докармливать, иначе задавите на корню всю инициативу маленького человечка. 5. Тарелка с присоской. Какая разница, что находится внутри игрушки, если она так забавно скользит по столу и с громким звоном падает на пол? А еще мама так смешно вскрикивает, подпрыгивая со своего стула и ползая потом на коленках по полу… 6. Правильный подбор еды для тренировки навыка. Главное для ребенка – чтобы он ел с удовольствием. Для этого надо соблюдать режим кормления и класть в детскую тарелку только любимые блюда (остальными, просто полезными, кормить из своей ложки). Для мамы немаловажно, чтобы не приходилось после каждого приема пищи делать генеральную уборку кухни. Потому начинайте с кусочков мягких фруктов, мармелада, овощей и печенья, порезанных оладий и сырников, нежирных вязких каш, картофельного пюре. Никто вас не осудит, если будете придерживаться правила: «чем чаще ребенок промахивается ложкой мимо рта, тем гуще будет еда в его тарелке». 7. Отсутствие посторонних раздражителей. Помните первый секрет? В ручке у крохи уже есть игрушка! А потому выключайте телевизор и освободите папу от обязанностей клоуна. 8. Спокойствие и только спокойствие! Любое проявление агрессии, как то недовольный взгляд или громкий возглас, могут испугать малютку и надолго отбить у него охоту даже прикасаться к ложке. Намного приятнее видеть ободряющую улыбку и слышать искреннюю похвалу. Расшалившийся непоседа быстрее успокоится, если поймет, что его непозволительные игры с едой родители без эмоций игнорируют.

Секрет четвертый: как не впасть в истерику и получать удовольствие вместе с ненаглядным поросенком

Через этап неряшливости в еде проходят все дети без исключения . Просто родители воспринимают его по-разному: как катастрофу или как доказательство, что малыш развивается нормально и становится самостоятельным. Потому одна мама будет кривиться от отвращения, а другая (и это будете вы) – светиться от счастья. Как сохранить себе нервные клетки?

  1. : дорогой фарфор, антикварное плюшевое кресло, ручной работы ковер с пола и гобелен со стены. По возможности отодвиньте стульчик для кормления подальше от штор.
  2. из легко впитывающего материала снаружи или со специальным складкой-кармашком внизу, в который будет собираться не попавшая в рот еда. Держите про запас сразу несколько штук.
  3. , и ее не жалко часто стирать.
  4. . Тогда, чтобы уменьшить ущерб для остальных помещений в доме, эту комнату можно будет превратить в детскую творческую мастерскую. Поставьте сюда столик для занятий и лепите, делайте аппликации, рисуйте – в том числе и на обоях.
  5. Не можете заставить себя долго терпеть беспорядок? И не надо! Малыш аккуратности учится в первую очередь у родителей. Потому. Тогда вы сможете без шума и отвлекающей суеты собирать разлетающуюся пищу и по мере загрязнения очищать ручки и мордашку. Награда за проявленное терпение не заставит себя долго ждать: вскоре ваш маленький поросенок попросит вытереть ему вынутый из каши кулачок.

И последний совет: ! Приступ отчаяния или злости при виде устроенной вакханалии пройдет мгновенно, как только вы запечатлеете радостную измазанную мордашку на пленку. Разглядывая получившиеся кадры, вы уже будете улыбаться, испытывая чувство умиления и огромное счастье. Ведь у вас растет такое замечательное чадо!

Навык использования ложки в процессе еды – самый первый навык самообслуживания, с которым предстоит познакомиться малышу. Родители обращаются к кормлению ребёнка ложкой, когда начинают вводить первый прикорм кашей или пюре. В большинстве случаев это происходит в . В этом возрасте детки ещё не могут самостоятельно кушать ложкой. А если и удерживают правильно этот столовый прибор, то покормить себя у них не получается. Поэтому родителям предстоит запастись терпением и спокойствием, пока их малыш не научится пользоваться ложкой. Наши советы и рекомендации помогут мамам и папам быстро и без проблем приучить к ложке своих детишек.

  1. Для кормления малыша нужно выбрать «правильную» ложечку: она должна быть неглубокой, прорезиненной, удобной. На прилавках детских супермаркетах можно без труда найти подобные столовые приборы. А продавцы-консультанты подскажут, какую модель лучше выбрать в соответствии с возрастом ребёнка.
  2. Не давайте малышу играться с ложкой, но не упускайте возможности при каждом кормлении предлагать ему ее подержать. Ребёнок должен чётко усвоить причинно-следственную связь «ложка-еда».
  3. Покажите на собственном примере, как правильно обращаться с этим столовым прибором. Обязательно проговорите название предмета («Это ложка» ) и его предназначение («Ей кушают кашу, пюре, супчик» ).
  4. В первое время ребёнок должен освоить умение правильно и уверенно держать ложку в руке. Карапуз будет стучать ложкой по столу, толкать её в рот, но только не использовать по прямому назначению. Это нормально. Пусть малыш познакомится поближе с этим столовым прибором.
  5. Только после этого можно предложить ему попробовать захватывать ложкой кашу или пюре (такое действие удаётся, как правило, в 8-9 месяцев).
  6. Первое обращение детей с ложкой всегда неуверенное. Малыш может рассыпать половину содержимого, испачкаться, пронести мимо рта. Ни в коем случае не ругайте его за это!
  7. Самое лучшее, что может сделать мама при обучении ребёнка пользоваться ложечкой, — быть терпимой к его маленьким неудачам и радоваться первым успехам. Помогайте малышу в этом нелёгком для него деле, аккуратно направляйте его ручку на каждом этапе – от зачерпывания каши до её отправления в рот. Ребёнок должен чувствовать вашу помощь и поддержку. А такое взаимодействие с мамой окажется для него не только полезным, но и очень приятным.
  8. Если малыш научился захватывать кашу ложечкой и направлять её ко рту, не нужно его торопить. Дайте крохе время. Иногда самостоятельный приём пищи может затянуться. Наберитесь терпения! И вскоре неуверенные движения малыша станут аккуратными и точными.
  9. Помните, что для ребёнка пользование ложкой – процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений. Поэтому такое дело может быстро его утомлять. Давайте карапузу время передохнуть (в этот момент можно предложить ему попить или вытереть перепачканные щёчки).
  10. Почаще принимайте пищу вместе с ребёнком. Посадите его в детский стульчик, поставьте перед ним тарелочку с кашей, вооружите чадо столовым прибором, а сами устройтесь рядом. Ребёнок, видя ваши манипуляции, будет подражать им. Кроме того, он будет знать – мама делает так же! Психологи полагают, что наглядность действий не только способствует быстрому освоению навыка, но и вызывает у ребёнка чувство доверия.

Не забывайте, что прежде, чем малыш научится аккуратно пользоваться ложкой, пройдёт не один месяц. Для него этот новый и сложный навык означает гораздо больше простого самообслуживания. Это – новая ступень в его развитии!

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 27.03.2019

Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых - хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

Также первые попытки самостоятельности касаются и процесса еды. Сброшенная тарелка с супом, размазанная каша, пюре на голове, одежде и руках - такие картины мама видит каждый день.

Конечно, молодые родители теряют терпение от постоянных переодеваний и стирки вещей ребенка, и поэтому стремятся научить ребенка кушать самостоятельно. В большинстве случаев дети с радостью хватают ложечку и стараются подражать взрослым - зачерпывают ею кашу и несут ко рту. А иногда процесс самостоятельно есть ложкой у малыша может затянуться, к большому недоумению и сожалению взрослых.

Первые результативные попытки кушать самостоятельно карапуз демонстрирует в возрасте 1 года, к 1,5 годам обычно все дети относительно аккуратно кушают ложкой.

Специалисты советуют приучать малышей к ложке после 10 месяцев, однако не сильно надеясь на успех.

Какую ложечку следует выбрать для крохи?

Один из важнейших вопросов в процессе учебы, какой ложке отдать предпочтение? Обычно используют следующие виды: серебряные, специальные резиновые, анатомические либо чайные. Все хороши по-своему и каждая имеет свои недостатки, но как показывает практика, лучше всего приучить ребенка кушать самостоятельно с помощью пластмассовой ложки. Такие ложечки легкие, компактные, яркие и красочные. Когда кроха видит яркую ложку, он воспринимает ее как объект игры, и с удовольствием будет пытаться есть такой ложечкой.

Когда детки становятся постарше специалисты советуют выбирать им обычные столовые ложки, сделанные из железа.

Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.

Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи - это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей - это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой.

Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.

Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент - это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.

Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

Аккуратность и хорошие манеры за столом

Вначале о хороших манерах и аккуратности ребенка за столом можно не вспоминать, процесс освоения самостоятельной еды не способствует их развитию. Начиная с 2-3 летнего возраста мама должна потихоньку учить чадо как вести себя за столом, мягко и терпеливо объяснять, какое поведение за столом допустимо, а какое нет.Запомните, аккуратность и хорошие манеры – это вопрос времени. Научить этому вполне можно.

Похожие статьи