Franco Agamenone текущий результат, расписание матчей и результаты - Теннис. Franco Agamenone текущий результат, расписание матчей и результаты - Теннис Агамемнон краткое

Козлова Наталья

Агамемнон

Краткое содержание мифа

Агамемнон - в греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трёх дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.

Убийство Агамемнона
Краснофигурный кратер, 5 в. до н.э.

После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру. Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара.

Золотая посмертная маска
Агамемнона, найденая при раскопках
в Микенах Генрихом Шлиманном.

Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу.

Ссора между Ахиллесом и
Агамемноном
Peter Paul Rubens

Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса. насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорблённого Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков. О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора.

Образы и символы мифа

Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14—12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

Кассандра (Kassandra) - героиня греческого эпоса. Дочь троянского царя Приама и Гекубы. Уже в циклических поэмах Кассандра выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит.

В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм Кассандры, отождествляемой с местным божеством Александрой.

Клитемнестра убивает Кассандру
Краснофигурная керамика, 430 гг. до н.э.

Трагической образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в "Агамемноне" Эсхила и "Троянках" Еврипида

Клитемнестра, в греческой мифологии дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона. Чаще всего она сама изображается непосредственной убийцей мужа, прикрывая истинную причину преступления (измену с Эгисфом) местью за дочь Ифигению.

Принесение в жертву Ифигении
гравюра, Jean-Michel Moreau

«Илиада» изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков.

Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. В Спарте ему воздавались божеские почести.

В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, — произведение Гефеста.

«Маска Агамемнона» — золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин. В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Агамемнон имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов кульминации мифа об Агамемноне, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти.

Из драматических произведений античности, посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19—20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра»).

Ф.И. Шаляпин в роли Агамемнона

Действующее лицо трагедий Эсхила «Агамемнон», Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Гекаба», Иона Хиосского и неизвестного автора «Агамемнон», Сенеки «Троянки» и «Агамемнон», Расина «Ифигения».

В античном изобразительном искусстве Агамемнон — второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона "и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.

В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18— 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С.И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо;

«Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).

Этот властный и самодостаточный герой проявляет жестокость и надменность по отношению ко всему окружающему.

Социальное значение мифа

Стоит отметить определяющее значение мифа в передаче общественного опыта из поколения в поколение, установлении парадигм поведения в социальной группе и организации основ общественного сознания. Посредством последовательного изучения преданий индивидуум приобщается к истокам истории конкретного общества, вдохновлялся сверхъестественными деяниями своих богов и героев. Таким образом, подсознательно проходила самоидентификация человека по отношению к семье, государству, нации.

Агамемнон представляется нам властным, богатым, самодостаточным, надменным, жестоким. И в наше время очень много людей с такими чертами характера. Миф об Агамемноне представляет нам поведение таких людей и дает повод задуматься о возможных последствиях их деятельности.

Агамемнон родился в Микенах, где его отец Атрей пришел к власти после смерти не оставившего после себя потомков царя Эврисфея. Детство Агамемнона и его младшего брата Менелая прошло в атмосфере борьбы за власть и интриг между Атреем и его братом Фиестом.

Когда Агамемнон был ребенком, его отец убил сыновей Фиеста – Плисфена и Тантала, позже другой сын Фиеста – Эгисф убил Атрея.

После убийства отца, Агамемнон вместе с братом Менелаем бежал в Спарту , где искал убежища у спартанского царя Тиндарея . Здесь братья женились на дочерях Тиндарея, Агамемнон на Клитемнестре, Менелай - на Елене . Престол после смерти Тиндарея перешёл к Менелаю. С помощью брата Агамемнон, убив Фиеста, стал царем Микен, как законный наследник Атрея.

Впоследствии свои владения он значительно расширил и стал могущественнейшим властителем во всей Греции . О его резиденции говорилось не иначе, как о «златообильных Микенах».

Был он также счастливым супругом и отцом. Его дети: сын Орест и дочери Ифигения , Электра и Хрисофемида.

Троянская война

Всё было хорошо до того момента, когда у Менелая похитил жену троянский царевич Парис . И не просто жену, а ещё и самую прекрасную из всех смертных женщин, отцом которой был сам Зевс. Хуже всего было то, что Парис похитил её, будучи гостем Спарты, и заодно прихватил и сокровища Менелая.

Это было и грубейшее нарушение гостеприимства, и тягчайшее оскорбление супруга, царя, мужчины. Такое преступление никак не могло остаться безнаказанным

Менелай попросил Агамемнона помочь ему вернуть Елену. Агамемнон посоветовал брату с каким-нибудь опытным посредником, лучше всего - с царем Итаки Одиссеем , отправиться в Трою и там за справедливостью обратиться к отцу Париса, троянскому царю Приаму , который, конечно, уладит все дело. Но по-хорошему Менелай ничего не добился. Парис был согласен вернуть украденные сокровища, но отдавать Елену он категорически не хотел, и Приам поддержал сына.

Решить вопрос можно было только войной.

Агамемнон разослал послов ко всем ахейским царям, призывая их помочь Менелаю. Он встал во главе войска ахейцев. Поход сулил участникам славу и богатую добычу. В гавани Авлиды собралось 1186 кораблей и 100 тысяч воинов, готовых выступить против Трои. Перед войной Агамемнон посетил оракул в Дельфах .

Агамемнон был доблестным воином, но имел высокомерный и неуступчивый характер, что стало причиной многих бедствий для греков.

Почему греческие корабли долго не могли выйти из Авлиды? Да потому, что Агамемнон разгневал богиню Артемиду . Убив однажды на охоте лань, он похвалялся, что Артемида могла бы позавидовать такому выстрелу; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. И пока Агамемнон не принес в жертву богине свою дочь Ифигению , ахейцы не могли отправиться в путь. Этим фактом греческая традиция объясняет вражду к мужу Клитеместры, которая не знала, что Ифигения в последний момент была спасена Артемидой.

Флот ахейцев после опасного плавания, полного непредвиденных препятствий, пристал, наконец, к берегам Трои. Их уже поджидало могучее войско, ведомое старшим сыном Приама Гектором , однако ахейцы всё же смогли высадиться в Троаде. Но высокие стены Трои взять штурмом грекам не удалось.

Тогда велел Агамемнон разбить укрепленный лагерь и из него предпринимал новые и новые приступы Трои - целых девять лет, но всё напрасно!

На десятом году долго накапливавшееся недовольство открыто проявилось в ахейском войске. Полководцы утратили надежду на добычу и славу, а воины просто мечтали о возвращении домой. Когда достигло предела разочарование бесперспективной войной, возник спор между Агамемнон и предводителем мирмидонян, лучшим ахейским бойцом Ахиллом.

Во время одного из набегов, захватив в плен в окрестностях Трои Хрисеиду, Агамемнон отказался даже за большой выкуп вернуть её отцу Хрису, жрецу Аполлона, и, вняв мольбам Хриса, бог насылает моровую язву на греческое войско. Когда выяснилась истинная причина бедствия, и Ахилл потребовал от Агамемнон возвращения Хрисеиды отцу, Агамемнон отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду, что привело к длительному самоустранению от боев оскорбленного Ахилла и к тяжелым поражениям греков.

Троянцы, будучи уверенными, что Ахилл, наводивший на них ужас, не сражается с ахейцами, сделали вылазку из города, вынудили греков отступить и стали готовиться к сокрушительному штурму их лагеря.

В ходе этого штурма троянцы прижали ахейцев к самому морю. Как и подобает предводителю, Агамемнон храбро сражался в первых рядах, но когда из-за ранения и потери крови ему пришлось поле боя покинуть, он предложил остальным ахейским вождям от дальнейшей борьбы отказаться и бегством спасать жизнь воинов. Однако воины продолжали мужественно сражаться, а вместе с ними и все вожди.

Когда Гектор уже начал поджигать ахейские корабли, Ахилл позволил вступить в бой во главе мирмидонян своему другу Патроклу и одолжил ему свои доспехи. Троянцы решили, что сам Ахилл выступил против них, и в страхе бросились бежать.

Патрокл сумел спасти корабли и стан ахейцев, но сам из боя не вернулся; он погиб в поединке с Гектором, которому помогал бог Аполлон.

Чтобы отомстить за друга, Ахилл решил вступить в сражение. Он сражался под стенами Трои до самой своей героической смерти.

В конце концов ахейцы взяли Трою хитростью. Они соорудили огромного деревянного коня, самые отважные воины спрятались внутри него. Затем велел Агамемнон поджечь лагерь, войско посадил на корабли и отплыл на запад всем флотом. Троянцы решили, что он уплыл в Грецию, в то время как греки укрылись за мысом Тенедос и с наступлением тьмы вернулись всем войском.

На берегу остался только греческий воин Синон, которому были даны соответствующие инструкции. Подошедшим троянцам Синон рассказал, что гигантский деревянный конь посвящен ахейцами богине Афине и может послужить защитой городу.

Слишком легко поверили троянцы рассказу Синона. Они ввезли коня в город, и даже ради этого разобрали часть городской стены, так как ворота были слишком узки. Ночью вышли из коня спрятавшиеся воины, одолели ничего не подозревавшую стражу, а Синон дал условленный знак Агамемнону, который через пролом в стене вторгся с войском в город. Наутро о некогда славной Трое напоминали лишь дымящиеся руины.

Смерть Агамемнона

Агамемнон с триумфом возвратился в Микены, корабли его были перегружены серебром, золотом, бронзой, рабынями. Он вёз в качестве пленницы и дочь царя Трои – Кассандру. Но не рада была жена его возвращению. Пока Агамемнон сражался у стен Трои, его двоюродный брат Эгисф появился в Микенах и соблазнил его жену. У них уже был совместно разработан план, как избавиться от Агамемнона.

Встреча в Микенах была торжественной, а спустя время жители города узнали о смерти Агамемнона. По более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа. Начиная с середины 6 века до нашей эры, на первый план выдвинулась другая версия, согласно которой Агамемнон был убит собственной женой Клитемнестрой: которая встретила мужа с лицемерной радостью, а затем набросила на него в ванне тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара. Той же участи подверглась и Кассандра. Те, кто вернулись с ним из Илиона, были убиты Эгисфом на пиру.

Позднее Одиссей встречает его в Аиде. Его душа после смерти выбрала жизнь орла.

Печальная судьба его и в особенности роковой конец были излюбленной темой древних трагедий.

В честь Агамемнона назван астероид (911) Агамемнон, открытый в 1919 году.

Миф об убийстве Агамемнона

Когда царь Агамемнон отправлялся в поход под Трою, Эгисф, после долговременного изгнания, возвратился в Аргос и объявил, что признает главенство могучего Агамемнона, готов примириться с ним и подчиниться его власти. Всем арговянам казалось, что это примирение близких родичей должно положить конец старинной кровавой вражде между двумя отраслями Пелопидов; так думал и сам Агамемнон и, приняв начальство над ахейской ратью, спокойно выступил в поход. Но в то время как герои Эллады бились под стенами Трои, хитрый Эгисф, оставшийся в Аргосе, строил козни против Агамемнона и замышлял ему гибель. Он сблизился с Клитемнестрой и, овладев ее сердцем, присвоил себе и власть над Аргосом, хозяйничал в доме Агамемнона, судил и повелевал народом, как будто был законным царем страны. Оба они – Эгисф и Клитемнестра – надеялись, что Агамемнон не возвратится из-под Трои; а если бы, вопреки их ожиданию, и удалось ему возвратиться в Аргос живым – они готовы были на все, чтобы не допустить страшному для Эгисфа сопернику вступить в принадлежавшие ему права.

Перед отъездом Агамемнон обещал Клитемнестре – лишь только взята будет Троя, немедленно дать знать о том в Аргосе. Он хотел послать вперед вестников и велеть им разводить огни по вершинам всех гор, лежащих на пути от Иды до самого Аргоса; эти огни и должны были служить знаком победы над Илионом и скорого возвращения ахейской рати к родным берегам. Каждую ночь посылала Клитемнестра одного из своих служителей на башню: бодрствовал сторож всю ночь и зорко глядел вдаль – не покажется ли где условного огня. Много лет нес сторож тяжелую службу свою и с нетерпением дожидался, когда избавят его от той службы, когда не будет ему нужды проводить ночи без сна, одиноко стоя на высокой башне и тщетно высматривая и ожидая появления знака победы. И вот однажды, на утренней заре, он видит: на вершине далекой горы появился огонь. Условный знак был передан с многохолмной Иды на скалу Гермеса, на Лемнос, отсюда на Афос, потом, через вершины прибрежных гор, на Киферон и далее к Скаронскому заливу, на вершину Арахнеона, близкого к Аргосу. Громко и восторженно воскликнул страж, увидев так давно ожидаемое пламя, и поспешил с радостной вестью во дворец своей повелительницы.

Лишь только выслушала его Клитемнестра, тотчас же призвала служительниц и пошла с ними на площадь приносить богам благодарственную жертву. Радостная весть быстро разнеслась по всему городу, и народ толпами собирался к царскому дворцу; на площади, перед дворцом, граждане хотели дожидаться прибытия царя. Старейшины народные, беседуя между собой, вспоминали о том, как началась война, как вероломный Парис, оскорбив божеские и человеческие права, похитил Елену из дома царя Менелая и увез с собой в Трою на гибель себе самому и всему народу Приама: гневные, как орлы, у которых похитили птенцов из гнезда, устремились на Трою Атриды с тьмачисленной ратью копьевержцев и отомстили народу Приама, принявшему преступного Париса под свою защиту. Увенчанные славой, возвращаются теперь ахейцы в родную землю. Но сколько героев пало в кровавых, губительных сечах, сколько домов в Аргосе огласится рыданиями и воплями! Великую славу стяжал себе Атрид Агамемнон, завидная доля выпала ему, славит его теперь весь народ ахейский, именует великим героем, победителем и разрушителем вражеских твердынь. Но непрочно счастье смертного мужа, и громкая слава рождает нередко гибель; не забыть Атриду великой жертвы, принесенной в Авлиде, не забыть ему своей Ифигении, павшей под жертвенным ножом жреца! Нет, не завиден жребий великих земли; пусть будет скромна наша доля, но да будет чисто в нас сердце, и да текут дни наши в мире.

Так толковал народ, собравшийся перед царским дворцом, вблизи алтаря, у которого служительницы Клитемнестры совершали жертвенные возлияния. Сама царица, холодная и гордая, старалась принять радостный вид, но из немногих слов, которыми обменялась она со старейшинами народа, видно было, что на уме у нее было что-то недоброе. Когда в толпе послышался шум и народ стал сомневаться в справедливости известия о прибытии царя, Клитемнестра гордо выпрямилась, с презрением отвечала на речи народной толпы и указала на вестника, приближавшегося к народу с масличной ветвью в руках и масличным венцом на голове. Радостно приветствовал вестник родную землю, алтари богов и народные толпы, потом приблизился к царице и передал ей весть о победе над Троей и о возвращении ахейской рати. Клитемнестра приняла весть с притворной радостью и поручила вестнику передать своему повелителю, что супруга ждет его с нетерпением и просит поспешить с прибытием в город. Вслед за тем царица быстро удалилась во дворец – затем, будто, чтобы приготовиться к встрече своего царственного супруга.

Спустя немного вдали, по дороге от моря к городу, показался и сам царь Агамемнон со всей своей ратью. Впереди шли вооруженные воины, украшенные зелеными ветвями; за ними следовали мулы, навьюченные богатой добычей, колесницы с пленными троянками и в конце всего шествия – роскошно изукрашенная царская колесница, запряженная белыми конями. На той колеснице восседал царь Агамемнон, одетый в пурпурную мантию, с золотым скипетром в руках и с венцом победы на челе; возле царя помещалась пленная дочь царя Приама, вещая дева Кассандра. Народ приветствовал победителей радостными криками. Когда царская колесница подъехала к дворцу и Агамемнон готов уже был войти в ворота своего жилища, Клитемнестра, сопровождаемая толпой пышно одетых служительниц, поспешно вышла навстречу супругу, радостно приветствовала его и стала говорить о том, сколько горя перенесла она в его отсутствие, сколько слез пролила в своем безутешном и беспомощном одиночестве, как кручинилась и тосковала, когда из-под Трои приходили дурные вести. ”Но миновало тяжелое время, годы скорби и слез: после зимних бурь взошло ясное солнце мирной, цветущей весны. Приветствую тебя, отраду и оплот семьи, якорь спасения всего аргосского народа!” Так говорила Клитемнестра и приказала служанкам устлать пурпурными тканями весь путь от колесницы до ворот дворца, дабы прах земли не касался ног ее супруга, славного разрушителя илионских твердынь. Агамемнон не хотел принять почести, приличной только бессмертным: Клитемнестра успела однако уговорить его, убедить льстивыми словами, и он наконец согласился. Но дабы не привлечь на себя кичливостью гнева богов, царь снял с себя обувь и обнаженными ногами пошел к дверям своего жилища. Клитемнестра следовала за ним и громко благодарила богов за счастливое возвращение супруга; переступив через порог дворца, она вдруг остановилась и воскликнула: "Теперь, о Зевс, исполни мое моление, подай помощь и соверши задуманное мною!"

Народ все еще толпился перед царским дворцом; молча стояли впереди старейшины, унылые, томимые предчувствием какой-то неведомой, но близкой беды. Вдруг возвращается из дворца Клитемнестра и поспешно подходит к колеснице, на которой находилась Кассандра; приблизясь к пленнице, царица сурово заговорила с ней и велела ей идти во внутренние покои дворца. Вещая дева осталась неподвижной, словно и не слыхала приказания царицы. Озлобилась Клитемнестра и, пригрозив пленнице, поспешно удалилась внутрь дворца. С глубоким участием подошли тогда к Кассандре народные старцы, и лишь только приблизились они, прозорливица быстро поднялась с места и, содрогаясь, пророчески воскликнула: "Горе, горе! О, Аполлон, о, губитель, какую гибель уготовил ты мне! Род, ненавистный богам, преступный, запятнанный кровью! Сколько злодеяний совершено тобою: плачут младенцы, завидя убийственный нож; жарятся на костре их тела и предлагаются в снедь отцу! Что замыслила она, безумная, что совершает! Вот поднимает она руку на супруга своего и повелителя, вот разит его – падает он, исходит кровью! Горе мне, бедной: меня ждет гибель, и я приму смерть от той же руки!" Так восклицала вещая дева, и в ужасе внимали ей старцы. Советовали они ей спастись от гибели бегством, но Кассандра отвергла их совет, сбросила с себя покрывало, сорвала с головы священный венец, изломала жезл, данный ей Аполлоном, и пошла к дверям дворца, за которыми ожидала ее смерть. В страхе остановилась она на мгновение перед воротами царского жилища, но ободрилась снова и бестрепетно вступила в обитель смерти и преступлений. Одна надежда утешала Приамову дочь: провидела она, что злодеяния Клитемнестры и ее сообщника не останутся безнаказанными, что Орест отомстит некогда им обоим.

Объятый страхом, в молчании стоял народ перед домом царя Агамемнона. Внезапно послышались из дворца стоны и крики. Чуя сердцем беду, народные старейшины обнажили мечи и хотели броситься на помощь царю, но в это самое мгновение в дверях дворца показалась Клитемнестра. Чело ее и одежды запятнаны были кровью; на плече она держала окровавленный меч, за ней несли трупы Агамемнона и Кассандры. В бане, изготовленной для воротившегося из дальнего пути царя, Клитемнестра поразила его мечом, а вслед за тем умертвила и Кассандру. Старейшины, возмущенные злодеянием, осыпали царицу упреками; она же с презрением смотрела на них и хвалилась своим делом, как делом праведной мести: "Он, возвратясь домой, испил чашу, им же наполненную. Вот лежит он, убитый моей рукой, – злодей, отнявший у меня дочь; чтобы смягчить фракийские ветры, он не пожалел дочери, предал ее на заклание. А вот, рядом с ним, лежит и верная подруга его: и она пала от моей руки, пропев перед смертью вещую, лебединую песнь". В ужасе отступили от преступницы старейшины, и снова посыпались на нее упреки и угрозы. Мало-помалу царица и сама начала смущаться и робеть. Сперва она хвалилась пятнами крови, покрывавшими ее чело, смело и гордо отвечала народу на его обвинения и угрозы; но по мере того как сильнее и сильнее пробуждалось в ней сознание вины, самоуверенность ее исчезла, она уже не оправдывала своего дела местью за смерть дочери, а приписывала его действию злого демона, власть которого искони тяготеет над родом Пелопидов.

Отвергнутая народом и устрашенная его гневом, полная стыда и отчаяния, безмолвно стояла убийца, держа, по-прежнему, меч на плече и не отирая крови ни с чела, ни с одежды. Вдруг в воротах дворца показался Эгисф с толпою вооруженных рабов: одетый в царский пурпур, со скипетром в руках, вышел он к народу, похваляясь совершенным делом и грозя непокорным своим гневом. Тут не выдержал народ – с оружием бросился на ненавистного злодея и растерзал бы его, если б не подала ему помощи Клитемнестра. Защитив собою Эгисфа, она старалась смягчить ярость народной толпы и так говорила: "Не вступайте в бой, аргосские мужи, не обагряйте мечей своих кровью: много крови пролито и без вас! Ступайте с миром по домам своим, старцы; не раскаяться бы вам, коли не послушаетесь моего слова. Да, если выпадет кому на долю горе – много придется терпеть тому; много и мы претерпели бед, много тяжелых ран нанес нам гневный демон, властвующий над судьбами Пелопидов". Толпа стихла, начала редеть и расходиться. Эгисф же, полагаясь на своих оруженосцев, долго оставался на площади, величаясь и неистовствуя перед немногими собравшимися арговянами; взяв безумца за руку, Клитемнестра увлекла его во внутренние покои дворца.

Агамемнон (Αγαμέμνονας), один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон воцарился в Микенах (впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.

Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801,
художник Жан Огюст Доминик Энгр


Агамемнон, Кассандра, Клитемнестра, Эгисф,
Национальная школа изящных искусств, Париж

"Илиада" изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов дается в 11-й книге), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Аполлодор, Эпизоды, III 21). Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды ее отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Хрисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков (Гомер, Илиада, I 8-427; IX 9-692).


художник Роджер Пейн

О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма "Возвращения" (7 век до нашей эры) и "Орестея" Стесихора. Злой рок преследовал весь род Агамемнона, начиная с родоначальника Тантала и кончая самим Агамемноном и его детьми – Ифигенией и Орестом. После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру (Гомер, Одиссея, III 248-275; IV 524-537). Начиная с середины 6 века до нашей эры, на первый план выдвинулась версия, что Агамемнон был коварно убит собственной женой Клитемнестрой: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара.

Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 веках до нашей эры и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет "Зевс-Агамемнон" показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

Печальная судьба и роковой конец Агамемнона в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Кроме Ифигении, у Агамемнона было еще три дочери. Местом погребения его называют Микены и Амиклэ. В Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. В Херонее хранился как святыня его скипетр – произведение Гефеста.

Из драматических произведений античности, посвященных убийству Агамемнона, сохранились трагедии "Агамемнон" Эсхила (первая часть трилогии "Орестея") и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 века (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во второй половине 18 столетия (трагедии В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 веках сюжет лег в основу около тридцати трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана ("Ифигения в Дельфах", "Ифигения в Авлиде", "Смерть Агамемнона", "Электра").

В античном изобразительном искусстве Агамемнон – второстепенный персонаж в многофигуpных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн. В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лег в основу либретто ряда опер 18-20 веков.

Агамемнон, царь-предводитель ахейцев в троянской войне

Агамемнон — персонаж греческих мифов и «Илиады» Гомера, сын Атрея и Аэропы, микенский царь, предводитель объединенных ахейских войск в троянской войне.

Гордый и властный, могучий и храбрый воин и в то же время мнительный эгоист, теряющийся в сложных ситуациях, — таким предстает Агамемнон у Гомера, Эсхила, Еврипида и Софокла, в романах и пьесах современных авторов; его характер одновременно и привлекает нас, и отталкивает, а трагическая судьба вызывает сострадание.

Агамемнон родился в Микенах, где отец его, Атрей, пришел к власти после смерти царя Эврисфея, не оставившего после себя потомков. Детство Агамемнона и его младшего брата Менелая прошло в атмосфере интриг и борьбы за власть между Атреем и его братом Фиестом.

Ребенком Агамемнон стал свидетелем отвратительного преступления своего отца, убившего Плисфена и Тантала, сыновей Фиеста; позже на глазах у Агамемнона Атрей был убит Эгисфом, сыном Фиеста.

Когда Фиест пришел к власти в Микенах, Агамемнон и Менелай бежали в Спарту, под защиту царя Тиндарея. Однако при первой же возможности Агамемнон вернулся, чтобы отомстить за смерть отца. Убив Фиеста, Агамемнон стал царем Микен, как законный наследник Атрея.

Агамемнон стал одним из самых могучих и богатых ахейских властителей. Он жил в дружбе со всеми царями и даже примирился с убийцей своего отца, Эгисфом. О его резиденции говорилось не иначе, как о «златообильных Микенах». Был он также счастливым супругом и отцом.

Когда его брат Менелай взял в жены Елену (Прекрасную), Агамемнон женился на ее сводной сестре Клитеместре, которая родила ему сына Ореста и дочерей Хрисофемиду, Электру и Ифигению (в более старых источниках вместо Электры названа Лаодика, а вместо Ифигении — Ифианасса).

Агамемнон жил в своем дворце спокойно и счастливо, пользуясь всеобщим уважением, и грозило ему лишь одно: что он войдет в мифы без всякой славы.

Но вот в Микены пришла тревожная весть: у Менелая, который после смерти Тиндарея стал царем Спарты, похитил жену троянский царевич Парис. Вскоре в Микены прибыл сам Менелай и попросил Агамемнон помочь вернуть ему Елену. Ведь она была самой прекрасной из всех смертных женщин, отцом ее был сам Зевс, а коварный Парис похитил ее, будучи гостем Спарты. И не только это: заодно он прихватил и сокровища Менелая.

Это было грубейшее нарушение гостеприимства, тягчайшее оскорбление царя, супруга, мужчины. Такое вероломство никак не могло остаться безнаказанным.

Агамемнон посоветовал брату отправиться с каким-нибудь опытным посредником, лучше всего — с царем Итаки Одиссеем, в Трою и там обратиться за справедливостью к отцу Париса, троянскому царю Приаму, который, конечно, уладит все дело. Менелай так и поступил, но ничего не добился. Парис готов был вернуть украденные сокровища, но о возвращении Елены и говорить не хотел.

Тогда Менелай и Одиссей пригрозили троянцам войной, однако Парис стоял на своем, и Приам поддерживал его. Узнав об этом, Агамемнон разослал послов ко всем ахейским царям, призывая их помочь Менелаю и наказать Париса.

Поход, возглавленный Агамемнон, сулил участникам славу и богатую добычу. В гавани Авлиды собралось 1186 кораблей и 100 тысяч воинов, готовых выступить против Трои.


В статье использованы кадры из фильма «Троя» 2004 год. В роли Агамемнона — актер Брайан Кокс.

В сознании своей ответственности главнокомандующего Агамемнон готов был на любую жертву, лишь бы боги были благосклонны к походу. Он принес в жертву Артемиде родную дочь Ифигению, чтобы искупить оскорбление, которое нанес некогда богине.

После опасного плавания, полного непредвиденных препятствий, флот ахейцев пристал, наконец, к берегам Трои. Хотя там их поджидало могучее войско, ведомое старшим сыном Приама Гектором, ахейцам удалось высадиться в Троаде. Однако взять штурмом высокие стены Трои греки не сумели и откатывались от них, как волны от несокрушимой плотины. Тогда Агамемнон велел разбить укрепленный лагерь и из него начинал новые и новые приступы Трои — целых девять лет, но все тщетно!

На десятом году в ахейском войске открыто проявилось долго накапливавшееся недовольство. Воины мечтали о возвращении домой, а полководцы утратили надежду на добычу и славу. К тому же, когда разочарование бесперспективной войной достигло предела, возник спор между Агамемнон и лучшим ахейским бойцом Ахиллом, предводителем мирмидонян.

Причиной послужила женщина: при одной из военных экспедиций в соседние с Троей царства Ахилл завладел несколькими пленницами, в том числе дочерью Хриса, жреца Аполлона; при дележе добычи Хрисеида досталась Агамемнону.


Вскоре в лагерь пришел ее отец и попросил Агамемнон вернуть ему дочь за богатый выкуп. Но Агамемнон не согласился, так как девушка ему понравилась, и он с позором изгнал ее отца. Тогда Хрис обратился к Аполлону с мольбой об отмщении. Аполлон, оскорбленный в лице своего жреца, спустился с Олимпа и с помощью своих стрел, выпущенных из серебряного лука, рассеял погибельный мор в стане ахейцев.

Поскольку Агамемнон ничего не предпринимал, чтобы умилостивить Аполлона, вмешался Ахилл. Он созвал народное собрание, чтобы оно решило, что им следует предпринять. Агамемнон был этим задет, так как считал, что право созывать собрание принадлежит ему одному. На собрание он явился, но с гневом в душе и с намерением продемонстрировать Ахиллу свою власть и силу. На собрании ахейских воинов армейский прорицатель Калхант заявил, что Аполлона удастся умилостивить лишь в том случае, если дочь Хриса вернут отцу, но без всякого выкупа и с извинениями.

Агамемнон набросился на Калханта, а когда Ахилл вступился, Агамемнон прикрикнул и на него и грубо оскорбил. После резкой перепалки, в которой ни тот ни другой не выбирали слова, Агамемнон в конце концов заявил, что в интересах войска отказывается от Хрисеиды, но взамен возьмет у кого-нибудь из вождей другую пленницу — и выбрал Брисеиду, наложницу Ахилла. Ахилл подчинился решению главнокомандующего, каким бы опрометчивым и несправедливым оно ни было, но сделал из этого свои выводы. Он провозгласил, что не будет участвовать в войне, пока Агамемнон и все ахейцы, не выступившие в его защиту, не попросят у него прощения, не снимут с него бесчестие.

Тщетно уговаривали Ахилла остальные вожди, особенно пилосский царь, старик Нестор, отважный Диомед из Аргоса и хитроумный Одиссей из Итаки. Он стоял на своем и этим навлек на войско беду: когда троянцы узнали, что с ними не будет сражаться Ахилл, наводивший на них ужас, они сделали вылазку из города, вынудили ахейцев отступить и стали готовиться к сокрушительному штурму их лагеря.

Агамемнон направил к Ахиллу послов с извинениями и предложением помириться. Он обещал вернуть ему Брисеиду с семью другими пленницами в придачу и с богатыми дарами. Однако Ахилл не мог забыть обиду и отверг как предложение мира, так и дары. Пришлось ахейцам сражаться без Ахилла и его войска.


Несмотря на упорное сопротивление, троянцы прижали греков к самому морю. Агамемнон храбро сражался в первых рядах, как и подобает предводителю, но когда из-за ранения и потери крови ему пришлось покинуть поле боя, он предложил остальным ахейским вождям отказаться от дальнейшей борьбы и спасать жизнь воинов бегством. Однако воины продолжали мужественно сражаться, а вместе с ними и все вожди.

Наконец они дождались нового поворота событий: увидев, что Гектор уже начал поджигать ахейские корабли, Ахилл позволил своему другу Патроклу вступить в бой во главе мирмидонян и одолжил ему свои доспехи. Троянцы решили, что против них выступил сам Ахилл, и в страхе бросились наутек.

Но Патрокл, спасший таким образом корабли и стан ахейцев, из боя не вернулся; он погиб в единоборстве с Гектором, которому помогал бог Аполлон. Тогда Ахилл решил вступить в сражение, чтобы отомстить за друга. Он принял предложение Агамемнон о примирении и сражался под стенами Трои до самой своей героической смерти.

Мы знаем, что ахейцы в конце концов хитростью взяли Трою. По предложению Одиссея они соорудили огромного деревянного коня, внутри которого спрятались самые отважные воины. Затем Агамемнон велел поджечь лагерь, посадил войско на корабли и отплыл всем флотом на запад. Однако он не уплыл в Грецию, как полагали троянцы, а укрылся за мысом Тенедос и с наступлением тьмы вернулся со всем войском.

Троянцы между тем ввезли коня в город — и даже разобрали ради этого часть городской стены, так как ворота были слишком узки. Слишком легко троянцы поверили рассказу греческого воина Синона, которого оставил на берегу Одиссей, снабдив его соответствующими инструкциями. Синон рассказал, будто гигантский деревянный конь посвящен ахейцами богине Афине и может послужить защитой городу.

Ночью же спрятавшиеся воины вышли из коня, одолели ничего не подозревавшую стражу, а Синон дал условленный знак Агамемнон, который вторгся с войском в город через пролом в стене. Наутро лишь дымящиеся руины напоминали о некогда славной Трое.

Победоносный Агамемнон возвратился в Микены, корабли его были перегружены золотом, серебром, бронзой, рабынями. Вступив на родную землю, он растроганно поцеловал ее и принес благодарственную жертву богам. Затем Агамемнон велел зажечь на прибрежной горе огромный костер — перед уходом на войну он обещал супруге известить ее таким способом о возвращении. Клитеместра с нетерпением ждала условленного сигнала, но ждала его не одна.


Пока Агамемнон сражался у стен Трои, в Микенах появился его двоюродный брат Эгисф и соблазнил его жену. Правда, вначале она сопротивлялась, но затем поддалась его лести, а теперь у них уже был совместно разработан план, как избавиться от Агамемнона.

Эгисф торжественно приветствовал его, ввел в зал для пиршеств, а когда пир был в самом разгаре, Эгисф дал знак спрятанным воинам, и те убили Агамемнона вместе со всеми его соратниками (как сказал Гомер: «И, угостивши, зарезал, как режут быка возле яслей»). Затем Эгисф велел спешно похоронить Агамемнон за городскими стенами, женился на Клитеместре и провозгласил себя царем Микен.

На этом рассказ об Агамемнон не заканчивается. Последнее слово сказал в 1876 г. немецкий археолог Г. Шлиман. На фото: так называемая «маска Агамемнона» из кованого золота, изготовленная в XIV веке до нашей эры. Золотая маска обнаружена Генрихом Шлиманом в 1876 г. в Микенах. Сейчас хранится в Национальном музее, в Афинах.


После того как в 1871-1873 гг. Шлиман раскопал развалины Трои, в существовании которой сомневалось большинство ученых того времени, он отправился в Микены на поиски гробницы Агамемнона. При этом Шлиман опирался на сведения из «Илиады» Гомера, «Орестеи» Эсхила, «Электры» Еврипида и «Описания Эллады» Павсания, посетившего Микены во 2 в. до н. э.

И действительно, на огороженной площадке у крепостных стен, на глубине около 8 метров, Шлиман нашел пять гробниц с останками пятнадцати человек, буквально усыпанными золотом и драгоценностями. Их украшения и оружие соответствовали описанию Гомера. Лица мертвых были прикрыты золотыми масками, воспроизводившими их черты; в этом Шлиман мог убедиться, потому что под одной из масок обнаружил неповрежденное, естественно мумифицировавшееся лицо микенского владыки.

Восторженный археолог решил, что это и есть сам Агамемнон: «Я обнаружил гробницы, которые Павсаний, опираясь на традицию, считает гробницами Агамемнона, Кассандры, Эвримедонта и их друзей, убитых коварным Эгисфом и вероломной Клитеместрой».

Однако более поздние исследования показали, что люди, останки которых Шлиман обнаружил в Микенах, жили примерно за два с половиной века до гибели Трои, а значит, и до гибели Агамемнона.

Правда, чтобы Агамемнон мог погибнуть, он сначала должен был жить — однако прямых доказательств его существования у нас нет, поэтому даже после открытий Шлимана Агамемнон остается героем из мифов.


Микенские сокровища находятся теперь в Национальном археологическом музее в Афинах. Они занимают там почти весь вводный зал, и их сияние свидетельствует, что Гомер не зря говорил о «златом богатых Микенах». Имя Агамемнон там упоминается на каждом шагу, в частности перед золотой маской, которую приписал ему Шлиман.

Кроме упоминавшихся выше аттических трагедий 5 в. до н. э. ему посвящена трагедия Сенеки «Агамемнон».

В новое время судьба Агамемнон легла в основу десятков разнообразных произведений; назовем лишь трагическую тетралогию Г. Гауптмана и оперу-трилогию «Орестея» С. И. Танеева.

У А.С. Пушкина в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) Агамемнон — император Александр I:

«Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался».

Franco Agamenone текущий результат (и прямая онлайн видео трансляция*), график и результаты со всех теннис турниров, что Agamenone F. сыграла. Соперник Franco Agamenone еще не известен. Как только появится официальное расписание название команды будет показано здесь.

Когда начнется матч, Вы сможете следить за его Franco Agamenone прямая трансляция с обновлёнными результатами. Статистика будет обновлена по окончанию игры. Franco Agamenone предыдущий матч был против Drzewiecki K / Walkow S на Rome, Italy, Doubles, матч завершился с результатом 2 - 0 (Drzewiecki K / Walkow S Выйграл матч). Franco Agamenone закреплённая вкладка показывает последние 100 теннис матчей со статистикой и иконками победа/поражение. Тут так же все Franco Agamenone запланированные матчи, которые будут сыграны в будущем.

Franco Agamenone график показателей и формы, это уникальный алгоритм SofaScore Прямая трансляция Теннис , что мы генерируем на основе последних 10 матчей игрока, статистике, детальном анализе и наших собственных знаниях. Этот график должен помочь вам сделать ставку на матчи Franco Agamenone, но мы предупреждаем, что SofaScore LiveScore не несёт ответственности или обязательств за любые финансовые или другие потери, будь то прямые или косвенные, как результат каких либо действий связанных с любым контентом это сайта.

В разделе обзор матча приводится ссылка на прямой эфир игры Franco Agamenone видео трансляция , спонсор bet365. Пожалуйста, имейте ввиду, что правами интеллектуальной собственности на транслирование таких мероприятий обычно обладают на уровне стран и, таким образом, в зависимости от вашего местонахождения, могут быть мероприятия, которые вы не сможите увидеть в силу таких ограничений.

Franco Agamenone родился 15 Apr 1993 (26) в Rio Cuarto, Argentina; в настоящее время проживающий в Buenos Aires. Agamenone F. это Праворукий игрок, и в настоящее время занимает 1131 позицию в ITF Мужчины рейтинге с 6 очками. Franco Agamenone общий заработок в этом году составляет 1.2k €, но за карьеру он получено всего 57.7k €. Пожалуйста, учтите, что общий заработок посчитан только с призовых денег турниров, доходы от спонсоров не включены в эту сумму.

SofaScore теннис текущий результат выпускается в виде мобильного приложения на iPhone, iPad, Android, Google Play и Windows phone. SofaScore можно найти во всех магазинах на всех языках. Установите приложение SofaScore и следите за всеми играми Franco Agamenone в прямом эфире прямо на вашем смартфоне или планшете!

Похожие статьи