Какие художественный средства рассказе Чехова Тоска? «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение Какими художественными средствами передана атмосфера бездушия.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Писательская деятельность, как упоминалось в это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с .

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

Литературные приёмы

Афоризм

  • «Льстить - значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
  • «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
  • «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)

Ирония

Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

  • Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
  • Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
  • Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

  • Гордый воин, будь стойким
  • Костюмчик фантастической расцветки
  • Девушка красоты невиданной

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

  • Стальные нервы
  • Дождь барабанит
  • Глаза на лоб полезли

Сравнение

Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

  • От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словно крот
  • Голос моего товарища напоминал скрип ржавых дверных петель
  • Кобыла была резвой как пылающий огонь костра

Аллюзия

Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

  • Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)
  • Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
  • Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

  • Бедный, бедный мальчуган!
  • Страшно, до чего же страшно ей было!
  • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

Олицетворение

Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

  • Вьюга воет
  • Финансы поют романсы
  • Мороз раскрасил окна узорами

Параллельные конструкции

Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

  • «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
  • «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
  • «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)

Каламбур

Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

  • Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
  • Шёл дождь и мы с отцом
  • «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

  • Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
  • Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
  • Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

Обтекаемые выражения

Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

  • Мы изменим мир в лучшую сторону
  • Допустимые потери
  • Это не хорошо и не плохо

Градации

Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

  • «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
  • Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
  • «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

Антитеза

Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

  • «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
  • «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
  • «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии . Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым , а во-вторых, и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Обычно, когда человек думает о А.П. Чехове, то ему приходят на ум его юмористические или «обличительные» сочинения, но русский классик так же хорош и в серьезной, психологической прозе, достоверно описывающей трагедию личности. Наша статья, надеемся, это продемонстрирует в полной мере, ее предмет - анализ рассказа «Тоска». Чехов в центре внимания.

Безразличный к непогоде извозчик

Идет снег. Старый извозчик Иона молчаливо отдается в руки непогоды. Осадки покрывают его ровным слоем наравне с другими предметами окружающего мира. Он выходит из оцепенения только тогда, когда к нему подходит клиент - военный и просит отвезти его на Выборгскую. Везет его Иона кое-как, не до работы ему пока. У него неделю назад сын умер, о чем он и пытается рассказать своему пассажиру, но тот только спросил, от чего тот умер и все, а потом поездка кончилась.

И у какого-то дома, а, может быть, где-то под фонарем старик Иона снова погрузился в свой трагический анабиоз.

Для того чтобы провести анализ рассказа «Тоска» (Чехов А.П. написал его), нужно пройти по тем точкам сюжета, которые важны для понимания главного персонажа повествования.

Двое высоких и горбач

Ионе надо снова возвращаться в мир внешний из страны своих горестных дум - у него пассажиры. Теперь их трое: двое высоких и один горбатый. Они долго решают, кто поедет стоя, а кто сидя. И итоге консилиум пассажиров постановляет, что ехать стоя должен горбатый, так как он ниже всех, а высокие посидят. Компания сторговалась на двугривеннике, а старику все равно, ведь у него сын умер. Он и этим пассажирам сообщает скорбную новость сию, но молодые люди отвечают только: «Все там будем». Хорошо известно, что обычно за этой фразой ничего не стоит настоящего.

Но извозчику хорошо, ибо шумно у него в экипаже, а раз стоит галдеж, значит, нет тишины. Внутреннее и внешнее молчание отступает на некоторое время. А следовательно, проходит тоска.

Иона понимает, что он не работник сегодня и возвращается домой, во двор - пристанище, там, где спят другие его коллеги. Как кажется, анализ рассказа «Тоска» (Чехов автор его) вполне передает общее настроение произведения.

Тоска, способная затопить весь мир, если выйдет наружу

Старик сидит у старой и грязной печи. Изба забита другими извозчиками. Они спят. Тут просыпается один (молодой) и тянется к ведру с водой, Иона пытается заговорить с ним о сыне, но все тщетно, молодого сослуживца еще не отпустил из своих объятий Морфей и ему не до душевных излияний старика. Здесь анализ рассказа «Тоска» (Чехов подарил его миру) достигает своего высшего градуса по шкале безысходности.

Оказывается, что лучший слушатель старика был все это время не так уж далеко - это его кобылка. В финале рассказа он идет в конюшню и все свои душевные страдания доверяет ей. Надеемся, что старика не будет впредь мучить тоска так уж сильно.

Каждый по-разному переживает неожиданно свалившееся на него горе

Кому-то надо побыть в одиночестве, а кому-то нужен шум, необходимы люди, чтобы не слышать ужасающего внутреннего молчания. Вообще, сочинение Чехова, наверное, должно называться не «Тоска», а «Горе», такое заглавие точнее отражает эмоциональное настроение старика, но у него есть свой недостаток: в рассказе пропадает интрига, все становится ясно и понятно. К такому выводу подводит нас анализ рассказа Чехова «Тоска».

Извозчик не хочет оставаться один, потому что его уединение предполагает автоматическим образом самопоглощение. Человек в таком состоянии начинает себя «переваривать». Он задает себе слишком много вопросов, которые не имеют ответа.

Смерь - необъяснимый провал человеческого бытия

Вообще, смерть - это то, что невозможно объяснить, у смерти есть причины, но нет объяснения. Уважаемый читатель наверняка ловил себя на такой мысли, даже когда умирает не молодой, а старый, но близкий человек. В таком случае у родственников есть все документы на руках, которые говорят о физической причине смерти, с моральной точки зрения внезапно наступающий акт небытия объяснить невозможно.

Наш анализ рассказа Чехова «Тоска» показывает, что примерно это же и чувствовал старик. Несчастный отец даже хотел бы обменять свою жизнь, на жизнь сына, но нет. У каждого свой срок пребывания на этой земле ни высчитать, ни просчитать его никоим образом нельзя, ибо длина жизни зависит от множество взаимосвязанных факторов, математически определить которые не представляется возможным. Люди уходят в мир иной, не соблюдая очереди, а оставшиеся здесь (на земле) только скобят и ждут своего часа.

Почему люди так черствы, а животные так отзывчивы?

Ответ прост: у людей есть «дела», а животные ничем не заняты, они только спят, едят и работают (если речь идет о лошадях). В остальном же они совершенно свободны, у могут выдержать сколь угодно длинный разговор. У них нет расовых, возрастных и профессиональных предрассудков. С ними легко можно говорить о смерти, так как они не знают, что это такое и никогда не узнают: у животных нет сознания, они воспринимают смерть здесь и сейчас, что позволяет им не переживать процесса умирания во время жизни. Для них смерть просто наступает как неизбежность, как естественный ход вещей, человек же склонен искать высший смысл как в жизни, так и в смерти. Вот таким он смертоцентричным получается наш анализ рассказа А. П. Чехова «Тоска».

Далее продолжаем рассуждение. Но вместе с тем об утрате близких с животными говорить стоит. Они вполне понимают человека в этом смысле, ибо некоторые звери чрезвычайно привязаны к родне и потомству. Русский классик не показывает, насколько лошадь сопереживает своему хозяину, но она уже тем лучше людей, что хотя бы выслушала его.

А. П. Чехов - врач с неочерствевшим сердцем

Удивительно, что такие проникновенные сочинения о человеке пишет именно врач по образованию, который должен был еще во время обучения потерять всякую чувствительность к человеческому горю. Но нет, «Тоска» (анализ произведения Чехова почти завершен) доказывает, что психологическую чуткость русский классик сохранил вопреки своему образованию.

Вообще у Чехова отношение к человеку сложное: с одной стороны, у него нет насчет своего собрата иллюзий. Он трезво оценивает как достоинства, так и недостатки человеческой природы, иногда увлекаясь критикой или насмешкой, но художнику позволена такая слабость. С другой же стороны, он жалеет человека, может быть, даже ищет возможность его спасти, но находит ли? «Тоска» (анализ произведения Чехова подводит нас к такой мысли) утверждает, что выход в единстве с других живым существом, пусть и не человеком.

Сочинения русского классика - отличное противоядия против «анестезии сердца», окостенения души. Причем Чехов настолько универсален, что его можно читать в любом расположении духа. С ним можно и погрустить и повеселиться, главное - выбрать подходящий рассказ. Под печальное настроение подходит «Тоска». Рассказы Чехов Антон Павлович писал с большим изяществом, мастерством и вкусом. Отрадно, что они оставляют все-таки человеку надежду на наступление лучших времен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:Режиссура

на тему:« Сценическая атмосфера в спектакле »

Введение

Глава 1. Роль сценической атмосферы в спектакле

1.1 Музыкально-поэтический спектакль, как форма сценического искусства (литературно-музыкальная композиция, как форма спектакля)

1.2 Сценическая атмосфера

1.3 Виды атмосфер

1.4 Функции сценической атмосферы в театре

Глава 2. Способы создания атмосферы в спектакле

2.1 Как создается сценическая атмосфера

2.2 Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене

2.3 Влияние атмосферы на зрителя

2.4 Приемы воздействия сценической атмосферы в музыкально - поэтческом спектакле «Дорогой победы!» на зрителей

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Театральное искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Задача режиссера, прежде всего, создать ансамблевый творческий коллектив, т. к. далее в процессе создания целостного художественного - сценического произведения и возникает так необходимая в любой обстановке органичная и благоприятная сценическая атмосфера.

Кажется, нет более загадочного и неуловимого понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера. С другими элементами театрального спектакля как будто проще -- их можно определить и почти сразу проверить на площадке с той или другой степенью точности. С атмосферой все обстоит иначе. Она создается постепенно и, что самое трудное, складывается из множества элементов, заданных автором и сочиненных режиссером. Теоретически в этом вопросе тоже нет достаточной ясности. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью.

Спектакль, лишенный атмосферы, неизбежно несет отпечаток механичности», -- продолжает свою мысль великий русский актер и педагог. «Дух в произведении искусства -- это его идея. Душа -- атмосфера. Все же, что видимо и слышимо, -- его тело». Определение, несмотря на всю его метафоричность, совершенно точно отражает значимость атмосферы в общем строе спектакля.

Примеры такого рода можно было бы продолжить, но дело не в этом. В конечном счете, не так уж важна точная, строгая формулировка. Да и возможна ли она? Сейчас нам интересно понять причины такой неуловимости. А они, пожалуй, заключаются в тончайших и легко разрушаемых внутренних процессах актера на сцене, в множественности его связей с окружающим пространством и партнерами, в сложнейшей соотнесенности человека-артиста со временем. Причем, это последнее, совсем не следует понимать, только как темпо - ритмическую окраску спектакля. Скорее -- это «время историческое» (термин Г. А. Товстоногова), включающее в себя социальный опыт артиста, то есть знания прошлого, сиюминутность настоящего и предощущение будущего.

Атмосфера спектакля создается постепенно и, что самое трудное, складывается из множества элементов, заданных автором и сочиненных режиссером. Теоретически в этом вопросе тоже нет достаточной ясности. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью.

Актуальность данного исследования вытекает из проблем, возникающих при постановке различного жанра театральных постановок. В частности, речь идет о музыкально - поэтическом спектакле «Дорогой победы!» патриотической тематики. Годы Вов остались далеко позади, как быть, что делать, чтобы вызвать у юного поколения чувство не только патриотизма, а некого «катарсиса» в условиях нашего душевно очерствевшего времени, напомнить о былых сражениях старшему поколению

Цель исследования - изучить сценическую атмосферу, как необходимую составляющую в канве музыкального - поэтического спектакля патриотической тематики.

Из указанной цели, следовательно, вытекают следующие задачи:

1. Изучить литературные источники по данной тематике.

2. Провести исследование предмета художественно - сценической атмосферы в театральной среде.

3. Изучить и проанализировать различные аспекты, слагаемые сценической атмосферы спектакля.

4. Провести анализ художественно - сценической атмосферы музыкально - поэтического спектакля «Дорогой победы!»

5. Ознакомиться с понятием музыкально-поэтический спектакль или литературно - музыкальной композиции, как одной из форм сценического искусства

6. Подвести итоги и сделать общие выводы.

Объект исследования - театральное творчество.

Предмет исследования - сценическая атмосфера театральной постановки.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения (сценарий музыкально - поэтического спектакля «Дорогой победы!»

Глава 1. Роль сценической атмосферы в спектакле

1 .1 Музыкально-поэтический спектакль, как форма сценического искусства (литературно-музыкальная композиция, как форма спектакля)

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны - они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная - это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Так монтажный прием «стыка», служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Литературно-музыкальная композиция - это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними, так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение «оценивающей и усваивающей мысли».

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

1 .2 Сценическая атмосфера

«Она дает им вдохновение и силу на будущее. В ней они чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина царит на ночной сцене.

И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности?»1

Понятие атмосферы в театр пришло из жизни. Атмосфера - это явление присущее миру людей и в центре атмосферы находится человек, который действует, мыслит, чувствует, ищет. Без сложного комплекса взаимоотношений с окружающей действительностью, мира мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий просто немыслимо существование нашего мира - мира людей.

У каждого своя атмосфера, она не однозначна, в ней всегда происходит борьба различных мотивов, тенденций. В жизни всегда происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы и личная может подчиняться общественной и пр.

Две различные атмосферы не могут существовать одновременно. Одна (сильнейшая) побеждает или видоизменяет другую.

Порой бывают спектакли, в которых отсутствует многообразная и многоликая атмосфера, вместо нее господствует от начала до конца однообразное, примитивное настроение. Крайне важно умение замечать и запоминать атмосферу.

«Атмосфера - это как бы материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи, все, все...»2

«...атмосфера -понятие динамическое, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий.»3

«Атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей.» .»3

«Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная именно с этим делом, местом и временем»3

М.Чехов говорил: “Дух в произведении искусства - это его идея. Душа - атмосфера. Всё, что видимо и слышимо, - его тело. А.Д. Попов «Спектакль и режиссер», ВТО, 1972, с.68

А. Д. Попов о худ. Целостности спектакл, М.: ВТО, 1979. Т. 1. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля. , с.67-68

Атмосфера - не внешний компонент, не окраска театральной постановки, она, как и земная атмосфера, как воздух, пронизывает и наполняет всю ее структуру.4

Необходимо найти эмоциональный возбудитель, который поможет найти среду, атмосферу, максимально выражающую процесс внутреннего течения «жизни человеческого духа». В этом сопряжении среды и внутренней жизни человека и проявится убедительность или неубедительность замысла.

Для этого непременно нужно найти точное сочетание происходящего с жизнью, идущей до, после и параллельно развивающемуся действию, либо в контрасте с тем, что происходит, либо в унисон. Это сочетание, сознательно организованное, и создает атмосферу.

Возьмите контраст действий у Пушкина в «Пире во время чумы». События пьесы не имеют никакого отношения к чуме, но то, что действие происходит во время чумы, создает неожиданную атмосферу трагического.

Вне атмосферы не может быть образного решения. Атмосфера -- это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента спектакля.5

И, наконец, необходимо отличать второй план от атмосферы спектакля, сцены, куска. Атмосфера -- тоже понятие конкретное, она складывается из реальных предлагаемых обстоятельств. Второй план -- из эмоциональных оттенков, на основе которых должна строиться реальная бытовая атмосфера на сцене. Ремез Азбука режиссуры,. - М. : Искусство, 1976., с.75

Г. Товстоногов Зеркало сцены. Кн.1. О профессии режиссера,- М.,: Искусство, 1980,с.148-161

Размышляя о выразительных средствах спектакля, следует помнить о том, что искусство познает жизнь в логике закономерных неожиданностей, поэтому режиссер должен быть контрапунктистом в организации света, звуков, « ритмов спектакля, всех его компонентов, только тогда пьеса зазвучит как симфония, будет переливаться «перламутром красок».6

Огромную роль играет художественное оформление в создании сценической атмосферы, и здесь важно понять, что оно отнюдь не обязательно должно впрямую выражать эту атмосферу, звучать в унисон с происходящим.

1 .3 Виды атмосфер

Работая методом действенного анализа, особенно важно, чтобы учащиеся поняли плодотворность этого метода и создали необходимую творческую атмосферу репетиций. Этюдные репетиции могут вначале вызвать у некоторых товарищей либо смущение, либо преувеличенную развязность, а у наблюдающих товарищей ироническое отношение, а не творческую товарищескую заинтересованность. Не вовремя брошенная со стороны реплика, смешок, перешептывание могут надолго выбить репетирующих из нужного творческого самочувствия, нанести непоправимый вред. Исполнитель этюда может потерять веру в то, что он делает, а потеряв веру, он неминуемо пойдет по линии изображения, по линии наигрыша. Малочевская И. Б. Выразительные средства спектакля: Учеб. пособие/,Л. ЛГИТМИК 1985,с.21

Глубокая заинтересованность каждого из участников в исполняемом упражнении, этюде -- это и есть та творческая атмосфера, без которой невозможен путь к искусству.

Весь сложный творческий процесс создания актером образа -- это не только репетиция с руководителем и товарищами. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы над пьесой.

Станиславский часто употреблял выражение, чрезвычайно близкое по аналогии «быть беременным ролью». Актер, как мать вынашивает ребенка,-- вынашивает в себе образ. Он в течение всего процесса работы над ролью не расстается с мыслями о ней. Он и дома, и в метро, и на улице, и в любое свободное время ищет ответов на те многочисленные вопросы, которые поставлены перед ним драматургом.

Каждый из нас знает, как часто полюбившийся мотив песенки неотступно преследует нас, от него иногда невозможно отвязаться, и поешь ею без конца. Так должно быть и с ролью. Она должна неотступно быть с актером -- он обязан быть одержим ею. И какое громадное творческое счастье испытывает актер, когда еще неясные черты полюбившегося героя, которого ему надлежит создать, всплывают в его сознании, когда он озаряется неожиданно для самого себя видением новых черт характера, когда для него открывается весь строй мыслей и поступков создаваемого им образа.

И вот когда актер пришел на репетицию и принес результат этой большой внутренней работы, руководителю и товарищам необходимо с особой осторожностью и чуткостью отнестись к рождению этого нового человека. А это возможно только тогда, когда на репетиции существует подлинно творческая атмосфера.

Много ли молодых актеров могут похвастаться такой одержимостью ролью, такой титанической работой, какую проделывали прославленные мастера нашей сцены, когда создавали роли, принесшие им признание и славу?

Если созданная роль оставляет такой глубокий след в памяти, значит можно праздновать творческую победу - нужная сценическая атмосфера достигнута.

Невозможно отделить любовь к роли, творческую одержимость в период рождения образа от той творческой атмосферы, которая окружала актера и в процессе создания и в процессе воплощения роли.

Далее речь пойдет об атмосфере закулисной во время спектакля. Деятелям театра весьма знакомо необычайное волнение и возбуждение, которое сопровождает каждый спектакль. Творческий коллектив должен стремиться к созданию целостной художественно - сценической атмосферы. Крайне необходимо искоренять то, что мешает нам в творческом процессе создания спектакля и воплощения его.

Творческая атмосфера -- это один из могучих факторов в нашем искусстве, и мы должны помнить, что создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель -- создать ее может только коллектив. Разрушить же ее, к сожалению, может любой человек. Достаточно одному скептически настроенному человеку посмеяться над серьезно работающими товарищами, и этот микроб неверия начинает разъедать здоровый организм.

Много примеров можно привести из практики работы разных театров и в первую очередь театра, где царил дух высокой требовательности ко всей окружающей актера творческой атмосфере, театра, где была впервые сформулирована система психотехники творчества актера, театра, созданного нашими учителями К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.

Всем известно, как путем огромной энергии, требовательности к себе, к актерам, ко всем техническим цехам Станиславский и Немирович-Данченко создали в Художественном театре ту удивительную атмосферу, которая стала предметом изучения театров всего мира.

Мне хочется рассказать о закулисной атмосфере во время спектакля «Вишневый сад», в котором я многие годы играла Шарлотту.

Несмотря на то, что пьеса начинается с большой сцены между Лопахиным, Дуняшей, а потом Епиходовым, все занятые в «приезде» -- то есть Раневская, Гаев, Аня, Пищик, Варя, Шарлотта (а в период моих первых спектаклей это были О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Коренева) -- сидели до открытия занавеса на скамейке в ожидании своего выхода. После слов Лопахина -- Леонидова: «Вот, кажется, и едут...» -- всегда один и тот же бутафор проходил с противоположной стороны сцены, держа в руках кожаные ошейники, обшитые бубенцами-колокольчиками, и ритмично встряхивал ими, усиливая звук бубенцов, приближаясь к нам. Как только раздавался звон колокольчиков, все занятые в «приезде» уходили в глубь сцепы, чтобы оттуда, разговаривая, выйти, принося с собой оживление приезда.

На примере этой сцены, которую зритель воспринимал на слух, я на всю жизнь восприняла, какими тонкими средствами Станиславский добивался того, что зрители верили в правду происходящего. Для «стариков», игравших много-много лет «Вишневый сад», по-видимому, в плоть и кровь вошла эта закулисная сцена. И каждый раз она игралась ими совершенно так же, как если бы шла при открытом занавесе. Кнпппер-Чехова уже за кулисами была именно в том удивительно приподнятом состоянии, при котором казались совершенно естественными почти одновременные и смех, и слезы, и слова: «Детская, наша детская...».7

С необычайной легкостью, достигнутой, конечно, громадным трудом, все участники сцены после первых же звуков колокольчиков включались в это удивительное самочувствие людей, приехавших на родину, не спавших ночь, людей, которым зябко от утренней сырости весеннего воздуха, возбужденных и радостью возвращения, и острой горечью утрат, и ощущением нелепо сложившейся жизни.

«Труд театра! -- писал Вл. И. Немирович-Данченко.-- Вот что мы, люди театра, любим больше всего на свете. Труд упорный, настойчивый, многоликий, наполняющий все закулисье сверху донизу, от колосников над сценой до люка под сценой: труд актера над ролью; а что это значит? Это значит -- над самим собой, над своими данными, нервами, памятью, над своими привычками...».

Обыкновенно думают, что детальной обстановкой сцены, освещением, звуками и прочими режиссерскими манками мы хотим в первую очередь эпатировать сидящих в партере зрителей. О действенном анализе Пьесы и роли М. О. Кнебель, М.,: -Издательство: ГИТИС,2005,с.23

«Мы прибегаем к этим возбудителям не столько для смотрящих, сколько для самих артистов. Мы стараемся помочь им отдать все внимание тому, что на сцене, и отвлечь от того, что вне ее. Если настроение, созданное по нашу, актерскую сторону рампы, находится в соответствии с пьесой, то образуется благотворная для творчества атмосфера, правильно возбуждающая эмоциональную память и переживания».8

Когда режиссеру и артистам ясно, что происходит, ясны отношения между людьми, ясны обстоятельства, в которых живут и действуют персонажи пьесы, на репетициях появляется свободная радостная атмосфера творчества. Только в такой атмосфере возникают точные и выразительные мизансцены, точные и выразительные интонации, ритмы и композиции.5

Самое главное -- вести коллектив к своему замыслу так, чтобы он не ощущал этого, но все время чувствовал правильность пути, по которому направляется работа. При этом условии возникает необходимая творческая атмосфера.5

«Ибо по-настоящему хороший спектакль может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы. Значит, чтобы создать хороший спектакль, то есть выполнить свою прямую режиссерскую функцию, режиссер обязан заботиться о создании хорошей атмосферы в коллективе ничуть не меньше, чем, скажем, о хорошем качестве мизансцен или декораций». К.С.Станиславский. ПРОФЕССИЯ - АРТИСТ, Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Работа актера над собой (Часть I), с.185

В коллективе, где морально-творческая атмосфера находится на должной высоте, работа над спектаклями протекает быстрее и дает лучшие плоды.

Вот почему не следует жалеть ни времени, ни энергии на то, чтобы создать такую атмосферу: и то и другое окупится потом с лихвою. Да оно и понятно. Какое может быть творчество, если в коллективе господствуют интриги, сплетни, зависть, подхалимство, угодничество, цинизм, равнодушие к общему делу? А ведь есть и такие режиссеры, которые не только не борются с этими болезнями, но и способствуют их развитию. Это, прежде всего, те, которые любят командовать, невнимательны к людям и чувствуют особое пристрастие к низкопоклонству со стороны окружающих.9

1 .4 Функции сценической атмосферы в театре

В Советском энциклопедическом словаре понятие климат трактуется с греческого языка как наклон «земной поверхности к солнечным лучам», статистически многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Основные особенности климата определяются поступлением солнечной радиации, процессами циркуляции воздушных масс, характером подстилающей поверхности. Из географических факторов, влияющих на климат отдельного региона, наиболее существенны широта и высота местности, близость его к морскому побережью, особенности орографии и растительного покрова, наличие снега и льда, степень загрязнённости атмосферы. Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г..,с.29

Эти факторы осложняют широтную зональность климата и способствуют местных его вариантов.

В том же словаре, понятие атмосфера понимается как воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею. В зависимости от распределения температуры атмосферу Земли подразделяют на тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу. Атмосфера Земли обладает электрическим полем. Неравномерность её нагревания способствует общей циркуляции атмосферы, которая влияет на погоду и климат Земли. Отсюда следует, что атмосфера и климат взаимозависимы.

В педагогике и психологии существует научная трактовка понятия климат, но с иным содержанием этого термина. В театральной деятельности принято употреблять понятие атмосфера, в этом случае эти два понятия, не зависимо от аналогичного названия наполняются другим содержанием - не физического порядка, а духовного. Как климат и атмосфера неразрывно связаны в природе, так социально психологический климат неразрывно связан с театральной атмосферой.

Многие типологии социально-психологического климата весьма статичны, они фиксируют лишь отдельные его состояния и не поясняют, каким образом эти состояния перманентно сменяют друг друга. С развитием группы расширяется и зона социально-психологического климата в ней, усложняется его структура.

Так как зона взаимоналожения объективной и субъективной сфер изменяется на континууме от 0 до 1, то имеет смысл говорить об определенных этапах, фазах развития социально-психологического климата группы, организации.

Между «театральной атмосферой» и социально - психологическим климатом можно провести параллель, т.к. общее «настроение» ситуации, её психологическое содержание, возникает из эмоционального отношения к ситуации, происходящему, к другим в целом, все это является атмосферой.

Атмосфера связана с субъективными чувствами человека, личное чувство может быть связано с атмосферой, либо чуждо ей.

В театральной практике определены следующие функции атмосферы:

1. Связь актера со зрителем.

Тот актер, который сохранил (или вновь приобрел) чувство атмосферы, хорошо знает, какая неразрывная связь устанавливается между ним и зрителем, если они охвачены одной и той же атмосферой. В ней зритель сам начинает играть вместе с актером. Он посылает ему через рампу волны сочувствия, доверия и любви. Зритель не мог бы сделать этого без атмосферы, идущей со сцены. Без нее он оставался бы в сфере рассудка, всегда холодного, всегда отчуждающего, как бы тонка ни была его оценка техники и мастерства игры актера. Стоит вспомнить, как часто актеру приходится прибегать к разного рода трюкам в надежде привлечь внимание публики. Спектакль возникает из взаимодействия актера и зрителя. Если режиссер, актер, автор, художник (и часто музыкант) создали для зрителя атмосферу спектакля - он не может не участвовать в нем.

2. Воссоздание и поддержка творческой атмосферы актеров.

Стоить заметить, как непроизвольно меняются движения, речь, манера держаться, мысли, чувства, настроения, попадая в сильную, захватившую атмосферу? Так в жизни, так и на сцене. Каждый спектакль, отдаваясь атмосфере, можете наслаждаться новыми деталями в игре. Не нужно боязливо держаться за приемы прошлых спектаклей или прибегать к клише. Пространство, воздух вокруг, исполненные атмосферой, поддерживают живую творческую активность. Легко убедиться в этом, проделав в воображении простой опыт.

Представить себе сцену, известную из литературы или из истории. Пусть это будет, например, сцена взятия Бастилии. Вообразить момент, когда толпа врывается в одну из тюремных камер и освобождает заключенного. Всмотреться в характеры и типы мужчин и женщин. Пусть эта созданная воображением сцена предстанет с возможной яркостью. Затем скажем: толпа действует под влиянием атмосферы крайнего возбуждения, опьянения силой и властью. Все вместе и каждый в отдельности охвачен этой атмосферой.

Следует вглядеться в лица, движения, в группировки фигур, в темп происходящего, вслушаться в крики, в тембры голосов, всмотреться в детали сцены, и можно увидеть, как все происходящее будет носить на себе отпечаток атмосферы, как она будет диктовать толпе ее действия. Изменить несколько атмосферу и просмотреть «спектакль» еще раз. Допустим прежняя возбужденная атмосфера примет характер злобной и мстительной, будет видно, как она отразится в движении, действиях, взглядах и криках толпы. Снова изменить ее. Пусть гордость, достоинство, торжественность момента охватят участников сцены, и будет видно, как сами собой изменятся фигуры, позы, группировки, голоса и выражения лиц в толпе. То, что проделали в воображении, как актер можно делать и на сцене, пользуясь атмосферой как источником вдохновения.

3. Усиление художественной выразительности на сцене.

Мы выше уже упоминали, что 2 различного характера атмосферы не могут существовать одновременно. Сильнейшая побеждает более слабую. Либо в корне меняет ее. К примеру, если представить старинный заброшенный замок, где время остановилось много веков назад и хранит невидимые былые деяния, думы и жизнь своих забытых обитателей. Атмосфера тайны и покоя царит в залах, коридорах, подвалах и башнях. В замок входит группа людей. Извне они принесли с собой шумную, веселую, легкомысленную атмосферу. С ней тотчас же вступает в борьбу атмосфера замка и либо побеждает ее, либо исчезнет сама. Группа вошедших людей может принять участие в этой борьбе атмосфер. Своим настроением и поведением они могут усилить одну и ослабить другую, но удержать их обе одновременно они не могут. Борьбу атмосфер и неизбежную победу одной из них надо признать сильным средством художественной выразительности на сцене.

4. Эстетическое удовлетворение зрителя - считается четвертой функцией атмосферы. Хотя атмосфера и относится к области объективных чувств, однако ее значение и задача в искусстве выходят за пределы этой области. Актеры, принимающие и любящие атмосферу на сцене, знают, что значительная часть содержания спектакля не может быть передана зрителю никакими иными средствами выразительности, кроме атмосферы. Ни слова, произносимые актером со сцены, ни его действия не выразят того, что живет в атмосфере. Спросите себя, как, сидя в зрительном зале, воспримете содержание одной и той же сцены, сыгранной один раз без атмосферы и другой раз -- с атмосферой? В первом случае ясно поймет рассудком смысл виденной сцены, но едва ли глубоко проникнете в ее психологическое содержание. Во втором -- восприятие будет более глубоким по своему психологическому значению. Не только поймете содержание сцены, почувствуете его.

5. Открытие новых глубин и средств выразительности.

Наряду с воображением атмосфера становится вторым способом репетирования. Живя в атмосфере пьесы или сцены, открываются в них все новые психологические глубины, и находятся новые средства выразительности. Сразу же чувствуется, как гармонично растет роль и устанавливается связь между партнерами на сцене. Когда в течение репетиции атмосферы действительно будет вдохновлять, переживается счастливое чувство: будет вести невидимая рука, чуткий, мудрый, правдивый режиссер и много эгоистического, мешающего творческой работе волнения, много ненужных усилий отпадут сами собой, когда возникнет доверие “невидимому режиссеру”. Можно организовать целый ряд репетиций, где, как с музыкальной партитурой в руках, пройдете по всей пьесе, переходя от одной атмосферы к другой.

Как зерно невидимо заключает в себе все будущее растение, так и атмосфера скрывает в себе все будущее произведения. Но, как и зерно, она не может принести плода раньше времени. Игнорируя период радостного пребывания в общей атмосфере, неизбежно уродуете свою роль, как уродуете растение, с первых же дней лишая его света, тепла, влаги. И таким образом, сценическая атмосфера дает им вдохновение и силу на будущее. В ней они чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина царит на ночной сцене. Атмосфера одинаково волнует и актера и зрителя.

Глава 2. Способы создания атмосферы в спектакле

2.1 Как создается сценическая атмосфера

Атмосфера - это воздух спектакля, «силовое поле», которое создается в спектакле усилиями- всего коллектива. Актер, мир, окружающий его в спектакле: тишина, пауза, звуки, борьбы между персонажами, мизансцены, декорация и музыка - все, что излучает пространство сцены, создает атмосферу спектакля. Которая о многом рассказывает зрителям и является важным стимулом творчества актера. Атмосфера, одно из главных выразительных средств спектакля. Музыка чаще всего становится активным эмоциональным началом, она практически связана с действием, атмосферой спектакля и призвана раскрывать и дополнять сущность драмы. Таким образом, способность актера и режиссера чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.

Можно найти разные способы вживания в атмосферу пьесы, общую или какого-то отдельного события. Истинная атмосфера пьесы зависит от первых эмоциональных чувств, от неистребимого желания делать спектакль. Эту первичную атмосферу надо всеми силами сохранять в душе актёра, тренировать её, а уже потом постепенно, не рискуя спугнуть её, идти по пути действенного анализа.

Сценическая атмосфера создается:

Во-первых. Правильным внутренним настроем исполнителей.

Во-вторых. Внешней сценической обстановкой.

Внутренний настрой исполнителя рождается:

1) В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.

2) Его увлеченностью исполняемым номером.

3) Доверительным, верным общением со зрительным залом.

4) Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и исполнители - одни - чувством радости творчества, другие - сопричастности к творчеству.

Внешняя сценическая атмосфера создается и выражается:

1) Оформлением (сценография)

Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу эстрадного концерта, представления, так как именно вещественная обстановка (детали этой обстановки), соответствующая определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.

Функции оформления:

1) «Обстановочная»

2) Активно действующая.

В спектакле «Дорогой победы» оформление сцены представлено довольно сдержанно, а именно: заданий фон украшают фотографии, на которых изображена дорога, уходящая вдаль, сначала полевая затем переходящая в мостовую далее в железнодорожное полотно. По бокам этой дороги растет различная растительность (деревья, трава, цветы и т.п.)

2) Музыкой

Музыка в концерте, представлении используется:

1) Как действенный фон номера, эпизода. Вызывает у зрителей соответствующее настроение, усиливает эмоциональное восприятие номера, эпизода.

2) Для создания на сцене точной атмосферы того или другого исторического времени. Вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. (Например, звуки фокстрота «Рио-рита» обращают нас к предвоенным временам).

Приемы использования музыки:

1) Как лейтмотив всего концерта, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.

2) Как характеристика действующего лица. Когда определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его «визитной карточкой», музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.

3) Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.

4) Как заставка, как связка между номерами и эпизодами.

В спектакле «Дорогой победы», посвященному 70-летию Великой Победы в каждом эпизоде обязательно звучит 2 - 3 песни на военную тематику. Спектакль открывается военной песнью «Эх, дороги…», и в финале представления исполняется песня «ШЕЛ СОЛДАТ…». Здесь музыка используется в качестве двух основных приемов:

1. Как лейтмотив всего представления, праздничного концерта, помогающий развивать сюжет, погружая зрителей в соответствующую среду

2. В качестве заставки и связки между эпизодами

3) Сценическим светом

При работе над светом режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект:

1) должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю;

2) служить выявлению содержания номера, эпизода в эстрадном концерте, представлении.

Праздничная атмосфера концерта создается, прежде всего, яркой, радостной, заливающей всю сцену гаммой света, а не бессмысленным калейдоскопом спецэффектов и темнотой.

Играть светом нужно осторожно и только там и тогда, когда эта игра необходима.

В спектакле «Дорогой победы» свет служит дополняющим элементом, помогает выявить определенное содержание эпизода, его нюансы.

4) Звуки и шумы

Верно к месту прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.):

1) несет в себе действенно-эмоциональный заряд;

2) придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.

2.2 Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене

Если каждому персонажу дана конфликтная линия, при самом пассивном порой сценическом выражении, это поможет создать атмосферу сцены через совершенно различные внутренние ходы. У каждого персонажа надо найти суть конфликта, выражающего содержание образа. В соответствии с этим создается атмосфера и линия поведения каждого из действующих лиц. А потом выделяется то, что Вахтангов называл «мячом внимания». Переброска «мяча внимания», на первый взгляд невидимая, должна направить внимание зрителя на то, что в данную секунду режиссеру представляется в сцене главным.

Когда существует верно, построенное действие всех персонажей, когда создается атмосфера и выделяется то главное, на что должно быть направлено внимание, тогда создается контрапункт, который является искомым в данной сцене.

В спектакле «Дорогой победы» такие шумы как бой; слышится шум пролетающего вертолета, взрывы, топот приближающихся копыт, ржание лошадей на фоне шумов исполняется текст. Данные звуки придают физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.5

Увлекайте их своей верой и ни в коем случае ничего не навязывайте. Нельзя давить, надо исподволь воздействовать на актеров, чтобы они сами охотно и добровольно шли за вами, не ощущая на себе вашей насильственной воли. Когда вы уже приблизились к главному, когда вы уверены, что достигнута верная рабочая атмосфера, вы сможете терпением и требовательностью добиваться того, что вам нужно.5

Надо воспитывать в каждом члене коллектива ответственность за каждый спектакль. Мы часто болеем за спектакль только эгоистически, а не в интересах целого. Не занятый в спектакле актер или получивший не ту роль, на которую он рассчитывал и претендовал, считая «своей», в лучшем случае оказывается в «нейтральной» позиции, в худшем -- становится недоброжелателем. Это разрушает коллектив изнутри. Только при условии искренней заинтересованности каждого члена коллектива в общем деле возможно создание подлинно творческой атмосферы в театре.

Уважение к сцене -- первая заповедь театральной этики. Кулисы до занятия расправлены шестом, установлены на нужную ширину, заправлены внутрь (от зрителя). Так же растянут и заправлен задник. Ни одной соринки. Ни одного лишнего перехода через сцену и вне занятий. Выходящие на сцену, все, кроме ведущего репетицию режиссера, не смеют перешагнуть через рампу, но обходят вокруг. Кулисы висят как свинцовые, ни одного прикосновения к ним ни снаружи, ни изнутри. За кулисами все ходят неслышно, разговаривают даже не шепотом, а бездыханно, одними губами.

В зрительном зале классический полукруг, чтобы каждый видел друг друга и сцену перед собой. Преподаватель в центре полукруга. На сцену все выходят охотно и легко (это нетрудно воспитать с первых шагов).

Режиссура в своей сути основана на инициативе. Потому на занятиях должна царить атмосфера инициативности.

Формальное оправдание круга. Сюжетные этюды, предполагающие в мизансцене круг. Трое в ночном, дозоре: двое у костра ведут диалог, третий на некотором расстоянии ходит вокруг них. Круг помогает создать определенную атмосферу и ритм диалога.

«В пьесе Горького очень важное значение имеют закулисные реплики, к которым писатель часто прибегает и которые помогают создать нужную атмосферу, -- это хрестоматийно и известно всем. И как раз это никуда из спектакля не уйдет. Но этого мало. Я искал в закулисных репликах «Мещан» иной -- скрытый, зашифрованный смысл».

5) Большое значение имеет атмосфера репетиций. Она может стать предпосылкой к обнаружению актерами верного камертона будущего спектакля. Такая атмосфера иногда возникает стихийно, но студентам-режиссерам необходимо научиться и сознательно управлять этим тонким, изменчивым процессом. Композиция сценического пространства Год: 1981

Атмосфера репетиций должна быть своеобразной проекцией атмосферы будущего спектакля. Формируя репетиционную атмосферу, режиссер, скажем, в одном случае стремится к тому, чтобы возобладали шутки и розыгрыши, атмосфера игры и праздника, а в другом -- камерная, исповедальная атмосфера углубленного психологизма; в первом случае он поощряет актерское озорство, проказы, провоцирует дух раскованной театральности, а во втором -- разнообразными средствами настраивает участников репетиций на душевную открытость, стоит на страже тонких, глубоких человеческих связей, возникающих у актеров. Верная репетиционная атмосфера -- важный стимул творческого поиска.11

2.3 Влияние атмосферы на зрителя

Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Сценическое представление хоть и происходит по ту сторону рампы, в моменты высшего напряжения стирает грань между искусством и жизнью и воспринимается зрителями как самая реальность. Притягательная сила театра и заключается в том, что «жизнь на сцене» свободно утверждает себя в воображении зрителя.

Такой психологический поворот происходит потому, что театр не просто наделен чертами действительности, но сам по себе являет художественно сотворенную действительность. Театральная действительность, создавая впечатление реальности, обладает своими особыми законами. Правду театра нельзя мерить критериями жизненного правдоподобия. Режиссерская школа Товстоногова Год: 2003

Психологическую нагрузку, которую берет на себя герой драмы, человек в жизни вынести не может, потому что в театре происходит предельное уплотнение целых циклов событий. Свою внутреннюю жизнь герой спектакля часто переживает как сгусток страстей и высокую концентрацию мыслей. И все это воспринимается зрителями как должное. «Невероятное» по нормам объективной реальности - это вовсе не признак недостоверного в искусстве. В театре «правда» и «неправда» имеют другие критерии и определяются законом образного мышления. «Искусство переживается как реальность всей полнотой наших психических «механизмов», но одновременно оценивается в своем специфическом качестве рукотворно-игрового «невсамделишного», как говорят дети, иллюзорного удвоения реальности».

Посетитель театра становится театральным зрителем тогда, когда воспринимает этот двойной аспект сценического действия, не только видя перед собой жизненно конкретный акт, но и понимая внутренний смысл этого акта. Происходящее на сцене ощущается одновременно и как правда жизни, и как ее образное воссоздание. При этом важно заметить, что зритель, не теряя чувства реального, начинает жить в мире театра. Соотношение реальной и театральной действительности достаточно сложно. В этом процессе можно выделить три фазы:

1. Реальность объективно показанной действительности, претворенная воображением драматурга в драматическое произведение.

2. Драматическое произведение, воплощенное театром (режиссером, актерами) в сценическую жизнь - спектакль. Б. А. Столяров Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:-»Высшая школа», 2004

3. Сценическая жизнь, воспринятая зрителями и ставшая частью их переживаний, слившаяся с жизнью зрителей и, таким образом, опять вернувшаяся к реальности.

Но «возвращение» это не аналогично изначальному источнику, теперь оно обогащено духовно и эстетически. «Художественное произведение создается для того, чтобы оно жило - жило почти в буквальном смысле
этого слова, т.е. вошло, подобно переживаемым событиям реальной жизни,
в духовный опыт каждого человека и всего человечества».13

Скрещивание двух типов активного воображения - актерского и зрительского - и порождает то, что называется «магией театра». Преимущество театрального искусства заключается в том, что оно с наглядностью и конкретностью воплощает воображаемое в живое действие, развертывающееся на сцене. В других искусствах воображаемый мир или возникает в представлениях человека, как в литературе и музыке, или запечатлен в камне или на полотне, как в скульптуре или живописи. В театре же зритель видит воображаемое. «Всякий спектакль содержит в себе некие физические и объективные элементы, доступные любому зрителю».14

Сценическое искусство по своей природе предполагает не пассивное, а активное увлечение зрителей, ибо ни в каком ином искусстве нет такой зависимости творческого процесса от его восприятия, как в театре. У Г.Д. Гачева зрители, «как небожители, как тысячеокий Аргус зажигают действо на сцене ибо мир сцены и сам по себе возникает, является, но в той же мере есть произведение зрителя».

Основной закон театра - внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях - предполагает возбуждение воображения, самостоятельного, внутреннего творчества у каждого из зрителей. Этой захваченностью действием зритель отличается от равнодушного наблюдателя, который в театральных залах тоже встречается. Зритель в отличие от актера, активного художника, является созерцающим художником.

Активное воображение зрителей - это вовсе не какое-то особое духовное свойство избранных любителей искусства. Конечно, выработанный художественный вкус имеет большое значение, но это вопрос развитости тех эмоциональных начал, которые присущи каждому человеку. «Художественный вкус открывает читателю, слушателю, зрителю путь от внешней формы к внутренней и от нее к содержанию произведения. Чтобы этот путь был успешно пройден, необходимо соучастие воображения и памяти, эмоциональных и интеллектуальных сил психики, воли и внимания, наконец, веры и любви, т. е. тот же целостный психический комплекс душевных сил, которые осуществляют творческий акт».14

Сознание художественной действительности в процессе восприятия тем глубже, чем полнее погружается зритель в сферу переживания, чем многослойней входит искусство в душу человека. Вот на этом стыке двух сфер - бессознательного переживания и сознательного восприятия искусства и существует воображение. Оно заложено в человеческой психике изначально, органически, доступно каждому человеку и может быть значительно развито в ходе накопления эстетического опыта.

Эстетическое восприятие есть творчество зрителя, и оно может достигать большой интенсивности. Чем богаче натура самого зрителя, чем более развито его эстетическое чувство, чем полней его художественный опыт, тем активнее его воображение и богаче его театральные впечатления.

Эстетика восприятия в значительной степени ориентирована на идеального зрителя. В действительности же сознательный процесс воспитания театральной культуры возможно продвинет зрителя к обретению знаний об искусстве и овладению определенными навыками восприятия. Образованный зритель вполне может:

Знать театр в его собственных законах;

Знать театр в его современных процессах;

Знать театр в его историческом развитии.

При этом следует отдавать отчет в том, что механически сложенные в голове зрителя знания не являются гарантом полноценного восприятия. Процесс формирования зрительской культуры в известной степени обладает свойствами «черного ящика», в котором количественные моменты не всегда прямолинейно складываются в определенные качественные явления.

Театр - искусство удивительное. Хотя бы потому, что за последнее столетие ему несколько раз предсказывали неминуемую гибель. Ему грозил обретший речь Великий немой - казалось, что звуковое кино отнимет у театра всех зрителей. Затем угроза исходила от телевидения, когда зрелище пришло непосредственно в дом, позже стали опасаться мощно распространившегося видео и Интернета.

2 .4 Приемы воздействия сценической атмосферы в музыкально - поэтческом спектакле « Дорогой победы! » на зрителей

В музыкально - патриотичнском спект»Дорогой победы!» для создания необходимой органичхудожественно - сценической атмосферы были прменены слелующие постановочные компоненты:

1) Музыка - сюжетная и условная

К примеру, легендарная песня «Эх, дороги…» связывает между собой сюжетную линию воедино, держит сквозное действие спектакля в необходимой художественно - сценической атмосфере театрального действа.

Также такие музыкальные композиции, как:

· «Тянется дорожка»;

· «Вот кто - то с горочки спустился»;

· «Меня зовут юнцом безусым»«

· Казачий пляс;

· «Как во городе Черкасскому»;

· ««Песня о тревожной молодости»;

· «Эх, путь-дорожка фронтовая!

Все это слагаемые сюжетной музыкальной линии данного театрального действа.

Также музыкальное поппури «Рио-Рита. Фокстрот. Танго. Пасадобль», как символ тревожных и победных 40-х годов.

В финале спектакля звучит песня «Шел солдат…».

2) Сценический свет

Вся световая партитура спектакля «Дорогой победы!» выстроена в соответствии с требованиями театрального сценического света.

3) Звуки и шумы

Звуко - шумовая партитура спектакля «Дорогой победы!» (взрывы, топот копыт, выстрелы и пр.) позволила ввести зрителя в сценическую атмосферу спектакля и заставила поверить в увиденное.

Подобные документы

    Атмосфера как часть выразительных средств. Понятие атмосферы. Способы создания атмосферы в спектакле. Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене. Организация сценической атмосферы и решение пространства. Режиссерская экспликация спектакля.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2008

    Совершенствование русского актерского мастерства в начале ХХ века. Развитие балета, хореографического и оперного искусства. Приобщение трудящихся к театральной культуре. Раскрытие образа, сценического ансамбля, идейно-художественной целостности спектакля.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Создание артистического кружка из числа театральной молодежи в 60-70-х годах. Сценическая деятельность "Общества искусства и литературы". Характеристика главных причин развития провинциального театра. Главная традиция любительского театра 80-х гг.

    презентация , добавлен 23.04.2015

    Функции театральной музыки, её классификация по способу использования в спектакле и способу участия в действии. Музыкальные жанры в спектакле. Замысел музыкального оформления и музыкальное решение спектакля с помощью музыки. Функции шумов в спектакле.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Актерское мастерство как ключевой момент в театральном представлении. Психолого-педагогические методы воздействия на юных актеров, развитие творческого мышления и умения раскрепощаться на сцене. Игровой тренинг на занятиях в театральной студии "Этюд".

    реферат , добавлен 23.10.2014

    Восприятие литературы через призму театрального искусства. Литературоведческие исследования русской классики. Специфика режиссерского искусства. Осмысление постановок культурным сообществом. Современные стратегии театральной интерпретации классики.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2017

    Возникновение и особенности системы К.С. Станиславского, ее общие принципы. Роль и место балетного искусства в театральной культуре. Система К.С. Станиславского в воспитании внутренней техники артиста балета и музыкально–хореографической драматургии.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2011

    Виды театрального жанра. Особенности жанров искусства, связанных с театром и музыкой. Опера как вид музыкально-театрального искусства. Истоки оперетты, ее родство с другими видами искусства. Моноопера и монодрама в театре. История возникновения трагедии.

    реферат , добавлен 04.11.2015

    История создания театра Евгения Вахтангова как одного из гениальных учеников Станиславского. Доминирующие тенденции вахтанговского искусства. Сочетание глубокого реалистического вскрытия драматургического материала и яркой театральной формы спектакля.

    презентация , добавлен 31.05.2017

    Кинетизм как направление в современном искусстве. Зарождение кинетического искусства. Создание произведения искусства с помощью света и движения. Элементы кинетизма в виде трюков, оживлявших скульптуры, в прикладных искусствах, театральной сценографии.

Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

Сочинения по литературе: Рецензия на рассказ А. П. Чехова "Тоска"

Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова "Тоска", я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении "Тоска".

Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Нам может показаться, что это человек, которого не преследует проблема одиночества. Но

Заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не

Имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. Наплевательское отношение пассажиров друг к другу и к самому Иону является горстью соли, насыпанной на его душевную рану. Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А. П. Чехова "Тоска", хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.

Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в

Своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней

Развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

Достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой "малой"

Формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

Может считаться его рассказ "Тоска". Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов - бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не

Немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа "Тоска" проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

С творчеством А. П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по

Школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества

Является краткость. Сам Чехов говорил: "Умею коротко писать о длинных вещах". Об одной из таких "длинных вещей" писатель повествует в рассказе "Тоска". В нем А. П.

Чехов поднимает вечную проблему человечества - проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение

Тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия

Рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов

Окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение

Вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,

И боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать

Кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и

Непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не

Обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах

Людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,

Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают

Об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.

Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то

Другому - равнодушие и непонимание.

Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: "Писать талантливо, то есть коротко", "Умею коротко говорить о длинных вещах". Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его

Пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали,

За короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями, за которыми

Вот и сейчас в его рассказе "Тоска" достаточно нескольких предложений, чтобы понять

Атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся

Сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который "пластом ложится на крыши, плечи,

Спины, шапки". Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности,

Пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном

Пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом

Перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с

Бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе - о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с

Бабами лучше разговаривать на эту тему, "те хоть и дуры, но ревут от двух слов". Однако

Его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому

Горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, "тоска громадная, не знающая

Границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила..."

Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив "Тоски". Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем "увлекается и рассказывает ей все". Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом "бездушном" городе - это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

Похожие статьи