Кому посвящен памятник к которому не зарастет. «Памятник, к которому не зарастет народная тропа

История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.

Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi monumentum - «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.. В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного поэтического «памятника» стало устойчивой литературной традицией, В русскую литературу ее ввел еще Ломоносов, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник». Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических «памятников». Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в пушкинском «Памятнике».

Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами, но с несколько видоизмененным размером. В первых трех строках, как и Державин, Пушкин использует традиционный. одический размер - 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.

Основные темы и идеи. Стихотворение Пушкина является. гимном поэзии. Его главная тема - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно." уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. - говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа - традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Вторая, строфа у всех поэтов., создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков.: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит». Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, «о и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит».

Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее не знакомых с ней, и широкой посмертной славы:

Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой,
И назовет меня веяк сущий в ней. язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно- в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву». Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Важнее для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.

Последняя строфа - традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным еще в программном стихотворении «Пророк». Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом. Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа». В них с особой остротой встает проблема поэт и общество, утверждается принципиальная независимость художника от мнений публики. В пушкинском «Памятнике» эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, которая создает гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.

Художественное своеобразие. Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я...», «И назовет меня...», «И гордый внук славян...», «И долго буду тем любезен...», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус...»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия - «Что чувства добрые я лирой пробуждал...». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.

Значение произведения. Пушкинский «Памятник», продолжающий традиции Ломоносова и Державина, стоит в русской литературе на особом месте. Он не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов, Не все они строго следовали жанровой традиции стихотворения-«памятника», как А.А. Фет, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,», пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.


Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух «вкушает хладный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», откроются «вещие зеницы» и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать «неба содроганье», «гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье». Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит...

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. «Поэт - эхо мира», - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении «Деревня», оде «Вольность» отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях «Я вас любил...» или «Я помню чудное мгновенье...» заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что же было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее предметом... Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов».

В своем стихотворении «Я памятник себе...» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «нерукотворный памятник», к которому уже многие годы не зарастает «народная тропа» и не зарастет, наверное, никогда.

По всему миру насчитывается почти 200 памятников Пушкину — статуй, бюстов и других изваяний, посвященных автору «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». «Афиша Daily» рассказывает о нескольких примечательных монументах, установленных в честь русского поэта за рубежом.

Кишинев

Кто поставил : архитектор Александр Опекушин

Когда : май 1885 года

История памятника : Памятник Пушкину в Кишиневе — один из старейших в мире. Идея его создания возникла еще в 1860-х, но осуществить ее удалось лишь в середине 1880-х — после того как статуя поэта появилась в Москве. На тыльной стороне бюста написано: «Здесь лирой северной пустыни оглашая, скитался я… 1820, 1821,1822,1823 гг.» — так монумент напоминает о трех годах ссылки, которые Пушкин провел в Бессарабии и Кишиневе.

Шанхай

Кто поставил : группа архитекторов во главе с русским инженером и синологом Михаилом Павловским

Когда : февраль 1937 года

История памятника : Памятник Пушкину был установлен на территории французской концессии по инициативе проживавших в Шанхае русских эмигрантов. Поводом стало 100-летие со дня смерти поэта. Средства на установку монумента помогали собирать находившиеся тогда в Китае Федор Шаляпин и Александр Вертинский. Бронзовый бюст Пушкина был обращен лицом к России, а выполненные на нескольких языках надписи гласили: «1837—1937, Пушкин — в сотую годовщину смерти».

В 1937 году Шанхай был захвачен японцами. В ноябре 1944 года японские оккупационные власти отправили чудом уцелевшее при обстрелах города изваяние на переплавку. После окончания Второй мировой войны силами проживавшей в Шанхае русской диаспоры и шанхайской интеллигенции были собраны деньги на восстановление памятника. Специалисты московской Третьяковской галереи по сохранившимся эскизам вновь отлили бюст Пушкина — теперь из меди.

Во второй раз памятник был уничтожен в 1966 году — во время китайской «культурной революции». В 1987 году скульптор Гао Юн Лонг восстановил его, однако в отсутствие эскизов и изображений предыдущей версии бюста ему пришлось делать это в соответствии с собственным восприятием Пушкина и его творчества. Таким образом, первоначальная концепция монумента, установленного по инициативе русских эмигрантов, была утрачена навсегда.

Будапешт


Кто поставил : скульптор Янош Фаркаш

Когда : 1949 год

История памятника : Помимо памятника, заложенного в честь Пушкина венгерским скульптором Яношем Фаркашом в Будапеште в 1949 году, была установлена и мемориальная доска. Надпись на доске гласит: «Шандор (Александр на венгерский манер. — Прим. ред. ) Пушкин, великий поэт русского народа», под ней выгравировано четверостишие из пушкинского «Памятника». Доску повесили на улице, которую тогда же переименовали в Пушкинскую. Все эти мероприятия были приурочены к 150-летию со дня рождения поэта. А годом ранее известный будапештский кинотеатр «Форум» сменил свое название на «Пушкин» — и носит его до сих пор.

Вашингтон

Кто поставил : скульптор Александр Бурганов

Когда : 2000 год

История памятника : Статуя Пушкина работы Бурганова появилась на территории Университета Джорджа Вашингтона в 2000 году в рамках программы культурного обмена между Москвой и Вашингтоном. Решение об установке памятника было принято в 1999 году — в 200-ю годовщину со дня рождения русского поэта. В качестве ответного жеста в 2009 году около I гуманитарного корпуса МГУ установили статую американского поэта Уолта Уитмена.

Другие монументы в честь Пушкина на территории США можно найти в Нью-Джерси и в Нью-Йорке. Статуя в Нью-Джерси расположена в уединенном месте около озера. В конце 1930-х эта территория принадлежала русским эмигрантам: памятник Пушкину там появился по их инициативе в 1941 году.

Цудахарская средняя общеобразовательная школа

с. Цудахар

Подготовила:

Цель урока:

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», через который учащимся необходимо понять основной замысел поэта о человека-творца.

Задачи урока:

    систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках литературы; продолжать развивать умение анализировать лирическое стихотворение и пробудить у учащихся интерес к личности и творчеству; развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование; дать возможность почувствовать силу слова, образов, представлений, воспитывать интерес и уважение к творчеству А. Пушкина.

Оборудование урока:

Мультимедиа проектор, мультимедийная презентация (приложение), музыкальное оформление, видеосюжет, иллюстрации памятников, текст пушкинского стихотворения «Памятник», интерактивная доска

Ход урока:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Тихо звучит музыка вальса, и на ее фоне ученик читает отрывок из стихотворения Натальи Саженковой "Великий поэт":

Есть много людей знаменитых на свете,
Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети,
О нём мы не вспомнить не можем сейчас.

Великий поэт нам оставил в наследство,
Крылатые мысли, правдивый язык.
И Пушкина слово волнует нам сердце,
И к пушкинской мысли здесь каждый привык.

"О вещем Олеге" узнаем из песни,
И "Зимнее утро"прочтём наизусть.
"О няне" читать будет нам интересно,
И сердце охватит тревога и грусть.

В честь Пушкина названы улицы в сёлах,
В больших городах и районах страны.
Открыты музеи, театры, и в школе,
Его изучаем подробнее мы.


Учитель: - Поэзия Пушкина… Это высокая правда о человеке, о жизни, о душе. Это духовное достояние, гордость и любовь всего человечества. Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания, полученные на предыдущих уроках литературы по творчеству поэта и проведем анализ его стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…».

После вступительного слова учитель на интерактивной доске проецирует высказывания об (слайд 2).

(брат поэта): «… был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но сложен необыкновенно крепко и соразмерно».

: «Человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой…».

: «… без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим приятным голосом».

Прочитав высказывания, учащиеся в парах готовят ответ на вопрос:

    « Пушкин… Какой он? » (Каждой паре даются чистые листы, учащиеся дают свою характеристику личности и внешности поэта).

Дать определение слову «памятник» с помощью словаря. Завершив эту работу, они приступают к очередной деятельности: 1-ая группа подбирает синонимы к слову «памятник», а 2-ая группа дает перевод этого слова и его синонимов на даргинский язык.

Учитель обращает внимание учеников на иллюстрированный материал, представляющий памятники. Знакомятся учащиеся и с другими памятниками великому поэту, находящимися в разных городах(слайд 3,4,5).

Просмотр видеосюжета о том, как отмечали день рождения Пушкина в (видео 1).

Учитель: Задумайтесь над вопросом: « Предчувствовал ли Пушкин, что после его смерти будут помнить о нем?»

После прочтения выполняется словарная работа. На доске записано объяснение следующих слов (слайд 7):

Пиит – поэт.

Александрийский столп – колонна высотой в 27 метров, воздвигнутая в честь Александра Й на Дворцовой площади Петербурга (демонстрируется иллюстрация Дворцовой площади в Петербурге).

Заветная лира – искусство поэта.

Воздвиг – поставил, построил.

Памятник нерукотворный – такой, какого нельзя сделать руками, нельзя сотворить из камня, .

Приемли – прими

Милосердие – доброта.

Ознакомившись с объяснением некоторых слов, данных в стихотворении, учащиеся возобновляют работу в группах, формулируя ответы на следующие вопросы (слайд 8):

Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу? Почему поэт уверен, что «к нему не зарастет народная тропа»? В каких строках поэт говорит о бессмертии своего творчества?

Анализ стихотворения: учащимся необходимо повторить некоторые сведения из теории литературы, поэтому они обращаются к словарю литературоведческих терминов, восстанавливая в памяти определение таких понятий, как: тема, идея, композиция, эпитет, олицетворение, метафора.

Схема анализа стихотворения:

Год написания стихотворения; тема стихотворения; идея, как она раскрывается; композиция; художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры Что хотел донести до читателя поэт этим стихотворением?

В своих ответах учащиеся подчеркивают, что, по мнению Пушкина, настоящий поэт независим от служения светской толпе, он должен служить свободе, красоте, истине, добру.


слушать – слышать

смотреть - видеть

Одинаковы эти слова по значению?

Нет, можно смотреть, но не вникать

слушать, но не слышать,

Прошу вас слышать и видеть,

Давайте разобьемся на три группы, выбрав для себя тему.

Лирика дружбы.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мои друг, отчизне посвятил

Души прекрасные порывы!

Каждый ученик из группы читает четверостишие и анализирует.

Чем интересна была для вас эта тема?

Почему я выбрал это стихотворение?

Какие строки запали в душу?

Дружба способна влиять на судьбу человека?

Лирика любви.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Каким вы увидели Пушкина в любви?

Что такое любовь?

Что значит любовь для вас?

Пушкин о поэте.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В чём видит Пушкин назначение поэта и его поэзии?

В чём подвиг и трагедия Пушкина?

Итак, мы обогатили друг друга своими поисками.

Звучит музыка Г. Свиридова "Романс".

Какая прозвучала мелодия?

Что вы слышите?

Какие музыкальные инструменты помогли вам услышать её?

Какие чувства пробудились в вас?

Какое стихотворение вам хотелось бы прочитать?

Прочитайте.

Творческая работа.

Давайте зажжем свечи, почувствуем тепло, возьмём ручки и попробуем превратиться в юных поэтов. Необходимо подобрать к слову, кончающему строку, рифму.

Звучит музыка "Времена года".

1 четверостишие

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

2 четверостишие

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит -

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

С. Стромилов

3 четверостишие

Стонет сизый голубочек,

Стонет он и день, и ночь

Миленький его дружочек

Отлетел надолго прочь.

Учитель: Кипучей творческой жизнью продолжал жить Пушкин до самых последних дней. Погиб поэт, как сказал Герцен, « в расцвете сил, не допев своих песен, не досказав того, что мог бы сказать». Последние часы жизни… (Тихо звучит вальс Свиридова). Послушайте, какими они были для поэта.

Ученик 1: (слайд 9) Весть о дуэли быстро распространилась по Петербургу. К дому на Мойке спешили сотни людей. Не было только придворной знати. Жуковский в письме к отцу Пушкина сообщал о последних часах жизни поэта: « Послав Даля ободрить жену надеждою, Пушкин сам не имел никакой. Однажды он спросил: «Который час?» И на ответ Даля продолжал прерывающимся голосом: «Долго ли… мне… так мучиться? Пожалуйста, поскорей!» Последние слова Пушкина: «Кончена жизнь…»

Ученик 2: поэт умер. В «Санкт-Петербургских » 1837 года было сделано сообщение: «Вчера, 29-го января, в 3-м часу пополудни скончался Александр Сергеевич Пушкин». Могила поэта находится в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского. В честь великого поэта дважды в год – в день его рождения и его гибели – звонят колокола Святогорской церкви (слайд 10).

Гордись, Россия вековая,

Ты миру Пушкина дала.

Скорби и плачь, страдая,

Что ты его не сберегла…

Учитель: Проходят годы, века со дня рождения и смерти Пушкина, но по - прежнему Пушкин учит нас верить в людей, ловить прекрасные мгновения жизни, окончить все споры и видеть в жизни прекрасное, он объединяет нас, людей разных национальностей.

Д\З: Написать сочинение "Мой Пушкин"



Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение было написано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Оно было зачитано Пушкиным на новогоднем балу.

Место стихотворения в творчестве поэта

Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Памятник» посвящено размышлениям о назначении поэта и поэзии на земле. Мне кажется, данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению Пушкина, поэта – божий посланник, который несет праведное слово народу. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.

Тема творчества, поэта и поэзии.

Лирический сюжет

Сюжет стихотворения это осмысление судьбы поэта в историческом масштабе.

Проблема стихотворения

Проблема закрепления своей славы поэта во времени.

Композиция стихотворения

Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:

Душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.

Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.

В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.

Лирический герой

Преобладающее настроение, его изменение

Настроение торжественное и возвышенное на протяжении всего стихотворения.

По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.

Пять строф, четверостишия.

Основные образы

Образ нерукотворного памятника создается в сравнении с реальной гранитной колонной, установленной в 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победителя Наполеона, одного из организаторов Священного Союза императора Александра I.

Образ музы чистый, не запятнанный гордыней. Она не принимает лести и не осуждает критиков.

Лексика стихотворения

Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».

Поэтический синтаксис

В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).

Сложные предложения, использована инверсия.

Изобразительные средства иносказания

эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».

Звукопись

Динамика развития лирического сюжета передана фоническими средствами. Повтор, превалирующий в первой строфе, акцентирует ключевую мысль (звуковые ассоциации):

Я памятник себе воздвиг не рукотворный ,

К не му не зарастет на родная тропа,

Возне сся выше он главою не покорной

Алексан дрийского столпа.

Нет , весь я не умру…

В следующих трех строфах-четверостишиях на первый план выходит такая фоническая система, как ономатопея. Благодаря повтору «д» с гласными слышен отзвук колокольного звона. Впечатление создается не только торжественное, но и тревожное, так как активизируется ассонансный звук «у». В последней строфе он преобладает, акцентируя в психологическом состоянии лирического героя трагические ноты.

Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифмовка перекрестная.

Эмоции вызванные при прочтении

На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.

Похожие статьи